Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4. |
|
Изъясненіе псалма 1-го.
У Евреевъ не надписанъ. (1). Блаженъ мужъ, иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ, и на пути грѣшныхъ не ста, и на сѣдалищи губителей не сѣде. Изъ сего не трудно усмотрѣть, что переводившіе божественныя Писанія, какія въ древности нашли у Евреевъ надписанія, тѣ и преложили на еллинскій языкъ. Ибо сей и слѣдующій за нимъ псаломъ, нашедши ненадписаннымъ, оставили безъ надписанія, не осмѣлившись къ словамъ Духа приложить что-либо отъ себя. Нѣкоторые изъ описывавшихъ содержаніе псалмовъ утверждали, что сей псаломъ содержитъ въ себѣ ученіе нравственное. А мнѣ кажется онъ не менѣе догматическимъ, сколько и нравственнымъ. Ибо содержитъ въ себѣ обвиненіе не только грѣшныхъ, но и нечестивыхъ, и совѣтуетъ непрестанно внимать Божественнымъ словесамъ, изъ которыхъ извлекаемъ не нравственную только, но и догматическую, пользу. Весьма прилично великій Давидъ собственному своему писанію предпоставилъ ублаженіе, подражая въ томъ Сыну своему и вмѣстѣ Владыкѣ, разумѣю Спасителя Христа, Который ученіе, преподанное священнымъ ученикамъ, началъ ублаженіями, сказавъ: блажени нищіи духомъ, яко тѣхъ есть царствіе небесное (Матѳ. 5, 3). Владыка же Христосъ, какъ человѣкъ, есть сынъ Давидовъ, по изреченію священнаго Евангелія: книга родства Іисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля (Матѳ. 1, 1); а какъ Богъ, есть Господь и Творецъ его; вотъ о семъ изреченіе самого Давида: рече Господь Господеви Моему: сѣди одесную Мене (Псал. 109, 1). Посему Давидъ ублажаетъ того, кто не пошелъ общимъ путемъ съ нечестивыми, не принялъ непремѣннаго совѣта грѣшныхъ (ибо сіе назвалъ онъ стояніемъ), и избѣгаетъ постояннаго развращенія губителей. Хотя названіе блаженнымъ есть наименованіе божественное (свидѣтель сему божественный Апостолъ, когда взываетъ: блаженный и единъ сильный, Царь царствующихъ и Господь господствующихъ (1 Тим. 6, 15), однако же Владыка Богъ имя сіе, какъ и другія имена, сообщилъ и людямъ. Ибо, именуясь вѣрнымъ (сказано: вѣренъ Богъ, имже звани бысте во общенiе Сына Его (1 Кор. 1, 9); и блаженный Моѵсей говоритъ: Богъ вѣренъ, и нѣсть неправды въ Немъ (Втор. 32, 4), и людей, пріемлющихъ несомнѣнно словеса Его, наименовалъ вѣрными. Подобно сему, будучи и именуясь Богомъ, сіе названіе сообщилъ Великодаровитый и людямъ, и говоритъ: Азъ рѣхъ: бози есте и сынове Вышняго вси: вы же яко человѣцы умираете (Псал. 81, 6-7). И такъ имя: блаженный есть плодъ усовершенія въ добродѣтели. Ибо, какъ и каждое занятіе въ жизни имѣетъ свою цѣль, и упражненіе въ борьбѣ — оливковые вѣнцы, военное дѣло — побѣды и побѣдные памятники, врачевство — здравіе и избавленіе отъ болѣзней, купечество — собраніе денегъ и пріумноженіе богатства; такъ и наука добродѣтели имѣетъ плодомъ и цѣлію Божественное ублаженіе. Но усматривая, что ублажается здѣсь только мужъ, никто да не подумаетъ, будто бы женскій полъ лишенъ ублаженія; потому что Владыка Христосъ, представивъ ублаженія мужей, не воспретилъ и женамъ пріобрѣтеніе добродѣтели. Слово Божіе вмѣстѣ съ мужами разумѣетъ и женъ; потому что глава жены мужъ, какъ говоритъ божественный Апостолъ (1 Кор. 11, 3). Съ главою же сочетаваются члены тѣла и радуются, когда увѣнчавается глава. Такъ и мы, обращая къ кому-либо рѣчь и именуя его любезною главою, не раздѣляемъ тѣлесныхъ членовъ, но подъ именемъ части привѣтствуемъ цѣлое. Не просто же Давидъ упомянулъ сперва о пути, потомъ о стояніи, и наконецъ о сѣденіи, а напротивъ того въ точности зная, что помыслъ, будетъ ли онъ худой или добрый, сперва приходитъ въ движеніе, а потомъ установляется, и послѣ сего принимаетъ нѣкое не поколебимое постоянство. Посему Пророкъ совѣтуетъ не допускать въ умъ какой-либо злочестивой мысли и не приступать къ дѣлу беззаконному. Нечестивыми же божественному Писанію обычно называть преданныхъ безбожію или многобожію, и грѣшными — вознамѣрившихся жить въ беззаконіи и возлюбившихъ жизнь развратную, а губителями — не себя только доводящихъ до погибели, но сообщающихъ пагубу и другимъ, подобно болѣзни, поражающей людей и скотовъ, которою заражаются приближающіеся къ нимъ. Посему слово повелѣваетъ бѣгать ихъ сонмищъ. Но для усовершенія въ добродѣтели недостаточно избѣгнуть только порока; сказано: уклонися отъ зла, и сотвори благо (Псал. 33, 15); и блаженный Исаія говоритъ: престаните отъ лукавствъ вашихъ, научитеся добро творити (Ис. 1, 16-17). Посему блаженный Давидъ весьма справедливо присовокупилъ:
