ОТКРОВЕНИЕ ПАВЛА
Апокриф основан на тексте Второго Послания к
Коринфянам (глава 12), который молено было истолковать таким образом, что
апостол Павел сам побывал на небесах при жизни.
Памятник относится к концу IV в. по Р. X. Был очень популярен в средние века.
Греческих рукописей сохранилось мало, но имеется ряд восточных версий (сирийская,
коптская и эфиопская), а также латинская версия ("Видение Павла"), которая
считается лучшей.
В описании мук ада автор следует Откровению Петра.
Греческая, латинская и сирийская версии обрываются на речи пророка Илии;
коптская версия имеет длинное продолжение, вероятно, более позднего
происхождения.
Перевод выполнен по первому изданию текста в книге: Tischendorf С. Apocalypses
apocryphae. Lipsiae (Leipzig), 1866.
Откровение святого Апостола Павла: о том, что открылось
ему, когда взошел он до третьего неба и был восхищен в рай, и услышал слова
неизреченные.1
(1) Жил один влиятельный человек в городе Тарсе, в доме
святого Апостола Павла, во времена благочестивого царя Феодосия и блистательного
Грациана.2 И явился ему ангел Господень, говорящий: "Разобрав основание дома
сего, возьми, что найдешь там". Он же принял это за наваждение. (2) Когда же
ангел явился ему и на вторую, и на третью ночь, поневоле пошел тот влиятельный
человек, разобрал основание дома, и, раскопав землю, нашел ларец мраморный,
заключавший Откровение сие. Взяв же, показал его тот человек правителю города. А
правитель, увидев ларец, запечатанный свинцом, убоялся, как бы не оказалось в
нем нечто иное, и отослал его царю Феодосию. Царь же, получив ларец, повелел
переписать Откровение сие и доставить подлинное писание в Иерусалим. Написано же
в нем было вот что:
(3) Было слово Господне, обращенное ко мне: Скажи народу сему: Доколе будете вы
грешить, доколе будете прибавлять к грехам своим и гневить Бога, создавшего вас,
говоря, что вы — чада Авра-амовы, дела же творя сатанинские, пути свои направляя
в дерзновении Божием, выставляя напоказ одно лишь имя Его, нищие нищетою греха?
1 Ср. 2 Кор. 12:2-6.
2 Т. е. между 375-385 гг. по Р. X. (годы правления Грациана в Западной Римской
империи; Феодосии правил Восточной Римской империей в 373-395 гг.).
Узнайте, сыновья человеческие, что все Творение
послушно Богу, и только греховная природа человека гневит Бога. (4) Ибо уже
много раз Солнце, великое светило, приходило к Богу, так говоря против людей: "Господь
Бог Вседержитель, до каких пор будешь Ты выносить все прегрешения людские? Вели
мне, и дотла сожгу их".
И был голос ему: "Долготерпения Моего хватит на все грехи их, лишь бы покаялись.
Если же нет — придут ко Мне, и Сам Я буду судить их". (5) И много раз Луна, и
звезды приходили к Господу, говоря: "Господь Бог Вседержитель, Ты дал нам власть
над ночью, и мы не можем долее терпеть воровства, разврата и кровопролития,
чинимых людьми. Вели нам, и мы нашлем на них чудищ".1 И был голос им: "Долготерпения
Моего хватит на них, лишь бы обратились. Если же не обратятся — придут ко Мне и
Я буду судить их". (6) Так и море возгласило, говоря: "Господь Бог Вседержитель,
осквернили сыны человеческие святое имя Твое. Вели мне — и, поднявшись, скрою я
землю и сотру с нее сынов человеческих". И был голос, говорящий: "Долготерпения
Моего хватит на них, лишь бы покаялись. А если не покаются, пусть придут ко Мне,
и Я буду судить их". (7) Смотрите, сыны человеческие: все творение послушно Богу,
одна природа человеческая грешит пред лицем Божиим. Потому прославляйте Бога
непрестанно, и более всего — на закате Солнца. Ибо в этот час все ангелы
приходят к Богу, чтобы поклониться Ему, и приводят дела человеческие — что
сделал каждый с утра до вечера хорошего и дурного.
1 Ср. Откр. Варуха 8 и прим.
И один ангел идет, радуясь о человеке, и пребывает в
веселии, другой же идет мрачный. Все ангелы в установленный час собираются для
поклонения Богу, чтобы донести о делах людей за каждый день.1 Вы же, люди,
славьте Господа· непрестанно. (8) И вот, когда в установленный час являются
ангелы благочестивых людей, радуясь и распевая, и предстают в преклонении перед
Господом, се, Дух Божий говорит им: "Откуда пришли! вы в радости?" Они же в
ответ: "Мы здесь от благочестивых мужей — тех, что проводят жизнь свою| во
всяческом благочестии, в страхе пред именем Божиим. Повели, Господи, чтобы до
конца пребывали они в праведности Твоей". И был голос им: "Хранил Я и сохраню их
непорочными в Царствии! Моем". (9) И когда поднялись эти с колен, пришли другие
ангелы, радостные ликом, сияя словно Солнце. И се, был голос им: "Откуда пришли
вы?" Они же сказали: "Мы здесь от тех, кто отрешился от мира и всего, что есть в
мире, ради святого имени Твоего; мы от тех, кто в пустынях, на горах, в пещерах
и ущельях земных,2 спя на земляных постелях и постясь, проводят жизнь свою.
