Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4. |
|
Изъясненіе псалма 2-го.
Не надписанъ у Евреевъ. Заключивъ первый псаломъ упоминаніемъ о нечестивыхъ, имъ опять начинаеть Давидъ и вторый псаломъ, научая, что предсказанный предъ симъ конецъ нечестивыхъ постигнетъ воставшихъ съ неистовствомъ противъ Спасителя, царей и князей, Іудеевъ и язычниковъ. Ибо во второмъ псалмѣ предрекаетъ страданія по человѣчеству и царство Владыки Христа, а вмѣстѣ и предвѣщаетъ призваніе язычниковъ, и оплакиваетъ невѣріе Іудеевъ. Ибо слова: вскую шаташася языцы приличны сѣтующему о неразуміи и порицающему оное. Къ изъясненію же псалма не нужно намъ многихъ словъ, когда богомудрый Петръ, первоверховный изъ Апостоловъ, далъ на него толкованіе въ книгѣ Дѣяній, царями и князьями наименовавъ Ирода, и Понтія Пилата, первосвященниковъ и книжниковъ; потому что Пилатъ посланъ былъ римскимъ царемъ дѣйствовать его властію, и Иродъ былъ въ то время правителемъ Іудеевъ; и какъ одинъ въ подчиненіи у себя имѣлъ Іудеевъ, такъ другой — воиновъ изъ язычниковъ. Но, сошедшись вмѣстѣ и злоумысливъ Владычнюю смерть, совѣщались они вотще и суетно, бывъ не въ силахъ содѣлать забвеннымъ Распятаго ими; потому что, воскреснувъ въ третій день, сталъ Онъ обладателемъ вселенной. Весьма же кстати и совершенно справедливо Пророкъ слова: поучишася тщетнымъ сочеталъ съ словомъ: людіе [1], потому что Іудеи составили лукавый умыселъ на Спасителя, и о семъ свидѣтельствуетъ Священное Евангеліе, научая, что изшедше Фарисеи совѣтъ пріяша Нань, како Его погубятъ (Марк. 3, 6). Свидѣтельствуетъ и Каіафа, говоря: уне есть, да единъ человѣкъ умретъ, а не весь языкъ погибнетъ (Іоан. 11, 49). А слово: шаташася Акила перевелъ: восшумѣли, Симмахъ же: мятутся. Поелику слово это отнесено къ лицу язычниковъ, то сіе подаетъ мысль, что поелику Іудеи представили Іисуса Пилату какъ бы нѣкіимъ похитителемъ царской власти, и неоднократно говорили, что должно предать Его смерти, то Пилатъ противъ воли произнесъ смертный приговоръ, боясь вѣроятно отпустить Іисуса, чтобы за это не возникло противъ него самаго какого-либо обвиненія. Ибо, какъ сказалъ блаженный Лука: начаху Нань вадити глаголюще: Сего обрѣтохомъ развращающа языкъ нашъ, и возбраняюща Кесареви дань даяти, глаголюща Себѣ Христа быти (Лук. 23, 2).
(1). Вскую шаташася языцы и людіе поучишася тщетнымъ? (2). Предсташа царіе земстіи, и князи собрашася вкупѣ на Господа и на Христа Его? Слово: языцы употребляетъ Пророкъ не съ членомъ (τὰ ἔϑνη), чтобы не подать тебѣ мысли, будто бы включаетъ сюда всѣхъ, но безъ члена (ἔϑνη), наводя мысль твою на нѣчто частное. Поелику Іудеи, взявъ Іисуса Христа, предали Его язычникамъ, то Давидъ спрашиваетъ: какая была тому причина, или что такое сдѣлалось, почему народъ Божій пришелъ противъ Него въ движеніе, и предалъ Его въ руки язычникамъ?
