consensus patrum
27 Декабрь 2024, 06:34:00 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Ветхий днями  (Прочитано 12989 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« : 18 Февраль 2010, 00:52:37 »

Книга пророка Даниила, глава 7:

Цитировать
13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.

В каких святоотеческих текстах есть толкование этой фигуры - Ветхаго денми? Поделитесь, пожалуйста. Если кто помнит здесь на форуме обсуждения данной темы - дайте, пожалуйста, ссылки. Можно и своими словами мне объяснить, если у кого есть желание и возможность.

Тут есть разночтения в интернет-источниках.

Цитата: Иллюстрированный Словарь по Иконописи
ВЕТХИЙ ДЕНМИ — именование образа Бога-Отца, основанное на пророчестве Даниила ( Дан. VII, 9) и изображающее Его седовласым, бородатым старцем.

Цитата: Википедия
Ветхий денми (греч. ὁ παλαιὸς τῶν ἡμερῶν, ц.-сл.  — Ветхий днями) — символическое иконографическое изображение Иисуса Христа в образе седовласого старца.

Заранее спасибо.
Записан
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #1 : 18 Февраль 2010, 13:59:55 »

Книга пророка Даниила, глава 7:
Цитировать
Цитировать
13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.

В каких святоотеческих текстах есть толкование этой фигуры - Ветхаго денми? Поделитесь, пожалуйста. Если кто помнит здесь на форуме обсуждения данной темы - дайте, пожалуйста, ссылки. Можно и своими словами мне объяснить, если у кого есть желание и возможность.

Тут есть разночтения в интернет-источниках.

Цитата: Иллюстрированный Словарь по Иконописи
ВЕТХИЙ ДЕНМИ — именование образа Бога-Отца, основанное на пророчестве Даниила ( Дан. VII, 9) и изображающее Его седовласым, бородатым старцем.

Цитата: Википедия
Ветхий денми (греч. ὁ παλαιὸς τῶν ἡμερῶν, ц.-сл.  — Ветхий днями) — символическое иконографическое изображение Иисуса Христа в образе седовласого старца.

Заранее спасибо.


Ветхий Днями - это Иисус Христос, Бог Сын. В Ветхом Завете все Богоявления это явления Иисуса Христа (Бога Слова), а не Бога Отца.
Христос как Слово, Сила, Премудрость Отца создал всё мироздание и общался с пророками, явился пророку Моисею в пылающей огнём горе Синай, разделил Красное море, чтобы евреи спаслись от египтян, водил евреев 40 лет по пустыне.  
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #2 : 18 Февраль 2010, 15:37:55 »

Иоанн Златоуст, если не ошибаюсь, толковал "Ветхого днями" как Отца. Однако в иконографической традиции такое толкование не прижилось (в связи с запретом на изображение Отца), поэтому Ветхого днями стали изображать как Христа  - икона "Иисус Христос Ветхий Денми", см. здесь
http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=530.0
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #3 : 18 Февраль 2010, 15:57:57 »

Златоуст, из толкования на 7-ю гл. Даниила:

Он первый и один видел Отца и Сына, как бы в видении

http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z06_2/Z06_2_07.htm

но толкование Иоанна Дамаскина не такое - по Дамаскину "Ветхий денми" и "подобный Сыну Человеческому" у Даниила вместе изображают Христа, соединившего в Своей ипостаси божственное и человеческое естества:

И Адам увидел Бога и услышал звук от ног Его, ходяща по полудни, скрылся в раю (Быт. 3, Крутой. И Иаков увидел и боряшеся с Богом (Быт. 28, 24). Ясно же, что Бог явился ему как человек. И Моисей увидел как бы задняя человека (Исх. 32, 23); также и Исаия увидел как бы человека, седяща на престоле (Ис. 6, 1). Увидел и Даниил подобие человека и яко Сына человеча, дошедшего до Ветхого денми (Дан. 7, 13). И никто не увидел естество Бога, но (только) образ и подобие Того, Кто намеревался в будущем явиться. Ибо Сын и невидимое Слово Божие намеревалось поистине стать человеком для того, чтобы соединиться с нашим естеством и быть видимым на земле

("Третье Слово в защиту святых икон")

в общем, именно это толкование Дамаскина считается нормативным и соответствует иконографической традиции.




Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #4 : 18 Февраль 2010, 20:25:57 »

и общался с пророками.  

Азамат, помню, где-то с этим не вполне соглашался. Писал, что Троица.
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #5 : 18 Февраль 2010, 23:25:17 »

Цитата: Денис В.С.
Христос как Слово, Сила, Премудрость Отца создал всё мироздание и общался с пророками, явился пророку Моисею в пылающей огнём горе Синай

А где об этом у св. отцов? Если можно, дайте ссылку... спасибо.
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #6 : 18 Февраль 2010, 23:51:40 »

Цитата: Иоанн Дамаскин
Увидел и Даниил подобие человека и яко Сына человеча, дошедшего до Ветхого денми (Дан. 7, 13). И никто не увидел естество Бога, но (только) образ и подобие Того, Кто намеревался в будущем явиться

Цитата: Андрей Белоус
по Дамаскину "Ветхий денми" и "подобный Сыну Человеческому" у Даниила вместе изображают Христа, соединившего в Своей ипостаси божественное и человеческое естества

Спасибо за ссылки и комментарии.  