Повели нам быть с ними". И был голос: "Идите с миром вместе^ с ними, храня их".
(10) Еще не ушли они, как уже,, се, другие ангелы, плача и рыдая, пришли
поклониться пред лицом Божиим. И Дух вышел навстречу им, и был им голос: "Откуда
пришли вы?" И в ответ сказали они: "Пришли мы от призывающих имя Твое, служащих
же природе греха.3
1 Весь этот отрывок по 11 гл. имеет параллель в Откр.
\ Варуха 12-16.
2 Ср. Еер. 11:38.
3 Буквально сказано "веществу (hyle) греха". Ср. упот- j ребление этого слова
Иак. 3:5.
Что пользы служить им?" И был голос: "Не переставайте
служить им — может быть, они покаются. А если нет, то придут ко Мне — и тогда
сам Я буду судить их". Знайте, сыны человеческие, что все, делаемое вами каждый
день, ангелы записывают на небесах, — вы же не переставайте прославлять Бога.
(11) И был я в Духе Святом,1 и говорит мне ангел: "Теперь следуй за мной, и я
покажу тебе место праведников — то, куда отходят они после кончины своей". И
отправился я вместе с ангелом, и вознес он меня на небеса под самую твердь, и
посмотрел я, и увидел власти великие и страшные, полные гнева;2 изо рта же их
исходило пламя огненное, и были на них огненные одежды. И вопросил я ангела: "Кто
сии?" И сказал он мне: "Сии суть те, кого пошлют к душам грешников в назначенное
время, — ибо не веруют они ни в Суд, ни в воздаяние". (12) И возвел я очи к небу,
и увидел ангелов, лица которых светились словно Солнце, и были они препоясаны
золотыми поясами, и держали награды в руках своих, на наградах же начертано было
имя Господа,3 и были они исполнены всяческой кротости и милосердия. И вопросил я
ангела: "Кто сии?" И сказал он мне: "Сии суть те, кого пошлют в день воскресения
за душами праведников, которые невозбранно проследуют ко Господу". (13) И сказал
я ангелу: "Хочу увидеть, как исходят из мира души праведников и грешников".
1 Ср. Откр. 1:10.
2 Власти (exoysiai) — см. прим. 2 на с. 153 к Откр. Варуха. Здесь они находятся
на подобающем им месте.
3 Ср. 1 Кор. 9:24; также 3 Езд. 9:39.
И сказал мне ангел: "Посмотри на землю". И посмотрел я
на землю, и увидел, как целый мир предо мною обратился в ничто. И сказал я
ангелу: "И это — величие людское?" И сказал он мне: "Да, ибо так исчезает всякий
неправедный". И взглянул я, и увидел облаке огненное, простершееся надо всем
миром, и сказал: "Что это, господин мой?" И сказал он: "Облако сие есть
неправедность, смешанная с гибелью грешников". (14) Я же восплакал и сказал
ангелу: "Хотел я увидеть исход и грешников, и праведников — каким путем1 они
оставляют мир". И говорит мне ангел: "Павел, взгляни вниз и увидишь то, о чем
просишь". И взглянул я, и увидел одного из сынов человеческих, лежащего при
смерти. И говорит мне ангел: "Этот человек — праведник". И се, все дела того
человека были с ним в час нужды. И явились добрые ангелы, а вместе с ними — злые.
И злые не обрели места в нем, добрые же взяли власть над душой праведника и
сказали ей: "Запомни тело, из которого ты изошла, ибо предстоит тебе вернуться в
него в день воскресения мертвых, когда получишь то, о чем возвестил Бог
праведникам". И добрые ангелы, принявшие душу праведника, приветствовали ее как
давно знакомую. И отправилась она с ними, и вышел Дух навстречу им со словами: "Се,
душа, войди в место воскресения, которое уготовил Бог праведникам Своим". (15) И
сказал мне ангел: "Взгляни вниз на землю и посмотри на душу нечестивца, как
покидает жилище свое та, что гневила! Бога, говоря: "Будем же есть и пить, ибо
кто, сойдя в ад, поднялся, возвестив, что существуют Суд и воздаяние?"
1 Буквально следовало бы перевести примерно так: "на
что похож, какой вид имеет их исход из мира".