(2). Но въ законѣ Господни воля его, и въ законѣ его поучится день и нощь. Надобно не только гнушаться сказаннымъ выше, но день и ночь внимать Божію закону, того желать, что внушаетъ божественный законъ, и согласно съ нимъ располагать собственную свою жизнь. Ибо такъ законоположилъ и Богъ всяческихъ, чрезъ Моѵсея говоря: слова закона сего да будутъ всегда въ устахъ твоихъ, въ нихъ поучайся, сѣдяй и востая, и лежа, и идый путемъ. И навяжеши я на руку твою, и да будутъ непоколеблема предъ очима твоима (Втор. 6, 7-8). Потомъ Пророкъ показываетъ произрастающій изъ сего плодъ. Ибо говоритъ:
(3). И будетъ, яко древо насажденное при исходищахъ водъ, еже плодъ свой дастъ во время свое, и листъ его не отпадеть, и вся, елика аще творитъ, успѣетъ; потому что потоки Божественнаго Духа дѣйствуютъ подобно водному орошенію. Какъ воды цвѣтущими дѣлаютъ насажденныя при нихъ дерева; такъ Духъ сообшаетъ силу приносить божественные плоды. Посему-то Владыка Христосъ ученіе Свое наименовалъ водою. Ибо говоритъ: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ (Іоан. 7, 37); вода, юже Азъ дамъ ему, будетъ источникъ воды живой текущія въ животъ вѣчный (Іоан. 4, 14); и еще: вѣруяй въ Мя, якоже рече Писанiе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы (Іоан. 7, 38). А также говоритъ и женѣ самарянской: піяй отъ воды сея вжаждется паки, а иже піетъ отъ воды, юже Азъ дамъ ему, не вжаждется во вѣки (Іоан. 4, 13. 14). Такъ и чрезъ Пророка Исаію говоритъ: Я дамъ въ жаждѣ ходящимъ въ безводней; отверзу на горахъ источники, и на холмахъ рѣки напоити родъ Мой избранный, люди Моя, яже снабдѣхъ (Ис. 41, 18; 43, 20-21). Поэтому и блаженный Давидъ обучающагося Божественнымъ словесамъ справедливо уподобилъ деревамъ, насажденнымъ на берегахъ при водѣ, у которыхъ всегда зелены листья, и которыя благовременно приносятъ плоды, потому что подвижники добродѣтели, хотя плоды трудовъ собираютъ въ будущей жизни, однако же и здѣсь, какъ бы нѣкія листья, постоянно нося въ себѣ благую надежду, зеленѣютъ и радуются, и въ услажденіи духа переносятъ тяжесть трудовъ. И великодаровитый Владыка всегда содѣйствуетъ усердію ихъ, потому что любящимъ Бога, какъ говоритъ божественный Апостолъ, вся поспѣшествуютъ во благое (Рим. 8, 28). Посему-то и блаженный Давидъ сказалъ: и вся, елика аще творитъ, успѣетъ. Ибо отъ Господа, говоритъ онъ, стопы человѣку исправляются, и пути его восхощетъ зѣло (Псал. 36, 23). Но не просто, а съ великою точностію, сказано у него: вся. Ибо, запретивъ сперва всѣ виды порока, и показавъ совершенство Божественныхъ законовъ, потомъ уже присовокупилъ: вся, елика аще творитъ, успѣетъ, зная, что таковый, соглашая волю свою съ Божественымъ закономъ, не захочетъ сдѣлать что либо вопреки закону, такъ какъ сказано: въ законѣ Господни воля его. Такимъ образомъ, возбудивъ чрезъ сіе къ добродѣтели и обучивъ совершенному любомудрію, Пророкъ подкрѣпляетъ подвижниковъ и представленіемъ противнаго, и говоритъ:
(4). Не тако нечестивіи, не тако. Усугубленіемъ отрицанія яснѣе показываетъ противоположность. Но яко прахъ, его же возметаетъ вѣтръ отъ лица земли. Подвижники добродѣтели, орошаемые Божественными словесами, вѣчно зеленѣютъ и приносятъ благовременный плодъ, а нечестивые, попираемые непріязненными духами, уподобляются праху, который удобно туда и сюда носится противными вѣтрами.
(5). Сего ради не воскреснутъ нечестивіи на судъ, ниже грѣшницы на совѣтъ праведныхъ. Съ великою точностію все изложилъ Всесвятый Духъ. Не сказалъ: не воскреснутъ нечестивiи, но на судъ не воскреснутъ, то-есть, воскреснутъ, но не на судъ, а на осужденiе; потому что не имѣютъ нужды въ обличенiи, и нечестiе ихъ явно, ожидаютъ же одного наказанiя. Какъ приводятъ въ судилище не для того, чтобы обличить, но чтобы произнести надъ ними согласный съ законами приговоръ: такъ проведшiе жизнь въ нечестiи немедленно по воскресенiи понесутъ наказанiе, и не на судъ будутъ приведены, но услышатъ приговоръ къ казни. И тѣ, которые отступили отъ злочестивыхъ ученiй, но вели беззаконную жизнь, поставлены будутъ вдали отъ сонма праведныхъ. Ибо слово: совѣтъ Акила и Ѳеодотiонъ перевели: собранiе, а Симмахъ: стеченiе.
(6). Яко вѣстъ Господъ путь праведныхъ, и путь нечестивыхъ погибнетъ, то есть праведный судiя и до суда все знаетъ, и не имѣетъ нужды ни въ доказательствахъ, ни въ обличенiяхъ. А потому, воздавая каждому по достоинству, однихъ удостоитъ прославленiя и вѣнцевъ, а другихъ пошлетъ на вѣчное мученiе.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 8-14. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.