Прп. Исидор пелусиот (Письма)

365. Леониду.

Почему Иаков, умирая и благословляя сынов, не мог сказать их будущего?

Иаков, дав обещание сказать будущее (Быт.49:1) и описывая сыновьям, что уже было с ними, поступал не вопреки обещанию, но Божий перст коснулся его чувства, и повелено ему было сохранить приличное молчание. Ибо, намереваясь говорить сынам о имеющем быть от них по Божию домостроительству воплощении, впал в забвение задуманного им, еще не сбывшееся заменив прошедшим. Тебе, сказано ему было, как приобретшему сердце, достойное столь великого таинства, по справедливости вверено и ведение оного, они же не будут иметь одинакового с отцом благочестия.

366. Ему же.

Если в Писании ищем свидетельства сказанному мной, то яснейший из Пророков Исаия, изображая недоумение Иакова и то препятствие в исполнении своего намерения, какое встретил он, одно замыслив и иное сказав по данному ему повелению, говорит о сем так: еда речеши, Иакове, и что глаголал еси, Израилю, утаися путь мой от Господа, и Бог мой суд отъя и отступи от меня (Ис.40:27). Ибо возлюбивший Иакова Бог ничего не отъя у него, кроме исполнения данного сынам обещания, как сказано, по причине предвиденного отступления их от благочестия.

2.357. Ему же.
На слова: возлег, уснул еси, яко лев (Быт.49:9).

Знай, священная глава, что примеры берутся и прилагаются к предположенному не во всех своих чертах (иначе стали бы они не примерами, но чем-то тождественным). Напротив того, надлежит, избрав пригодное для нас и то самое, для чего они взяты, все прочее отлагать в сторону.

И чтобы, представив один или два примера, проложить тем путь к истолкованию и для прочих, слушай, что патриарх говорит о Спасителе: возлег, уснул еси, яко лев (Быт.49:9). Неужели же все, что есть в звере, будем прилагать ко Христу? Нимало. Но, взяв неодолимость льва и все, что в нем есть внушающего страх и царственного, хорошо сделаем, если оставим без внимания и зверство, и все иное, во льве примечаемое.

И когда говорит Бог: срящу их, яко медведица лишаема (Ос.13:8), изберем одно - мстительность, а не что-либо иное, свойственное медведице. Так надлежит поступать и с прочими примерами. Даждь премудрому вину и премудрейший будет (Прит.9:9).