И всмотрелся я, и увидел все дела того человека, какие
он совершил, стоящими перед ним. И пришли ангелы злые и добрые. И добрые не
нашли места успокоения в душе его, злые же обрели власть над ней, говоря: "Душа
несчастная, вглядись в плоть свою, запомни, откуда изошла, ибо предстоит тебе
вернуться в нее в день воскресения мертвых, чтобы получить достойное прегрешений
твоих". (16) После того, как покинула она жилище свое, ангел, который все время
был с нею, забежал вперед, говоря: "Куда направилась ты, душа несчастная? Я тот,
кто день за днем вел запись прегрешений твоих. Загубила ты время, отданное на
покаяние — да устыдишься весьма!" Когда же прибыла она1, увидели ее все ангелы и
воззвали к ней, в один голос говоря: "Горе тебе, душа несчастная! Какое
оправдание пришла ты принести Богу? " И сказал ангел души той: "Восплачьте все
над ней вместе со мною". И, подойдя, поклонился ангел тот Господу, со словами: "Господи,
вот душа, пребывавшая во зле всю жизнь свою, все время, отпущенное ей. Поступи с
ней по суду Твоему". И был голос, говорящий душе той: "Где плод праведности
твоей?"2 Она же молчала и не могла дать ответа. И снова был голос: "Всякий, кто
помиловал, сам помилован будет — тот же, кто не помиловал, помилован не будет.3
Да предастся душа эта не знающему милости ангелу Темелуху,4 и да ввергнут ее во
тьму внешнюю, где плач и скрежет зубовный".5
1 "Когда же прибыла она", т. е. на небо. О ее "прибытии"
туда более подробно рассказывает сирийская версия апокрифа.
2 Ср. Откр. Седраха 12 и прим.
3 Ср. Мф. 5:7.
4 Ангел Темелух упоминается в Откр. Петра 26. Те-мелух (греч.) — "заботящийся".
5 Ср. Откр. Ездры 7 и прим.
И был голос словно! бы из тысячи уст, говорящий: "Праведен
Ты, Господи, праведен и суд Твой". (17) И еще увидел я: се, другая душа влекома
была ангелом, и плакала она, говоря: "Смилостивься надо мной, праведный! Судия,
избавь меня от руки ангела сего, ибо ужасен он и беспощаден". И был ей голос,
говорящий: "Вовсе беспощадна была ты, оттого и предана теперь этому ангелу.
Исповедуйся в грехах своих,; какие совершила в мире". И сказала душа та: "Не
грешила я, праведный Судия!" И сказал Господь душе той: "Истинно полагаешь, что,
где бы ни была · в мире, скрыта ты от людей. Но разве не известно тебе, что,
когда умрет человек, вперед него спешат · дела его, будь то добрые или злые?"
Услышав эти слова, умолкла она. И услышал я, как говорил Судия: "Пусть подойдет
ангел, держащий в руках рукописание грехов твоих"1. И говорит Судия тому ангелу:
"Тебе говорю Я, ангел: умолчи обо всем, содеянном человеком сим, говори лишь о
том, что совершил он за последние пять лет до смерти своей. Клянусь тебе Собою,
что в первый век жизни его преданы были забвению все прошлые грехи его". И
сказал ангел в ответ: "Господи, повели, чтобы явились души и стали рядом с
ангелами своими". (18) И сей же час явились они и стали. И сказал Господь душе:
"Признай души эти, и если в чем согрешила ты перед ними".
1 О том, что на небе есть книги, в которые ведется
запись человеческих грехов известно, например, из Откр. 10:2 и 9. Ср. также
Завещ. Авраама 12: "правый ангел вел запись добродетелей, а левый — грехов" и
далее.
Она же в ответ сказала: "Господи, года не прошло с тех
пор, как одну из них я убила, а с другой вступила в сожительство. И это не все,
но я же еще и обидела ее". И сказал Господь: "Разве не ведомо тебе, что
обижающий кого-либо в мире после смерти содержится под стражей, пока не придет
обиженный — и тогда оба будут судимы, я каждый получит по делам его?" И услышал
я голос, говорящий: "Да будет предана душа эта ангелу Тартаруху,1 и да
содержится она под стражей до великого Судного Дня". И услышал Я голос словно бы
из тысячи уст, говорящий: "Праведен Ты, Господи, праведен и суд Твой".
(19) Говорит тут мне ангел: "Видел ты это все?" И ответил я: "Да, господин мой".
И снова сказал он мне: "Се, следуй за мной, и я покажу тебе место праведников".
И последовал я за ним, и поставил он меня перед городскими воротами. И увидел я
дверь златую, и два столба златых впереди нее, и две плиты златые поверх нее,
заполненных письменами. И сказал мне ангел: "Блажен всякий входящий через врата
сии, потому не все войдут сюда, но только имущие простоту, непорочность и чистое
сердце". И вопросил я ангела: "Что за письмена начертаны на плитах сих?" И
сказал он мне: "То имена праведников и служителей Божиих".2 И сказал я ему: "Так
значит, имена их записаны на самом небе еще при жизни их?" Ангел же сказал мне:
"Стараниями...3 ангелов становятся известны Богу те, кто хорошо служит Ему".
(20) И тотчас отворились врата, и вышел человек, убеленный сединами, навстречу
нам.
1 Ангел Тартарух упоминается в Откр. Петра XIII.
Тартарух (греч.) — "хранитель Тартара".
2 Завещ. Авраама 12.
3 Место испорчено.
