azamat
|
|
« Ответ #15 : 24 Январь 2010, 23:24:02 » |
|
Но тогда как понимать слова Иоанна Дамаскина:
О святых и пречистых таинствах Господних. Тело и кровь Христовы входят в состав нашей души и тела, не истощаясь, не истлевая и не извергаясь вон (да не будет!),но (входят) в нашу сущность для охраны, отражения (от нас) всякого вреда, очищения всякой скверны; если находят (в нас) поддельное золото, то очищают (его) огнем суда, да не с миром осудимся в будущем веке? когда Дамаскин пишет: " Тело и кровь Христовы входят в состав нашей души...", -- то имеет ввиду особое вхождение Христа в нас. потому что если бы имелось ввиду чисто физическое проникновение тела и крови внутрь нашего организма,то такое тело бы переваривалось организмом,а значит истощалось,истлевало и извергалось вон. именно против такого грубоматериального понимания пишет Дамаскин. хотя тело и кровь Христовы вещественны (не призрачны),но они обоженны,т.е.способны действовать выше естества (охраняют,отражают вред,очищают от скверны,очищают огнём суда,что является Божественными качествами). согласно Паламе,в евхаристии тело Христово у нераскаянных грешников "улетает,как благовонное миро,вылитое в грязь". согласно Патерику,ещё прежде вкушения нераскаянным грешником св.даров ангелы "заменяют" св.дары хлебом и вином. это такое образное описывание того,что "Бог поругаем не бывает". согласно св.Симеону Новому Богослову,нераскаянный грешник причаствуется лишь хлебу и вину.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #16 : 24 Январь 2010, 23:41:27 » |
|
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Isolophey
|
|
« Ответ #17 : 24 Январь 2010, 23:43:48 » |
|
У пс.-Нила в письмах: 3.39. Монаху Кириаку. "Не как к простому хлебу будем приступать к Хлебу таинственному; потому что он — Плоть, Плоть досточестная, достопокланяемая, животворная, которая оживотворяет людей, омертвевших в грехопадениях. Плоть же обыкновенная не могла бы оживотворять душу. И сие-то изрек Господь Христос в Евангелии: «плоть», то есть плоть обыкновенная, простая, «не полезует ничто же» (Иоан. 6, 63). Посему, причащаясь Плоти и Крови Бога Слова с благоговением и любовью, наследуем жизнь вечную. Ибо вкушающий и пиющий с правым сердцем ублажается".
Если принимающий "с правым сердцем ублажается", то, соответственно, приступающий плотски "не полезнует ничто же".
|
|
|
Записан
|
Dilectus meus mihi, et ego illi…
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #18 : 25 Январь 2010, 00:01:36 » |
|
"Неразлучно" ли соединяется человек с Телом Христовым? разлучно,если ДО обожения. это всё равно что спросить: неразлучно ли соединяется человек со Христом? ответ будет очевиден для всех: разлучно,т.к.возможность для такого разлучения со Христом находится в произволении (если говорить не строго и не точно,то в "ипостасной воле") христианина. но если христианин уже "вмещает" дар обожения (обожение предполагает непадательное состояние,вечное отсутствие колебания в произволении),то он уже на такой стадии,когда не может согрешить и даже не может хотеть согрешить. вот тогда можно говорить,что в этой стадии (присноблагобытия) христианин соединяется со Христом (будучи членом Его тела) неразлучно и нераздельно.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Виталий Д.
Новичок
Offline
Сообщений: 37
|
|
« Ответ #19 : 25 Январь 2010, 00:24:31 » |
|
резонно.
тело Христово само по себе (по логосу) единосущно нам и является общей чел.природой.
если строго,то отличается не столько тело от наших тел,сколько тропос существования Его тела.
чем больше наши тела наполняет Святой Дух (а Дух "находится" в теле Христа),тем более христовым (по тропосу существования) становится наше тело.
в евхаристии православные вкушают тело не ради тела,а ради причастия домостроительству Христа (домостроительство знаменуется в крещении и актуализируется в евхаристии) и ради причастия почивающему в Его теле Божеству (схождение Божества знаменуется в миропомазании и актуализируется в евхаристии).
если "причащающийся" не хочет жить во Христе (по сути он не причащается Христу,а просто глотает акциденции,которые не входят в ипостась Христа), то весь Христос в двух Своих природах проходит мимо "причастника"; иначе говоря,сам "причастник" остаётся не возведённым ко Христу.
