consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Антропология и космология => Тема начата: Isolophey от 20 Февраль 2011, 18:08:25



Название: Труд - великий Божий дар!?
Отправлено: Isolophey от 20 Февраль 2011, 18:08:25
Кардинал Фома Шпидлик пишет, что Отцы Церкви в творчестве человека видят отражение Божия образа. Адам был создан по образу Бога. На первых страницах Быт. Бог представляется нам, как великий Труженик (Шпидлик ссылается на Златоуста: где!?)
Есть ли цитаты Отцов, говорящие о том, что Бог - первый и главный Труженик, Художник, а человек отражает в своем образе Божие творчество?


Название: Re: Труд - великий Божий дар!?
Отправлено: Димитрий от 15 Март 2011, 15:41:21
«Вы знаете то, что случается, когда портрет, написанный на холсте, становится блеклым от внешних влияний. Художник не выбрасывает его, но тот, с кого рисовали портрет, должен прийти и сесть для этого снова, и затем подобие заново будет восстановлено на том же самом материале. Также и в случае со Всесвятым Сыном Божиим. Он, образ Отца, пришел и жил в среди нас, чтобы обновить человечество, сотворенное по Нему и разыскать Свою потерянную овцу, как Он говорит в Евангелии: «Я пришел, чтобы взыскать и спасти потерянное»(слово о воплощении Слова, свт.Афанасий В.)

Конечно не совсем то что Вы просили,но...


Название: Re: Труд - великий Божий дар!?
Отправлено: seksta от 19 Март 2011, 23:27:26
Святитель Василий Великий
Беседы на Шестоднев

Цитировать
...премудрый Моисей, желая показать, что мир есть художественное произведение, подлежащее созерцанию всякого, так что через него познается премудрость его Творца, не другое какое слово употребил о мире, но сказал: в начале сотворил.

Не сделал, не произвел, но сотворил. И поелику многие из представлявших, что мир от вечности существует с Богом, соглашались не на то, что он сотворен Богом, но что сам собою осуществился, будучи как бы оттенком Божия могущества; и потому хотя признавали Бога причиною мира, но причиною непроизвольною, как тело бывает причиною тени, и сияющее - сияния, то Пророк, поправляя сию ложную мысль, употребил слова с особенною точностью, сказав: в начале сотворил Бог.

Бог был для мира не сим одним - не причиною только бытия, но сотворил как благий - полезное, как премудрый - прекраснейшее, как могущественный - величайшее. Пророк показал тебе в Боге едва не художника, который, приступив к сущности вселенной, приноровляет ее части одну к другой, и производит само себе соответственное, согласное и гармоническое целое.


Название: Re: Труд - великий Божий дар!?
Отправлено: tatiana от 14 Июль 2011, 10:42:03
Есть ли цитаты Отцов, говорящие о том, что Бог - первый и главный Труженик, Художник, а человек отражает в своем образе Божие творчество?

На самом деле непонятно, про что задана тема.

Творчество – это одно. Труд, работа – это другое.

После грехопадения Адаму было определено «в поте лица будешь есть хлеб». Труд стал проклятием, вечным круговращением, не приводящим ни к какой цели.
Такой труд ни в коей мере не является отражением образа Божия.

Такой труд скорее помогает человеку не потерять человеческий облик.

святитель Тихон Задонский: «Праздный человек, подобно смертоносной язве или гниющему болоту, содержащему в себе множество гадов, постоянно носит в сердце всякую нечистоту, отравляющую не только свою душу, но и тех, кто с ним соприкасается. Праздность научает человека "воровать, похищать... лгать, льстить, обманывать" "научает многой злобе" (Сир. 33, 28), так что "в похотях есть всяк праздный" (Сир. 13, 4).

Цитата взята из этой статьи http://www.inform-relig.ru/lobby/detail.php?ID=1946


Если брать человеческое творчество (искусства и науки), то занятие ими никак не является более спасительным (приближающим к Богу), чем тот же физический труд.

Подводя небольшой итог, можно сказать так, что человек отражает в своем образе Божие творчество только тогда, когда занимается молитвой и спасением своей души, то есть строит дом своей души. В этом занятии, как известно, ничто не может совершаться человеком, а все только Богом.

Все, что является собственно человеческим творчеством и изобретением - это ветхая земля, которая сгорит в известный день. То что всамделе является отражением Бога и Его творчества, т.е. душа - не сгорит.
 
это следует из общего контекста святоотеческого учения, и какие-то конкретные цитаты здесь привести трудно.