И сказал он мне: "Радуйся, Павел, возлюбленный Божий".
И целовал он меня, весел лицом, со слезами. И сказал я ему: "Отче, о чем ты
плачешь?" И сказал он: "Плачу, ибо многие блага уготовил Бог людям, и не
исполняют они воли Его, чтобы вкусить от них". И вопросил я ангела: "Господин
мой, кто этот человек?" И сказал он мне: "Человек сей — Енох, свидетель
Последнего Дня".1 (21) И говорит мне ангел: "Берегись рассказывать обо всем, что
я покажу тебе, кроме как с моего позволения". И поставил он меня над рекой,
исток которой был утвержден в своде небесном, сама же река омывала кругом всю
землю, и говорит мне: "Река сия есть Океан".2 И был там свет великий. И сказал
я: "Господин мой, что сие?" И сказал он мне: "Сие есть земля кротких. Или не
знаешь, что написано: "блаженны кроткие, ибо они наследуют землю"?3 Так вот,
души праведников в месте сем и охраняются". И сказал я ангелу: "А когда же они
явят себя миру?" И сказал он мне: "Когда наступит день воскресения мертвых и
воссядет Судия. Тогда повелит Он и откроет землю сию, и она просияет, и явятся в
ней святые, и утешатся благами, уготованными им от создания мира. (22) И были по
берегу реки дерева посажены, осыпанные всевозможными плодами. И обратил я взор к
восходу Солнца, и увидел там дерева весьма великие, осыпанные плодами.
1 Согласно традиции, в последние дни, предупреждая
приход Христа, явятся Енох и Илия, праведники, взятые Богом на небо. См. Откр.
11:3-8; Откр. Петра II; Откр. Ездры 10. Иногда бывает назван один Илия j (например,
Мал. 4:5-6).
2 Ср. гл. 31 и Откр. Варуха 2 и прим.
3 Мф. 5:5.
Земля же та была светлее серебра и золота, и были на
пальмовых тех деревах виноградные лозы, и тысячи гроздий, и тысячи побегов на
каждой ветви. И сказал я архангелу: "Что сие, господин мой?" И говорит он мне: "Сие
есть Ахерон-тово озеро,1 внутри же его — град Божий.2 Не всем дозволено войти в
этот град, разве только покаявшись в грехах своих. Когда же человек покаялся и
преставился от жизни, предается он Михаилу, и бросают его в Ахеронтово озеро, и
уж затем приносит его оно ко граду Божию в соседство к праведникам". Подивился я
и вознес хвалу Богу за все, что видел. (23) И сказал мне ангел: "Следуй за мной,
и я введу тебя в град Божий и в свет его". Свет же его был ярче, чем свет мира,3
и ярче, чем золото, и стены окружали его. Длиною же и шириной был он в сто
стадиев.4 И увидел я двенадцать врат, богато украшенных, ведущих в город, и
четыре реки окружали его, текшие медом, молоком, маслом и вином.5 И сказал я
ангелу: "Господин мой, что это за реки?" И сказал он мне: "Сами праведники,
пребывая в мире, не пользовались этим, но умалились во славу Божию. Здесь же
получают они тысячекратно".
1 Ср. гл. 31 и Откр. Петра XIV.
2 "Град Божий" — небесный Иерусалим (ср. гл. 29). Ср. Откр. 21:10-23.
3 "Свет мира" — очевидно, то же, что солнечный свет. Ср. Откр. 21:23.
4 Стадий — мера длины, равная 177,6 м.
5 "Двенадцать врат" — ср. Откр. 21:12 и 21; "четыре реки" — Книги Сивилл II,
315-318: "Ангелы этих людей поднимут над страшным потоком/ Пламени и поведут их
к свету и жизни беспечной/ Тем нетленным путем, что Богом проложен великим,/ Где
три источника бьют — медовый, винный и млечный".
(24) Входя в город, увидел я дерева весьма высокие,
росшие перед городскими воротами и не имевшие плодов. Под ними же — людей
немногих, которые плакали громко, и склонялись вместе с ними дерева.1 При виде
же их заплакал я, и вопросил ангела: "Сии суть те, кому не дозволено войти в
город?" И сказал он мне: "Да; тщеславие — вот корень всех зол".2 И сказал я: "Для
чего же и дерева те так умалились?" И в ответ сказал мне ангел: "Потому нет на
них плодов, что не отступили от своей надменности". И вопросил я ангела: "Господин
мой, ради какой милости поставлены они перед городскими воротами?" И в ответ
сказал он мне: "Ради многой благости Божией, ибо с этого места Христос должен
вступить в град, чтобы те, кто будет с Ним, смогли просить за них и разделить их
горе". (25) Я же отправился дальше, предводительствуемый на пути своем ангелом,
и поставил он меня над рекой. И увидел я тогда всех пророков, и, подойдя,
приветствовали они меня, говоря: "Радуйся, Павел, возлюбленный Божий". Я же
сказал ангелу: "Господин мой, кто сии?" И сказал он мне: "Сии суть все пророки,
а песнопения эти — от всех пророчеств. И всякий, кто опечалил душу свою, не
исполнив желания ее во имя Бога, входя, проходит здесь, и пророки приветствуют
его". (26)
1 Здесь единственное число (в оригинале сказано "дерево")
заменено на множественное для согласования с предыдущим и последующим.