тело Христово невозможно удержать ничем материальным.
Он до воскресения проходил сквозь вещество (оставив Матерь Приснодевой) и после воскресения не удерживается веществом (пройдя через запертые двери).
Спасибо, Азамат , емкий ответ. Проясните еще кое что. Вы сказали, что если "причащающийся" не хочет жить во Христе , по сути он не причащается Христу,а просто глотает акциденции,которые не входят в ипостась ХристаА в каком отношении с ипостасью Христа и с субстанцией Тела находятся эти самые акциденции? Чем они вообще являются в Дарах?
|
|
« Последнее редактирование: 25 Январь 2010, 01:23:37 от Виталий Д. »
|
Записан
|
|
|
|
Виталий Д.
Новичок
Offline
Сообщений: 37
|
|
« Ответ #20 : 25 Январь 2010, 01:05:49 » |
|
Читаю ваши посты, очень интересно. Разрешите, пожалуйста, недоумение , возникшее у меня по поводу этого момента: т.е.в любой капельке весь Христос (Божеством и человечеством). но это совсем не означает того,будто Христос необходимо сопряжён с растительными акциденциями (капелькой вина). Т.е. после эпиклезы вино в сущности уже НЕ вино, но Кровь, однако "обличенное" в растительные акциденции вина. Тогда вопрос: могут ли эти самые акциденции стать "без сущности"? Например, падая на пол, капелька Крови, субстанционально "покидает" растительные акциденции вина, и на пол падает уже "безсущностные" акциденции... Т.е. меня , собственно, интересует тот факт: может ли что либо в мире существовать "беззсущностно"?
|
|
« Последнее редактирование: 25 Январь 2010, 01:10:26 от Виталий Д. »
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #21 : 25 Январь 2010, 01:40:17 » |
|
А в каком отношении с ипостасью Христа находятся эти самые акциденции? Чем они вообще являются в Дарах? отделимые акциденции -- это нечто временное и внешнее по отношению к сущности и ипостаси,в которой сущность. например,если Вы сидели на стуле,но потом встали,то это Ваше сидение на стульчике было отделимой акциденцией,потому что Вы,изменив положение,не перестали быть человеком и не перестали быть собой,хотя уже не сидите,а,допустим,стоите или лежите. вещества хлеба и разбавленного горячей водой вина -- это отделимые акциденции со своими физическими качествами,которые мы ощущаем органами чувств. они на то и называются "отделимыми акциденциями",что могут отделяться. что касается неотделимых акциденций,то это,например,плотность плоти Христа (которую ощутил ап.Фома). она плотная в отличие от природы души (призрак костей не имеет). это неотделимое качество плоти было и после воскресения. другое дело,что это качество может преодолеваться (без упразднения) высшей природой ("сильнейшее побеждает слабейшее" -- это известное святоотеческое высказывание). т.е.этой плотной плотью Христос мог проходить сквозь камень гроба и запертые двери (ведь Его плоть с воплощения обожена,обогащена Бож.свойствами).
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #22 : 25 Январь 2010, 02:23:28 » |
|
Т.е. после эпиклезы вино в сущности уже НЕ вино, но Кровь по константинопольскому патриарху Геннадию Схоларию да,так. но он использует латинский язык Фомы Аквината,наполняя православным смыслом. т.е.так тоже можно говорить ("уже не вино") и ничего страшного в этом нет. Геннадий Схоларий особо подчёркивал чудо разделения свойств хлеба и вина от природы хлеба и вина. природа хлеба и вина превращается чудесно в природу тела и крови,а растительные свойства при этом остаются,но уже в другой сущности (человеческой). в концепции свт.Григория Нисского (см."Большое огласительное слово") природа хлеба и вина после эпиклезы вроде остаётся,но после эпиклезы хлеб и вино уже выполняют функцию скрывать плоть Христа,которая появляется действием Духа и существует в каждой частице даров. Восток мало волновал вопрос остаётся ли природа хлеба и вина или нет (такой вопрос,кажется,не приходил даже в голову св.отцам). это вне догматики. догматично только то,что через эпиклезу реально в Своих двух природах пребывает распятый Христос в св.дарах,а само евхаристическое приношение и есть то самое голгофское приношение (только без заколения Агнца,т.е.без мук,"бескровно"). могут ли эти самые акциденции стать "без сущности"? они "живут" только через сущность и в сущности. можно предположить,что в причастнике акциденции хлеба и вина в сущности тела причастников. Например, падая на пол, капелька Крови, субстанционально "покидает" растительные акциденции вина, и на пол падает уже "безсущностные" акциденции...
