consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Терминологические вопросы и проблемы => Тема начата: Павел Недашковский от 28 Апрель 2012, 17:47:51



Название: Евхаристические дебаты
Отправлено: Павел Недашковский от 28 Апрель 2012, 17:47:51
Заметка одного из моих любимых профессоров, на его сайте

http://andriibaumeister.com/?p=819

В связи с этим вопрос, как в Православном богословии решался вопрос о соотношении акциденций с субъектом ингеренции в Евхаристии?

Фома Аквинский на это отвечал так: субъект ингеренции (субстанция) это вторичная причина бытия акциденций, акциденции хлеба и вина в Евхаристии не относятся к субстанции Тела и Крови, их поддерживает Бог и это чудо


Название: Re: Евхарестические дебаты
Отправлено: Павел Недашковский от 28 Апрель 2012, 22:37:51
Вот как отношение субстанции и акциденций в Евхаристии решалось у католиков

Фома Аквинский

"accidentia in hoc sacramento manent sine subiecto... Quod quidem virtute divina fieri potest... Deus, qui est prima causa substantiae et accidentis"

"акциденции в этом Таинстве (Евхаристии) не имеют субъекта (ингеренции)... Это во власти Божьей... Бога, Который есть первичная причина субстанции и акциденций"

Как это решалось у православных?


Название: Re: Евхаристические дебаты
Отправлено: seksta от 29 Апрель 2012, 11:47:56
ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХОВ ВОСТОЧНО-КАФОЛИЧЕСКИЯ ЦЕРКВИ
ОПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ 1723 г.

Цитировать
Веруем, что всесвятое таинство Святой Евхаристии, которое выше мы постаили четвертым в числе таинств, есть таинственно заповеданное Господом в ту ночь, в которую Он предал себя за жизнь мира. Ибо, взяв хлеб и благословив, Он дал Своим ученикам и Апостолам, сказав: "Приимите, ядите, сие есть тело Мое". И, взяв чашу, воздав хвалу, сказал: "Пийти от нея вси: сия есть кровь Моя, яже за вы изливаемая во оставление грехов".

Веруем, что в сем священнодействии присутствует Господь наш Иисус Христос не символически, не образно (tipikos, eikonikos), не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о крещении, и не чрез проницание хлеба (kat Enartismon - per impanationem), так, чтобы Божество Слова входило в предложенный для Евхаристии хлеб, существенно (ipostatikos), как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъяясняют; но истинно и дейстивтельно, так что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется. преобразуется в самое истинное тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, седит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную кровь Господа, которая во время страдания Его на кресте излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое тело и кровь Господня под видом и образом хлеба и вина.

Еще веруем, что сие пречистое тело и кровь Господня раздаются и входят в уста и утробы причащающихся, как благочестивых, так и нечестивых. Только благочестивым и достойно принимающим доставляют отпущение грехов и жизнь вечную, а нечестивым и недостойно принимающим уготовляют осуждение и вечные муки.

Еще веруем, что тело и кровь Господа хотя разделяются и раздробляются, но сие бывает в таинстве причащения только с видами хлеба и вина, в которых они и видимы, и осязаемы быть могут, а сами в себе суть совершенно целы и нераздельны. Почему и Веленская Церковь говорит: "Раздробляется и разделяется раздробляемый, но неразделяемый, всегда ядомый и николиже иждиваемый, но причащающийся (разумеется, достойно) освящаяй".

Еще веруем, что в каждой части, до малейшей частицы преложенного хлеба и вина, находится не какая-либо отдельная часть тела и крови Господней, но тело Христово, всегда целое и во всех частях единое, и господь Иисус Христос присутствует по существу Своему, то есть с душою и Божеством, или совершенный Бог и совершенный человек. Потому хотя в одно и то же время много бывает священнодействий во вселенной, но не много тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно тело Его и одна кровь во всех отдельных Церквах верных. И это не потому, что тело Господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и по освящении претворяемый и преосуществляемый, делается одно и то же с телом, сущим на небесах. Ибо всегда у Господа одно тело, а не многие во многих местах. Посему-то таинство сие, по общему мнению, есть самое чудесное, постигаемое одной верою, а не умствованиями человеческой мудрости, коей суету и безумную изыскательность касательно вещей Божественных отвергает сия святая и свыше определенная за нас жертва. Еще веруем, что сему телу и крови Господней в таинстве Евхаристии, должно воздавать особенную честь и Боголепное поклонение; ибо каким мы обязаны поклонением Самому Господу нашему Иисусу Христу, таким же телу и крови Господней. Еще веруем, что жертва сия, как до употребления, немедленно по освящении, так и после употребления, хранимая в освященных сосудах для напутствования умирающих, есть истинное тело Господа, нисколько неразличное от Его тела, так что и до употребления по освящении, и в самом употреблении, и после оного всегда остается истинным телом Господним. Еще веруем, что словом "пресуществление" не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в тело и кровь Господню; ибо сего нельзя постичь никому, кроме самого Бога, и усилия желающих постичь сие могут быть следствием только безумия и нечестия; но показывается только то, что хлеб и вино по освящении прелагаются в тело и кровь Господню не образно, не символически, не преизбытком благодати, не сообщением или наитием единой Божественности Единородного, и не случайная какая-либо принадлежность хлеба и вина прелагается в случайную принадлежность тела и крови Христовой каким-либо изменением или смешением, но, как выше сказано, истинно, действительно и существенно хлеб бывает самым истинным телом Господним, а вино самою кровию Господнею
.

Это наиболее удачное описание Таинства, с которым пока довелось иметь дело.

Не могу только разделить мысль, что "усилия желающих постичь сие могут быть следствием только безумия и нечестия".


Название: Re: Евхаристические дебаты
Отправлено: Павел Недашковский от 29 Апрель 2012, 14:57:12
Это совершенно не ответ на мой вопрос, это констатация "акциденции сохраняются" и по сути калька Тридентского собора

Но каким образом если не существует акциденций без (субъекта ингеренции) субстанции? Католики это поясняют через различие в каузальности

Как этот вопрос решали православные?


Название: Re: Евхаристические дебаты
Отправлено: Наблюдатель от 30 Апрель 2012, 16:28:06
Как этот вопрос решали православные?

насколько мне известно - никак не решают. Православные просто верят в то, что непостижимой силой Божией евхаристические хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь, сохраняя при этом вид хлеба и вина.