Прелюбопытная была тема. Решил перечитать и поделиться, вдруг кому-то интересно.
Здесь Григор рассказывает, чем термин "природа" по значению отличается в богословии ААЦ от термина "сущность".
Вкратце природа - это умозрение (дамаскиновская (1))
Сущность близко к дамаскиновской (2), но не совсем точно так...
http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=198467.0У армян как и прочих миафизитов природа и сущность не синонимы. Для них сущность - асбтрактное понятие, а природа для них фактически уже ипостась, потому они и не понимают как во Христе две природы различаются только в созерцании. Для них это одно из двух - либо несторианство, либо докетизм,
так как предпосылки миафизитов те же самые, что и у несториан. У них таже порочная логика, что и в несторианстве, мол, 1 ипостась=1 природа, 2 ипостаси=2 природы и.т.д. То есть та же зацикленность на Аристотеле и на рацио.
Неслучайно Иоанн Грамматик Кесарийский спорил с Севиром Антиохийском о человеческой природе Христа. Для Иоанна Грамматика как и для любого православного человеческая природа в Логосе общая, а для Севира и вообще для миафизитов это конкретный человек, то есть фактически ипостась. Единственное, что отличает этого индивидуального человека, это отсутствие у него энергии, это не самодвижный человек.
Вот почему для миафизитов непонятно, что такое общая человеческая природа - для них это либо абстракция, либо все человеческие ипостаси живущие в мире и жившие до нас. Не зря преп. Анастасий Синаит пишет с юмором про миафизитов про их безграмотность, что они не различают ипостась от природы. Естественно всё их прикрывание блаженным Кириллом Александрийским - липа, в реальности они следуют за Севиром, даже армяне.
Думаю надо открыть тему по Севиру, чтобы наглядно было видно сходство миафизитов с несторианами. Правда армяне правильно анафематствуют Севира за криптонесторианское учение о Теле Христовом, но в понимании Боговоплощения армяне думают также как копты, яковиты, эфиопы.