Т.е. меня , собственно, интересует тот факт: может ли что либо в мире существовать "беззсущностно"? не может. хороший вопрос. тут либо 1. природа хлеба и вина остаётся (наверное,это св.Григорий Нисский,св.Симеон Новый Богослов,это же видим в учении Лютера о четырёх элементах: тело,кровь,хлеб,вино). это самое естественное понимание. 2. эти акциденции как бы переходят дальше от тела и крови к другим сущностям (что теоретически возможно,но очень сомнительно и нетрадиционно,потому что переход акциденций в другую сущность-это чудо и оно принадлежит евхаристии). 3. акциденции "привязаны" к плоти Христа неразлучно и навеки,а значит всё,что будет сделано со св.дарами -- это всё претерпит плоть Христа (хотя и без мук). не знаю как оценивать,но такое понимание нельзя назвать нетрадиционным. оно в традиции. 4. акт преложения хлеба и вина связан с предведением Божьим,а значит Бог не станет прелагать то,что будет употреблено (вольно или невольно) неподобающе. проще говоря,упавшая капля преложена в кровь не была,что не исключает благоговейного отношения к этой капле. тут возникает другая проблема: получается какое-то частичное преложение даров. может оно так и есть,но просто об этом говорить св.отцам бесполезно,т.к.нельзя узнать как всё на самом деле совершается. 5. не знаю.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Виталий Д.
Новичок
Offline
Сообщений: 37
|
|
« Ответ #23 : 25 Январь 2010, 09:56:43 » |
|
не может. хороший вопрос.
Т.е. сущность возможна без внешних акциденций, а акциденции не возможны БЕЗ сущности. 4. акт преложения хлеба и вина связан с предведением Божьим,а значит Бог не станет прелагать то,что будет употреблено (вольно или невольно) неподобающе. проще говоря,упавшая капля преложена в кровь не была,что не исключает благоговейного отношения к этой капле.
тут возникает другая проблема: получается какое-то частичное преложение даров.
Вот именно это, мне кажется, проблематично: как же, капля выплескивается из Чаши, где по вере Церкви, прилагаются Дары ВСЕЦЕЛО.... Тут что-то не то . . .
|
|
« Последнее редактирование: 25 Январь 2010, 12:37:40 от Виталий Д. »
|
Записан
|
|
|
|
Виталий Д.
Новичок
Offline
Сообщений: 37
|
|
« Ответ #24 : 25 Январь 2010, 09:58:07 » |
|
они на то и называются "отделимыми акциденциями",что могут отделяться.
Проясните - от куда это понятие?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #25 : 25 Январь 2010, 14:13:44 » |
|
они на то и называются "отделимыми акциденциями",что могут отделяться.
Проясните - от куда это понятие? само понятие "акциденции" от Аристотеля, а различение акциденций на отделимые и неотделимые - от неоплатоников. в христ. традиции - см. Дамаскина, ФГ, "Об акциденции" http://aleteia.narod.ru/damaskin/dialektika.htm#13
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #26 : 25 Январь 2010, 15:07:51 » |
|
Т.е. сущность возможна без внешних акциденций, а акциденции не возможны БЕЗ сущности. Дамаскин,ФГ: " Субстанция (ousia) есть нечто самое важное, так как она имеет существование в себе самой, а не в другом. Акциденция (sumbebhkos) же есть то, что не может существовать в самом себе, а созерцается в субстанции. Субстанция есть подлежащее (upokeimenon), как бы материя вещей. Акциденция же есть то, что созерцается в субстанции как подлежащем, например: медь и воск — субстанции, а фигура, форма, цвет — акциденции, и тело — субстанция, а его цвет — акциденция. Не тело находится в цвете, а цвет — в теле, и не душа — в знании, но знание — в душе, и не медь и воск — в фигуре, но фигура — в воске и меди. Не говорят; тело цвета, но цвет тела; не душа знания, но знание души; не воск фигуры, но фигура воска. И цвет, и знание, и фигура изменяются, тело же, душа и воск остаются теми же самыми, так как субстанция не меняется. Кроме того, субстанция и материя тела одна: цветов же много. Подобным же образом обстоит дело и со всем остальным: подлежащее есть субстанция; то же, что созерцается в подлежащем, т.е. субстанции, есть акциденция.