2 Ср. Флп. 2:3. "Корень всех зол" — 1 Тим. 6:10.
И увлек меня ангел в южную часть града, где течет река
молочная. И увидел я там всех младенцев, кого убил царь Ирод за имя Господне.
(27) И снова ангел отнес меня в восточную часть града, и увидел я там Авраама,
Исаака и Иакова. И вопросил я ангела: "Господин мой, что есть место сие?" И
сказал он мне: "Всякий, кто гостеприимен к людям, покидая мир, приходит сюда, и
встречают его здесь как друга Божия за гостеприимство его".1 (28) И снова отнес
меня ангел в другое место, и увидел я там реку, текущую маслом, в северной части
града, и увидел там людей, поющих и радующихся. И вопросил я: "Кто сии, господин
мой?" И сказал он мне: "Сии суть посвятившие себя Богу, они радуются, ибо
допущены в град сей". (29) И взглянул я, и увидел посреди града жертвенник
великий и весьма высокий. И был человек, стоявший рядом с жертвенником, чье лицо
сияло, словно Солнце. И держал в руках тот человек Псалтирь и гусли, и пел
сладкозвучно аллилуйю, и голос его наполнял весь град. И все единодушно вторили
ему, так что сотрясался град от крика их. И вопросил я ангела: "Кто сей человек,
поющий сладкозвучно, которому вторят все?" И сказал он мне: "Человек сей —
пророк Давид, град же — небесный Иерусалим. И вот, когда придет Христос во
второе пришествие Его, сам Давид выйдет в сопровождении всех святых. Ибо подобно
тому, как есть на небесах, так происходит и на земле: не должно без Давида2
возносить жертву во время каждения драгоценного тела и крови Христовой,3 но
непременно нужно, чтобы пелась Давидова аллилуйя"
1 Ср. Иак. 2:23 — об Аврааме. То же в Завещ. Авраама
passim.
2 Т. е. без псалмов.
3 Ср. Лк. 1:9-11.
(30) И вопросил я ангела: "Господин мой, как следует
толковать слово "аллилуйя"?" — "На еврейском языке "аллилуйя" означает "тевель
маримата" — хвала Богу, Основателю всего: "восхвалим Его за это".1 Потому всякий,
поющий аллилуйю, возносит Богу хвалу".
(31) После того, как сказаны были эти слова, вынес меня ангел за пределы града,
Ахеронтова озера и земли благодатной, и поставил над рекой Океаном, держащим на
себе твердь небесную, и сказал он мне: "Знаешь, куда я направляюсь?" И сказал я:
"Нет, господин мой". И сказал он мне: "Следуй за мной, и я покажу тебе, где души
нечестивцев и грешников". И отнес он меня туда, где заходит Солнце, и где начало
неба было утверждено в водах реки Океана. И увидел я то, что по другую сторону
реки, и не было там света, но мрак, печаль и стон. И увидел я реку, всю в
водоворотах, и многое множество мужчин и женщин, ввергнутых в нее одни до колен,
другие до пупа, многие же по самое темя.2 И вопросил я: "Кто сии?" И сказал он
мне: "Это люди, которые в разврате и прелюбодеяниях прожив свою жизнь, умерли
без покаяния". (32) И увидел я на юго-запад от этой реки еще одну реку — там,
где впадала в нее огненная река. И была в ней толпа из многих душ. И вопросил я
ангела: "Кто сии, господин мой?"
1 "Аллилуйя" действительно означает хвалу Богу. Что
касается соответствия этому слову в еврейском, должно быть, имеется в виду
поздний язык евреев — арамейский. Так или иначе, сказанное предстает в сильно
искаженном виде.
2 Ср. Откр. Богородицы 5 и 23. Казнь прелюбодеев — ср. также Откр. Петра 24 и
Откр. Богородицы 6.
И сказал он мне: "Сии суть воры, хулители и клеветники,
которые не полагались на Бога как на заступника своего, а понадеялись на тщету
богатства своего". И сказал я ему: "Насколько глубока река эта?" И сказал он мне:
"Меры не имеет глубина ее, но она безмерна". (33) И стал я сетовать, и восплакал
о природе человеческой. И сказал мне ангел: "О чем ты плачешь? Не милосерднее ли
ты Бога?1 Ибо Бог, сожалея о людях в святости Своей, ждет их обращения и
покаяния. Те же, соблазняемые собственным вожделением, приходят сюда и терпят
вечное наказание". (34) И посмотрел я на реку огненную, и увидел человека
преклонных лет, кого силою влекли двое, и кого они опустили в реку по колено. И
ангел Темелух, подойдя к ним, держал в руке железо, им извлекая внутренности
того старика через рот его. И вопросил я ангела: "Господин мой, кто сей человек,
подвергаемый такому наказанию?" И сказал он мне: "Старик, которого ты видишь,
был пресвитером,2 и когда он ел и пил, тогда же и служил Богу". (35) И увидел я
там другого старца, поспешно несомого четырьмя ангелами. И ввергли они его в
реку огненную по пояс, и жестоко жгли его молнии. И сказал я ангелу: "Кто этот
человек, господин мой?"
