Не встречал ли кто-нибудь мнения Святых Отцов относительно выделения Десятословия из всего корпуса Закона Моисея?
Каких-то особенных святоотеческих высказываний, акцентирующих выделение Декалога из корпуса моисеева закона я не нашел, кроме этих:
Моисей получает заповеди закона, десятословие, и прочие постановления. (Златоуст, " Обозрение книг Ветхого Завета")
В этой же книге говорится ... о законах и оправданиях, но прежде их о десяти заповедях, написанных на досках. (Афанасий Великий, "Краткое обозрение книг Священного писания Ветхого и Нового Завета)
но это и понятно, так как для христиан Декалог - это собственно и есть вся совокупность ветхозаветного Закона, его неизменная сущность, приобщаясь к которой люди приобщаются к благобытию на уровне "практической философии":
[Господь] есть Промыслитель благодаря числу десять; через святую десятицу заповедей люди приводятся к благобытию, и этой буквой тайнозрительно начинается имя Господа, ставшего человеком. (Максим Исповедник, " Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия")
во-первых, Декалог естественным образом отделен от остального закона, хотя бы потому, что начинает его. во-вторых, весь остальной закон - это только толкование, каким образом Декалог должен применяться га практике ветхозаветным Израилем. чтобы это понимать, не надо быть святым отцом
и в третьих - святые отцы, когда писали о заповедях ВЗ, писали преимущественно в пастырском и нравственно-аскетическом дискурсе, и по этой причине собственно по большому счету только Декалог и имели ввиду. Для них же не стояло задачи трактовать все мицвот в иудейском смысле - иначе они были бы иудеями, а не христианами. Поэтому перед отцами не стояло и иудейской проблемы - согласовать и истолковать все моисеево законодательство для применения на практике, поэтому не было трудности выделения и противопоставления заповедей Декалога от прочих постановлений - обычно когда речь у отцов идет о заповедях закона, очевидным образом имеется ввиду в первую и, в большинстве случаев, единственную, очередь именно Декалог; остальные постановления не имели практического значения для христиан, поэтому если их где и толковали - то в каком-нибудь символико-богословском прообразующем ключе.