Определяют же субстанцию таким образом: субстанция есть самосущая вещь, не нуждающаяся для своего существования в другой. Акциденция, напротив, есть то, что не может существовать в самом себе, но имеет свое бытие в другом." " Субстанция есть самосущая вещь, не нуждающаяся для своего существования ни в чем другом; и снова: субстанция есть то, что в самом себе является ипостасным (auqupostaton) и не имеет своего бытия в другом, т.е. то, что существует не через другое и не в другом имеет свое бытие и не нуждается в другом для своего существования; но существует само по себе, — в чем и акциденция получает свое бытие. Цвет существует ради тела, чтобы окрашивать его, а не тело ради цвета. Равным образом цвет имеет свое бытие в теле, а не тело в цвете, почему и говорят "цвет тела", а не "тело цвета". Поэтому при частых переменах и изменениях цвета субстанция, т.е. тело, не изменяется, но остается той же самой."
|
|
« Последнее редактирование: 25 Январь 2010, 15:11:59 от azamat »
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Isolophey
|
|
« Ответ #27 : 25 Январь 2010, 17:07:53 » |
|
есть хорошая статья малахова о пресуществлении святых даров в таинстве евхаристии, не смотря на то, что - с первого взгляда - она может показаться "латинствующей" - это, на самом деле, святоотеческое учение. См. тут: http://www.bogoslov.ru/bv/text/165810/index.html. Священ. М. Желтов считает ее, даже образцовой, в отличии от новаторских учений Булгакова, Успенского и Осипова. Отцы для обозначения перемены вещества, или сущности в дарах употребляли много выражений: перемена сущности (метаусиа), перемена стихий (метастэхэос), преложение (метаболи), считая их все нормальными, а метаусия и метаболи употребляли, как синонимы.
|
|
|
Записан
|
Dilectus meus mihi, et ego illi…
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #28 : 25 Январь 2010, 17:19:57 » |
|
Вот именно это, мне кажется, проблематично: как же, капля выплескивается из Чаши, где по вере Церкви, прилагаются Дары ВСЕЦЕЛО....
Тут что-то не то . . . в пользу 1 и 4 пункта говорят Симеон Новый Богослов,Николай Кавасила и Григорий Палама. « Да не воображают недостойно причащающиеся Божественных тайн, что посредством их просто так прилепляются и соединяются с невидимым Богом. Этого не будет с ними никоим образом и никогда не будет! Потому что только одни удостаиваемые причастием Божественной плоти Господней откровения умным прикосновением невидимого Божества в умных очах и устах видеть и вкушать, познают, что благ Господь, ядущие и пьющие не только чувственный хлеб, но и Бога вместе с тем в нем, в достойных чувствах одинаковым образом питаемые, одним видимо, а другим невидимо. Они соединяются двойному по природам Христу двояким образом, становясь Ему сотелесными и сообщниками славы и Божества».
«Что бы ты не подозревал чего-нибудь телесного и не помыслил бы чего-нибудь земного, но чтобы ты видел умными очами и этот маленький хлеб, небольшую обоготворенную частицу и ставшую всю подобной нисходящему с неба хлебу, который есть истинный Бог и хлеб и питие бессмертной жизни, так, чтобы пребывая в неверии и в видимом только хлебе всеми чувствами, не съел хлеб не небесный, но только земной, и лишился жизни, как не съевший духовно небесный хлеб». СНБ,"Духовные беседы": " Если ты... причащаешься Пречистых Тайн без того, чтоб ощущать какую-либо благодать в душе своей, то причащаешься только по видимости, а в себя самого ничего не принимаешь.