1 Ср., например, 3 Езд. 5:33.
2 Главы 34-36 (казни священнослужителей) — ср. Откр. Богородицы 15-16.
Пресвитерами в евангельские и апостольские времена иногда назывались священники
— пресвитеры (Цеян. 14:23), епископы, сами апостолы (1 Пет. 5:1; 3 Ин. 1:1) —
без строгого различия. Позднее это наименование закрепилось за лицами второй
степени церковной иерархии, получавшими власть через рукоположение от епископов.
И сказал он мне: "Тот, кого видишь ты, был епископом,
но имя это не пристало ему. В благости Божией не ходил он, судом праведным не
судил, над вдовой и сиротой не смилостивился, не был ни добр, ни гостеприимен,
Ныне же воздано ему по делам его".1 (36) И взглянул я, и увидел посреди реки
другого человека, опущенного в нее до пупа; руки же его были все в крови, и
черви выползали наружу через рот его. И вопросил я ангела: "Кто этот человек,
господин мой?" И сказал он мне: "Тот, кого видишь ты, был диаконом2 — таким, что
ел, и пил, и служил Богу". (37) И увидел я в другом месте: была здесь стена
медная, охваченная огнем, и внутри нее мужи и жены, пожиравшие языки свои,
терпевшие жестокое наказание. И вопросил я ангела: "Кто они, господин мой?" И
сказал он мне: "Сии суть те, которые оговаривают перед церковью ближних своих, а
сами не прислушиваются к Слову Божию".3 (38) И взглянул я, и увидел яму, залитую
кровью. И сказал: "Что это за яма?" И сказал он мне: "Сие есть место, куда
ввергнуты убийцы 4 и обманщики, блудники и прелюбодеи, мучители вдов и сирот".
(39) И увидел я в другом месте жен, одетых в черное и гонимых туда, где мрак. И
вопросил я: "Кто сии, господин мой?" И сказал он мне: "Жены сии — те, что не
слушались родителей своих, но до брака запятнали девство свое".5 (40) И видел я
жен, одетых в белые одежды, слепых, насаженных на вертела огненные, и ангел, не
знающий пощады, бичевал их, говоря: "Теперь узнали, где пребываете, — когда же
читали о том в Писании, то не верили".
1 Ср. 1 Тим. 3:1-7. \
2 Диакон — низшая степень священства (от греч. diaconeo — "служить", "прислуживать").
О том, какие качества должны отличать диакона, см. 1 Тим, 3:8-13.
3 Ср. Откр. Богородицы 17.
4 Казнь убийц — см. Откр. Петра 25.
5 Казнь потерявших девство — ср. Откр. Петра XI.
И сказал мне ангел: "Жены сии погубили себя, а вместе с
собой и младенцев своих. И се, пришли младенцы, вопия: "Взыщи за нас с матерей
наших!" И были они преданы ангелу, чтобы отнес он их в просторное место,
родительниц же их — в вечный огонь".1
(41) И отнес меня ангел прочь от тех казней, и поставил над кладезем,
запечатанным семью печатями. И сказал ангел, бывший со мной, ангелу,
приставленному ко кладезю в месте том: "Открой кладезь, дабы увидел Павел,
возлюбленный Божий, ибо дана ему власть смотреть на казни". И сказал мне ангел
того места: "Стань поодаль, пока я открою печати". И когда открыл он кладезь,
изошло оттуда зловоние, какого нельзя было вынести. И, приблизившись к месту
тому, увидел я, что заполнен кладезь тот мраком и тьмой, и очень тесен. И сказал
мне ангел, бывший со мной: "От места, где находится кладезь сей, который ты
видишь, отврати-лась слава Божия, и ни один из ангелов не взирает на людей тех.
Все, кто не признал в святой Марии Богородицу и говорил, что не воплотился от
Нее Господь в человеке,2 что хлеб причастия и чаша благословения — не плоть Его
и кровь, ввергнуты в кладезь сей, и, как были о том слова мои, ни один ангел не
взирает на них". (42) И видел я на западе, где плач и скрежет зубовный, мужей
многих и жен, мучимых там. И сказал я ангелу: "Кто сии, господин мой?" И сказал
он мне: "Сии суть говорящие, что не существует воскресения мертвых, и никогда не
будет к ним снисхождения".
1 Казнь преступных матерей — ср. Откр. Петра 26.
2 Ср. Откр. Богородицы 4.
(43) Услышав это, восплакал я горько. И воззрев на
твердь, увидел, как разверзлись небеса, и архангел Гавриил сошел вниз с войском
ангелов, и сделали они смотр всем казням. И при виде их все приговоренные к
наказанию возопили громко в один голос: "Смилостивься над нами, Гавриил,
предстоящий пред Богом!1 Ибо слышали мы, что есть суд, и вот, сами узнали его".
