А вот как быть в случае, если есть одно-два византийских свидетельства, а поствизантийские тексты (не важно, святоотеческие, официальные) им противоречат, пусть даже их много. В соответствии с разъяснениями вторые просто не принимаются во внимание. А правильно ли это?
1) мне кажется, здесь имеет место недоразумение.
Я, может быть, сейчас немного повторюсь в том, что уже выше было сказано Андреем Белоусом, но все же:
тематика форума прежде всего богословская. Вы знаете кого-нибудь из серьезных богословов за рамками византийского периода?
Были великие подвижники, были аскеты, светильники Церкви, но никто из них (если говорить о пост-византийском периоде) не облек свой опыт в строгую богословскую систему.
Но ведь на форуме только в рамках строгого богословия и возможны вообще какие-либо рассуждения.
Если человек был светильником Церкви, но не оставил строгой богословской, терминологически выверенной системы в своих трудах, то мы не можем пользоваться его текстами в богословско-философских дискуссиях.
Это не отменяет того, что мы можем читать того же автора и широко пользоваться его советами в целях личной аскетической практики. Это вопросы, относящиеся к внутреннему деланию, и они должны согласовываться с духовником или с трудами отцов. На форуме такие обсуждения обычно представляют собой типичное "бла-бла" в околоправославном духе, и поэтому сугубо не приветствуются.
Аскетика - вещь внутренняя, ее невозможно практиковать на форуме, в отличие от догматического богословия.
Еще вот что добавлю: на форуме есть раздел "Вопросы патрологии и церковной истории", где могут рассматриваться взгляды того или иного богослова, жившего в какой угодно отрезок времени, на тот или иной вопрос.
Если есть большое желание рассмотреть чье-либо учение (Феофана Затворника, св.Иоанна Кронштадтского и др.), то это как раз в этом разделе и происходит.
Если вдруг окажется, что в трудах того или иного ближайшего к нам учителя Церкви содержится строгое богословие, сравнимое с византийским богословием, думаю, все будут этому только рады.
2) Если у древних отцов есть какие-то свидетельства на какую-то тему, то мы должны разобрать их (на предмет того, не было ли это частным мнением) и пользоваться ими. Об этом и говорит св. Викентий Лиринский в одной из цитат, приведенных в этой теме.
Если же у византийских отцов нет ничего, а такое встречается сколько угодно, то мы должны сами разобрать вопрос, с помощью позднейших отцов и учителей, сами найти какое-то решение, в конце концов.
Но рецепцию этого решения, оглядку на древних на предмет истинности такого решения, или его дурной новизны, на предмет того, не противоречит ли оно Преданию в целом - такой обязанности с нас никто не снимал.
Разъяснение 1 к Правилам можно, думаю, понимать и в таком духе.
п.с. система здесь понимается скорее в метафизическом смысле. Известно, что МИ, например, не оставил как раз системы в своих трудах, в прямом узком смысле. Но, вместе с тем, его богословие столь системно и глубоко, что - копать и копать.