когда вкушаешь ты божественный хлеб сей и пьешь сие вино радования, а между тем не ощущаешь, что зажил жизнью безсмертною, восприняв в себя силу светоносную и огненную, что испил Кровь Господню, как воду живую и обрадовательную, если, говорю, не ощущаешь в себе, что приял нечто из того, о чем я сказал теперь, то как думаешь, что приобщился жизни вечной... причастен стал света непрестающаго?" " Если ядущие Его Плоть и пиющие Его Кровь имеют жизнь вечную...мы же, вкушая их, не чувствуем, что в нас происходит что-то большее, чем (при вкушении) чувственной пищи, и не принимаем в сознание иную жизнь, значит, мы приобщились простого хлеба, а не одновременно Бога". (Ibid. 10. 760-764) " Так принимая (святые Тайны)... ты остаешься не принявшим (их), не вкусившим и совершенно ничего не имеющим в себе". (Ibid. 14. 261-276) Николай Кавасила. Изъяснение Бож.Литургии,42: " От чего зависит освящение,от того ли,что мы имеем тело,что приходим ногами к Трапезе,что берём руками Святые Дары,что принимаем их устами,что едим и пьём? Нет,ибо многие,у которых всё это было и которые таким образом приступали к Таинствам,не получили от того никакой пользы и отошли,подвергшись большему злу. Так что же бывает причиной освящения для освящяемых? И чего требует от нас Христос? Это-чистота души,любовь к Богу,вера,желание Таинства,ревность к Причащению,горячее усердие и то,чтобы мы приходили с жаждою. Вот чем приобретается это освящение и что необходимо иметь тем,которые приходят соделаться причастниками Христа и без чего невозможно освящение. Но всё это не относится до тела,а зависит от одной души. Следовательно ничто не препятствует,чтоб и души умерших могли иметь это,подобно живым." 43: " Ибо не все,кому преподаёт священник,истинно причащаются,но несомненно одни те,кому подаёт Сам Христос. Священник преподаёт всем вообще приступающим,а Христос-достойным причастия." но там есть и следующие слова,говорящие о причастии недостойных,которые освящаются не освящаясь и подвергаются крайнему наказанию: " Одного только,что есть у живущих в теле,нет у отшедших,именно того,что между живыми есть и недостойные. Такие,по-видимому,освящаются,так как приемлют устами Дары; а там невозможно и приступить тому,кто не приготовлен,но одним достойным предоставляется приобщение. Но это и не прибавляет ничего к освящению живых,а напротив,подвергает крайнему наказанию,и потому далеко не составляет преимущество живых." Григорий Палама. 56 омилия: « божественный Дар ничего не претерпевает (πάσχει), потому что он бесстрастен (ἀπαθὲς), но он тайно улетает от нас», подобно « благовонию, вылитому в грязь», поскольку « миро не доверяется гнилому сосуду»; « а то, что претерпело (ἔπαθεν), если подвержено претерпеванию (παθητόν), стало непригодным [= бесполезным], [и] это получит недостойно воспринявший». (перевод Дунаева). в пользу 3 пункта говорит Геннадий Схоларий (единственный,кто говорил об изменении субстанции при сохранении акциденции). "О таинственном теле Господа нашего Иисуса Христа",5: " Из числа же чудес,совершаемых и совершённых Свыше,это чудо,конечно,является наибольшим: потому что это Таинство,заключающее в себе известную перемену одного существа в другое,совершающееся в одно мгновенье,превосходит всякое изменение,совершающееся по законам природы,как и помимо законов природы." " Он чрез Иисуса Навина остановил солнце (Ис.Нав.10:12),и человеческое тело прославляет от Самого Себя (здесь Схоларий имеет ввиду чудо Воскресения-прим.моё), и делает то,что одна субстанция проходит через другую (вхождение Спасителя через запертые двери),-что принадлежит величайшему порядку чудес Божиих,как никоим образом не могущее произойти от природы.
Но предлежащая Тайна превосходит и это: потому что там Он только останавливает солнце,но не производит вместе с этим и передвижение его и не находится под вопросом,быть ли ему или не быть; а здесь-делает Тело хлебом,но и Тело без соответствующих ему составных элементов и составные части хлеба сохраняет без присущей им сущности,и сущность,составленную из иных составных элементов,сочетает с составляющими элементами,соответствующими другой сущности. " Но я должен это чудо сравнить с иным чудом,именно,с тем чудом,что Бог человеческое естество сочетал с Божественным Лицом,не в том смысле,как тело сочетается с душою,когда каждое из них сохраняет своё собственное наименование,потому что ни душа не называется "телом",ни тело-"душою", но соединяет два естества по Лицу,т.е.в одном Лице,так чтобы Бог стал человеком,а человек стал Богом.
Но и этого чуда Тайна Евхаристии чудеснее: потому что там ни одно из двух естеств не переходит одно в другое; здесь же сотворённое,т.е.хлеб,пресуществляется в Творца посредством Его Тела,и пресуществившееся существо хлеба становится Телом Божиим,становясь Телом Христовым.