И в ответ сказал архангел Гавриил: "Жив Господь, пред Коим я предстою! Денно и
нощно, без устали исполняю я посольство для рода человеческого, но не содеяли
они и малости благой в этой жизни, а суетно загубили отпущенное им время. Ныне
же и я восплачу с возлюбленным Павлом: сжалится, быть может, благой Господь и
дарует вам успокоение". Ответствовали они ему в один голос: "Смилостивься над
нами, Господин наш!" И пали пред лицем Божиим, и умоляли, говоря: "Смилостивься,
Господь, над сынами человеческими, которых создал Ты по образу Своему!" (44) И
сотряслось небо как лист,2 и увидел я двадцать четыре старца, лежащих ниц, и
увидел жертвенник, престол и завесу,3 и все взывало к славе Божией. И увидел я
Сына Божьего, со славой и многим могуществом сходившего на землю. И когда
раздался глас трубный, возопили все казнимые, говоря: "Смилостивься над нами,
Сын Божий, ибо Тебе дана власть над небесными, земными и подземными!"
1 Лк. 1:19; ср. Завещ. Авраама 4 и прим.
2 Ср. апокриф. Откр. Иоанна 17.
3 "Двадцать четыре старца" — см. Откр. 4:4; "жертвенник, престол и завеса" — ср.
Исх. 40:3-6; Евр. 9:2-3.
И был голос, говорящий: "Какое благое дело сделали вы,
что просите об успокоении? Творили вы, что хотели, и не покаялись, но в
распутстве загубили жизнь вашу. Ныне же ради Гавриила, ангела правды Моей, и
ради Павла, возлюбленного Моего, дарую вам для успокоения ночь и день святого
Воскресения, в который восстал Я из мертвых". И возопили все казнимые, говоря: "Благословляем
Тебя, Сын Бога Живого: то успокоение милее нам жизни, что мы прожили, подвизаясь
в мире".1
(45) И после того говорит мне ангел: "Вот, увидел ты все казни. А теперь следуй
за мной, и отнесу я тебя в Рай, и развлечешь ты душу свою лицезрением
праведников, ибо многие хотят приветствовать тебя". И взял он меня, не успел я
вздохнуть, и перенес меня в Рай. И говорит он мне: "Сие есть Рай, где согрешили
Адам и Ева". И увидел я древо весьма великое, цветущее, на коем почил Дух Святой.
И от корня его истекала влага благовонная, расходившаяся по четырем руслам. И
сказал я ангелу: "Господин мой, что сие за древо, от которого истекает столь
великое множество влаги, и куда текут воды сии?" И в ответ сказал он мне: "Прежде,
чем возникли небо и земля, поделил Господь воды сии между четырьмя началами и
главенствами, коим имена Фисон, Геон, Тигр и Евфрат".2 И снова взяв мою руку,
подвел он меня ближе к Древу Познания Добра и Зла.
1 Глава 44 — ср. Откр. Богородицы 29.
2 Быт. 10:14.
И говорит мне: "Сие есть древо, из-за которого смерть
вошла в мир, и от плода которого Адам взял из рук жены своей и ел.1 Ныне же
изгнаны они отсюда". И вслед за тем показал Древо Жизни,2 и сказал мне: "Его
стерегут Херувимы и пламенеющий меч". (46) Когда же я осматривал древо и дивился,
увидел я жену, идущую издалека, и множество ангелов, славословящих ее. И
вопросил я ангела: "Кто она, Господин мой, грядуща в столькой красе и славе?" И
говорит мне ангел "Жена сия есть святая Мария, мать Господа". Подойдя же,
приветствовала она меня, говоря: "Радуйся, Павел, возлюбленный Божий, Ангельский
и человеческий! Ты возвестил в мире слово Божие, учредил церкви, и
свидетельствуют о тебе все спасшиеся через тебя — ибо, избавившись от идольского
соблазна учением твоим, приходят они сюда".
(47) Еще говорили они со мной, как, воззрев на небо, увидел я трех других мужей,
идущих к нам. И вопросил я ангела: "Кто сии, господин мой?" И сказал он мне: "Сии
суть Авраам, Исаак и Иаков, праотцы праведные".3 И подойдя, приветствовали они
меня со словами: "Радуйся Павел, возлюбленный Божий! Бог не огорчил нас: знаем,
что ты во плоти и еще не оставил мир". И по порядку сказали они мне имена свои
от Авраама до Манассии.4
1 Быт. 3:6.
2 Ср. Откр. Ездры 3; Откр. Седраха 5.
3 Ср. окончание Завещ. Авраама (гл. 20): "Вознесите ныне друга моего Авраама в
Рай, где пребывают шатры праведников моих и где обители святых моих Исаака и
Иакова в лоне его, и нет там страданий, печали и стонов, но мир, веселье и жизнь
бесконечная". Ср. также Откр. Петра 14.
4 Авраам, Исаак, Иаков, двенадцать сыновей Иакова и два
сына Иосифа. Здесь названы старший и младший.