Мое внимание привлек сам факт встречи двух фигур. С точки зрения строгого богословия - не совсем ортодоксально получается. Это и в случае толкования эпизода как встречи Отца с Сыном (по причине неизобразимости Отца),  и в случае "двухфигурности" Христа (тут  вместо соединения двух природ получается встреча двух субъектов  - не помню название "двухсубъектной" христологической ереси). Как ни посмотри - все неправильно...

Остается отнести это к специфике пророчеств. Иоанн Златоуст хорошо об этом сказал:

"Не ищи ясности в пророчествах, где тени и гадания, подобно тому, как в молнии ты не ищешь постоянного света, но довольствуешься тем, что она только блеснет".
 
« Последнее редактирование: 19 Февраль 2010, 01:58:05 от seksta » Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #7 : 19 Февраль 2010, 01:50:27 »

Остается отнести это к специфике пророчеств. Иоанн Златоуст хорошо об этом сказал:

"Не ищи ясности в пророчествах, где тени и гадания, подобно тому, как в молнии ты не ищешь постоянного света, но довольствуешься тем, что она только блеснет".
 

вот это верно! Улыбающийся
Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
azamat
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 2841



« Ответ #8 : 19 Февраль 2010, 02:12:07 »

Мое внимание привлек сам факт встречи двух фигур. С точки зрения строгого богословия - не совсем ортодоксально получается. Это и в случае толкования эпизода как встречи Отца с Сыном (по причине неизобразимости Отца),  и в случае "двухфигурности" Христа (тут  вместо соединения двух природ получается встреча двух субъектов  - не помню название "двухсубъектной" христологической ереси). Как ни посмотри - все неправильно...

да,поэтому лично я считаю,что самое точное толкование экклесиологическое. правда,специально по этой теме я не рылся.

просто если вообразить,что чел.естество Христа "приближалось" к Божественному,то в реальности это не было так.

во Христе чел.естество "встретилось" с Божеством мгновенно без "приближения".

потому точнее было бы понимать так,что Церковь достигает "Ветхого днями",т.е.Того,Кто безлетен,превечен (вся Троица в этом смысле "Ветхий днями"),
а Христу приписывается "приближение" по относительному усвоению,
т.к.Он есть по Своей роли ещё и Глава Церкви,а значит олицетворение Церкви.

если подставить вместо "как бы Сын Человеческий" слово "Церковь",а вместо "Ветхого днями" слово "Триединый",то догматически всё будет вписываться.

"13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шла Церковь,дошла до Триединого и подведена была к Нему.
14 И Ей дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ей; владычество Её - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Её не разрушится."
« Последнее редактирование: 19 Февраль 2010, 02:20:42 от azamat » Записан

Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #9 : 22 Февраль 2010, 19:10:50 »

Цитата: azamat
если подставить вместо "как бы Сын Человеческий" слово "Церковь",а вместо "Ветхого днями"

Мне кажется, это пророчество не о будущем, а "о прошлом". Из разряда открывшейся Моисею общей логики творения (зафиксированной в первых главах Книги Бытия).

Цитата: пророк Даниил
вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. 14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.

Это из первоначального  замысла Бога о человеке.
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #10 : 22 Февраль 2010, 19:56:32 »

так ведь первоначальный замысел Бога о человеке как раз и исполняется в грядущем, а именно - в перспективе воплощения и обожения. И святые отцы говорят, что это сказано о Воплощении Бога Слова, а не о чем-то другом. а Церковь - это как раз продолжающееся в истории воплощение Бога Слова в Его людях. Никакого другого, оторванного от  вочеловечения Бога, и обожения человека, замысла о человеке у Бога нет.
« Последнее редактирование: 22 Февраль 2010, 20:11:08 от Андрей Белоус » Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #11 : 22 Февраль 2010, 20:45:24 »

Цитата: Андрей Белоус
так ведь первоначальный замысел Бога о человеке как раз и исполняется в грядущем, а именно - в перспективе воплощения и обожения. И святые отцы говорят, что это сказано о Воплощении Бога Слова, а не о чем-то другом. а Церковь - это как раз продолжающееся в истории воплощение Бога Слова в Его людях. Никакого другого, оторванного от  вочеловечения Бога, и обожения человека, замысла о человеке у Бога нет.

В целом согласна.

Я не об оторванном отдельном замысле. Я о том уровне фокусировки вИдения, когда еще не различимы конкретные обстоятельства осуществления замысла.

Отсылка  к той реальности, когда спасение могло и не понадобиться, так как падение было еще только одной из возможностей.

Но я не настаиваю. Рискнула поделиться своим только в ответ на Азаматово: "поэтому лично я считаю..."
« Последнее редактирование: 22 Февраль 2010, 21:01:07 от seksta » Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #12 : 01 Март 2010, 06:07:43 »

Андрей Кесарийский, Толкование на Откровение Иоанна Богослова:
Цитировать
Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он однако древний, точнее - Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы.

Михаил Хониат, митр. Афинский:
Цитировать
Белые волосы означают вечность. Говорят, они появились с Ним, Который был с начала, с Ветхим Деньми; и однако Он, принесенный за нас в жертву,- Младенец в Воплощении.


Текст службы на Сретение:

Ветхий Деньми, иже закон древле в Синае дав Моисею, днесь Младенец видится (1-я стихира на литии)
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!