6. Итак,по этой причине большим всех Божиих чудес является Пресуществление хлеба во Владычнее Тело." Кавасила и Схоларий писали,что и Иуда причастился. Николай Кавасила. "7 слов",6: " и одного из учеников, замыслившего погибель Его, не только не изверг из лика учеников, но жил с ним, как прилично жить с друзьями, и общение соли имел с убийцей, и предателю преподал неизреченное таинство и самую кровь, и наконец допустил его обнять Себя и лобызать, и простерся к самому удивительному из всего: кому благодетельствовал, от тех умер, сами получившие благодеяние вонзили в Него меч, друг предводительствовал убийцами в убийстве, целование служило знаком убийства, и все сие перенося Он был так кроток и человеколюбив, что когда один из учеников Его ранил одного из сих злодеев, Он не презрел раны, но, коснувшись раненого члена, тотчас исцелил его, и когда таким образом показал знак и превосходящей силы, и крайней кротости, тех, кои не убоялись оной и не постыдились сей, не погубил и не одождил на нечестивых огнем, не поразил их громом, хотя они достойны были и сего, и еще худшего. Тот, на которого Ангелы не могли взирать без страха, следовал за влекущими Его, и дозволил связать руки, которыми разрешал узы, болезни и разрушал тиранство демонов, и ударившему Его в ланиту злейшему рабу не причинил вреда, но весьма кротко и человеколюбиво удостоил его слова, и исправлял его разумение. Потом, когда осудили Его злочестивые судьи на смерть, Он в молчании перенес приговор их, и принимая казнь, и будучи уже пригвожден к древу, Он не отказался от любви своей к убийцам до того, что просил дерзость их против Единородного не вменить им в вину, и не только просил о их, но и защищал их, и слово защищения было весьма пламенно и милостиво: Отче, отпусти им, - сказал Он, - не ведят бо, что творят (Лк.23:44). И как чадолюбивый Отец, снисходя к неразумию малолетних детей, дает им кроткое увещание; и после сих слов Он умер." Геннадий Схоларий. О таинственном Теле Господа нашего Иисуса Христа,13: " будем твёрдо,не допуская сомнений,веровать так,как наша Мать,Христова Церковь,учит о Сем Таинстве,т.е.что в Этом таинственном Теле воистину присутствует Сам Христос,под соответствующими элементами хлеба скрываемый,и в Таинстве Евхаристии пребывает целым Сам Он,Кто был рождён от Блаженной Девы,и тогда на кресте,а ныне-на небе; и будем приступать со всей старательностью,чтобы непрестанно нам быть воскормляемым Этим поистине Небесным Хлебом,Который прекрасно предызобразила оная манна,и быть воскормленными так,чтобы напитаться,а не для того,чтобы сгореть: потому что Он-огонь,воистину сжигающий для недостойно причащающихся Ему и-по словам апостола,-пища больше в осуждение,чем в оправдание. В Иуду,после того как он принял Оную Пищу,вошёл сатана; и Озия,принося жертву не так,как это подобало,заболел проказой,и Оза был поражён от Бога за то,что осмелился недостойно коснуться ковчега; и древо,от которого вкусив,первый человек умер,было Древом Жизни,но из-за непослушания Адама и Евы заповеди Божией стало причиной смерти для вкусившего; и лекарство Галена (Клавдий Гален-один из величайших врачей древности 130-200 гг.),которое помогает,когда даётся с пользой,не оказывает пользу умирающему,который в этом лекарстве и в пользе,заключающейся в нём,и не нуждается,и,может быть,оно даже повредит ему."
|
|
« Последнее редактирование: 25 Январь 2010, 17:23:50 от azamat »
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Isolophey
|
|
« Ответ #29 : 26 Январь 2010, 15:01:16 » |
|
Есть у кого скан вот этой статьи: Бернацкий М. М. Присутствие Христа в Евхаристии «по сущности (kat' ousian)»: К вопросу об интерпретации и источниках одного места из гомилии о Евхаристии Георгия (Геннадия) Схолария // Богословские труды. М., 2009. Сб. 42. С. 169–182. И этой: Бернацкий М. М. Споры о времени преложения Святых Даров на Литургии и другие вопросы богословско-литургического характера в российском богословии XVII в. // Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 2. С. 239–252. ( ?)
|
|
|
Записан
|
Dilectus meus mihi, et ego illi…
|
|
|
|