И говорит мне один из них, Иосиф, проданный в Египет: "Послушай меня, Павел,
друг Божий:1 не воздал я братьям моим, проклявшим меня, ибо блажен могущий
противиться искушению — воздаст ему Господь в грядущем веке всемеро мзду его".
(48) И еще говорил он со мной, как увидел я другого человека, идущего издалека,
и видом своим был он подобен ангелу. И вопросил я ангела, говоря: "Господин мой,
кто человек сей?" И сказал он мне: "Человек сей есть Моисей законодатель, им же
Бог вывел сынов Израилевых из Египетского рабства". Подойдя же, приветствовал он
меня с плачем. И сказал я ему: "Отче, что плачешь ты, кроткий и праведный?" И в
ответ сказал он: "Восплакать нужно мне о каждом человеке, ибо тяжкий труд
положил я на народ неразумный, и не принесли они плода. И вижу я, что овцы,
которых пас я, рассеяны, а тяжкий труд, который превозмог я ради сынов
Израилевых, обращен в ничто. Силы и полчища увидел я среди них, они же не
разумели; и вижу язычников, поклоняющихся и уверовавших через слово твое,
обратившихся и приходящих сюда, из народа же моего, столь многочисленного, ни
один не уразумел. Ибо когда повесили Иудеи Сына Божьего на кресте, все ангелы и
архангелы, все праведники и творение всякое из числа небесных, земных и
подземных восплакали и возрыдали великим плачем, нечестивые же и неразумные
Иудеи не уразумели — оттого и уготован им огонь вечный и червь неусыпный".2
Манассия — первенец Иосифа и Асенефы (Быт. 46:20), однако из двух сыновей Иосифа
Иаков "поставил Ефрема выше Манассии" (Быт. 48:20).
1 Ср. Иак. 2, 23.
2 Ср. Мф. 11:17.
(49) Еще говорил он эти слова, как пришли трое других и
приветствовали меня, говоря: "Радуйся, Павел, возлюбленный Божий, церквей хвала,
ангелов краса!" И вопросил я: "Кто вы?" И сказал первый: "Я — Исайя, тот, кого
перепилил царь Манас-сия деревянной пилой".1 И сказал второй: "Я — Иеремия, тот,
кого побили Иудеи камнями,2 сами же навеки остались гореть в огне". И сказал
третий: "Я — Иезекииль, тот, кого сожгли христоубийцы. Все эти муки претерпели
мы, но не смогли обратить каменные сердца Иудеев".3 И пал я на лице свое, взывая
к благости Божией, ибо милостив Он был ко мне, избавив от рода Еврейского. И был
голос, говорящий: "Блажен ты, Павел, возлюбленный Божий, блаженны и уверовавшие
через тебя в имя Господа нашего Иисуса Христа, ибо им уготована жизнь вечная".
(50) Еще говорил тот голос, как пришел другой человек, возглашая: "Блажен ты,
Павел!" И вопросил я ангела: "Кто он, господин мой?" И сказал он мне: "Человек
сей — Ной, живший во времена потопа". Когда же приветствовали мы друг друга,
спросил я его: "Кто ты?"
1 Манассия — царь Иудейский, сын и преемник Езе-кии
(4 Цар. 20:21). Согласно преданию, по его приказу был перепилен деревянной пилой
пророк Исайя.
2 О мученическом конце Иеремии в Писании ничего не сказано. Существовало
предание, что он был побит камнями в городе Тафнисе.
3 Ко всей главе 49 ср. Евр. 11:37.
И сказал он мне: "Я — Ной, ста лет отроду построивший
ковчег; и не снимал я хитона, который носил, и не стриг волос, но, упражняясь в
воздержании, не приближался к жене своей, и вот, к ста годам хитон мой не
порвался, и волос головы не поредел, и не перестал я пропове-дывать людям: "Покайтесь,
ибо, се, грядет потоп". И никто не внял, но все смеялись надо мною, не стыдясь
беззаконий своих, пока не пришли воды и не погубили всех".1
(51) И, оглянувшись, увидел я вдалеке еще двоих. И вопросил ангела: "Кто они,
господин мой?" И сказал он мне: "Люди сии — Енох и Илия". И подойдя,
приветствовали они меня, говоря: "Радуйся, Павел, возлюбленный Божий!" И сказал
я: "Кто вы?" В ответ же Илия пророк сказал мне: "Я — Илия пророк, вознесший
молитву к Богу, и сделал Он так, что три года и шесть месяцев не сходил дождь на
землю за нечестие сынов человеческих.2 Часто тогда ангелы взывали к Богу, прося
дождя. И услышал я [как сказал Он им]: "Будьте долготерпеливы до тех пор, пока
возлюбленный мой Илия не вознесет молитву, и Я ниспошлю дождь на землю..."...3
1 Быт. 6-7; ср. Книги Сивилл I, 125-209.
2 Ср. 3 Цар. 17-18.
3 Обрыв текста. На беседе Павла с Илией заканчиваются почти все известные
рукописи.
|