(3). Расторгнемъ узы Ихъ, и отвержемъ отъ насъ иго Ихъ. Ибо сказано: иже не чтитъ Сына, не чтитъ и Отца (Іоан. 5, 23). И не безъ причины за игомъ Сына свергаютъ съ себя иго Отца. Но мнѣ кажется, что Пресвятый Духъ увѣровавшимъ повелѣваетъ сказать это: расторгнемъ узы ихъ, т. е. узы нечестивыхъ язычниковъ, и отвержемъ отъ себя иго ихъ, т. е. иго беззаконныхъ Іудеевъ, воспріимемъ же на себя благое иго Христово; потому что таково Господне слово: возмите иго Мое на себе: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть (Матѳ. 11, 29-30).
(4). Живый на небесѣхъ посмѣется имъ, и Господь поругается имь; потому что пригвожденный и преданный ими смерти, какъ сущій на небесахъ и все содержащій, содѣлаетъ тщетными и суетными совѣты ихъ. Отецъ же Его и Владыка всѣхъ предастъ ихъ достойному наказанію.
(5). Тогда возглаголетъ къ нимъ гнѣвомъ Своимъ, и яростію Своею смятетъ я. И сихъ словъ истолкованію научаетъ самое исполненіе на дѣлѣ; потому что римское войско, напавъ на Іудеевъ, опустошило городъ, сожгло храмъ, большую часть изъ нихъ предало смерти, а тѣхъ, которые избѣжали убійства, сдѣлавъ плѣнниками, поработило. Надлежитъ же обратить вниманіе на то, что Пророкъ здѣсь упоминаеть одно за другимъ два Лица, и во первыхъ Лице Господа и Христа; ибо сказано на Господа и на Христа Его, а потомъ Лице Живущаго на небѣ и Господа; ибо сказано: живый на небесѣхъ посмѣется имь, и Господь поругается имъ. Да и въ послѣдствіи Пророкъ соблюлъ тотъ же образъ представленія.
(6). Азъ же поставленъ есмь Царь отъ Него. Здѣсь должно остановиться, и потомъ присовокупить: надъ Сіономъ горою святою Его.
(7). Возвѣщаяй повелѣніе Господне. Потому что царствуетъ не надъ горою только Сіономъ, но надъ видимымъ и невидимымъ, и надъ всею тварію. На горѣ же Сіонѣ и въ Іудеѣ приходящимъ къ Нему предложилъ Божественное Свое ученіе, и пріявшіе сіе ученіе, повинуясь Божественнымъ Его повелѣніямъ, потоки онаго изліяли въ цѣлую вселенную. Ибо сказано: шедше научите вся языки (Матѳ. 28, 19). Сіе же: Азъ поставленъ есмь Царь отъ Него, говоритъ по человѣчству; ибо какъ Богъ, Онъ имѣетъ царство по самой природѣ; а какъ человѣкъ, пріемлетъ помазаніе на царство. А что, какъ Богъ, имѣетъ Онъ безначальную державу, сему научаетъ тотъ же самый Пророкъ, говоря: престолъ Твой Боже въ вѣкъ вѣка, жезлъ правости, жезлъ царствія Твоего (Псал. 44, 7). Блаженный Павелъ говоритъ, что псаломъ сей изреченъ о Сынѣ (Евр. 1, 8). Впрочемъ, какъ Богъ, имѣетъ Онъ царство, а какъ человѣкъ, пріемлетъ оное. Подобно сему, именуясь Вышнимъ, какъ Богъ, вознесенъ Онъ, какъ человѣкъ. И Давидъ, провозглашая Божественную высоту, говоритъ: и да познаютъ, яко имя Тебѣ Господь, Ты единъ вышній по всей земли (Псал. 82, 19). И Захарія говоритъ Іоанну: и ты отроча, Пророкъ Вышняго наречешися (Лук. 1, 76). О высотѣ же по человѣчеству учитъ блаженный Павелъ, говоря: тѣмже и Богъ Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имени (Флп. 2, 9). И имя: Сынъ единородный прежде вѣковъ имѣлъ Богъ-Слово какъ сродное Ему по существу, однако же, имѣя, какъ Богъ, наименованіе Сына, пріемлетъ оное и какъ человѣкъ. Посему и въ настоящемъ псалмѣ Пророкъ присовокупилъ, говоря:
(7). Господь рече ко Мнѣ: Сынъ Мой еси Ты, Азъ днесь родихъ Тя. Изреченіе сіе всякій вѣрующій ученію Божественнаго Духа да не относитъ къ божеству Владыки Христа; потому что объ ономъ, какъ слышимъ, Богъ всяческихъ вѣщаетъ чрезъ Давида: изъ чрева прежде денницы родихъ Тя (Псал. 102, 3). Посему, какъ человѣкъ, пріемлетъ и сказанное выше, какъ человѣкъ, слышитъ и присовокупляемое:
(8). Проси отъ Мене, и дамъ Ти языки достояніе Твое, и одержаніе Твое концы земли. Ибо, какъ Богъ, Онъ Творецъ всего: вся Тѣмъ быша, и безъ Него ничтоже бысть (Іоан. 1, 3); и: Тѣмъ создана быша всяческая видимая и невидимая (Кол. 1, 16). А если Онъ — Владыка и Творецъ всяческихъ; то Онъ — Владыка и Господь сотвореннаго Имъ. Впрочемъ, и по естеству будучи Владыкою, какъ Богъ, пріемлетъ владычество надъ всѣмъ, какъ человѣкъ. И поелику древле промышлялъ, по-видимому, только объ Іудеяхъ, какъ сказано: и бысть часть Господня людіе Іаковъ, уже наслѣдія его Израиль (Втор. 32, 9); народъ же іудейскій отверженъ, какъ ни мало не воспользовавшійся Божіимъ о немъ попеченіемъ; то справедливо промыслительность Свою обращаетъ на язычниковъ не какъ нерадѣвшій о нихъ древле, но какъ исполняющій Моѵсеево пророчество; потому что Моѵсеево это изреченіе: возвеселитеся языцы съ людми Его (Втор. 32, 43). Можно найдти и событіе, соотвѣтствующее пророчеству. Ибо увѣровавшихъ изъ Іудеевъ, не двѣнадцать только Апостоловъ, но седмдесятъ учениковъ, и тѣхъ сто двадесять собранныхъ вкупѣ, къ которымъ обращалъ рѣчь Свою блаженный Петръ (Дѣян. 1, 16), и тѣхъ пятьсотъ, которымъ Господь по воскресеніи, по словамъ божественнаго Павла, явился въ одно время (1 Кор. 15, 6), и тѣ три тысячи, и тѣ пять тысячъ, которыхъ мрежею своей проповѣди уловилъ верховный изъ Апостоловъ (Дѣян. 2, 41; 4, 4), и тѣ многія тмы, о которыхъ говорилъ великій Іаковъ: видиши ли, брате, колико темъ есть Іудей вѣровавшихъ (Дѣян. 21, 20), всѣхъ этихъ и сверхъ того всѣхъ Іудеевъ увѣровавшихъ въ цѣлой вселенной, наименовавъ людьми святыми, и чрезъ нихъ уловивъ всѣ народы, Господь исполняетъ пророчество, въ которомъ сказано: веселитеся языцы съ людми Его, а сверхъ того исполняетъ и собственное Свое прореченіе, которое изрекъ Іудеямъ, сказавъ: и ины овцы имамъ, яже не суть отъ двора сего: и тыя Ми подобаетъ привести. И гласъ Мой услышатъ: и будетъ едино стадо, и единъ пастырь (Іоан. 10, 16). Сіе сказано и въ настоящемъ псалмѣ: проси отъ Мене, и дамъ Ти языки достояніе Твое, и одержаніе Твое концы земли. Но мнѣ приходитъ на мысль плакать о невѣріи Іудеевъ, которые, слыша пророчество, ясно упоминающее о концахъ земли, и зная, что, кромѣ единаго происшедшаго отъ Давида по плоти Владыки Христа, ни одинъ изъ царей ихъ не пріобрѣталъ такого владычества, слѣпотствуютъ очами ума своего, изрекающее о семъ пророчество осяжутъ яко слѣпіи стѣну, и яко суще безъ очесъ осязати будутъ (Ис. 59, 10). Потому и угрожаетъ имъ пророческое слово:
(9). Упасеши я жезломъ желѣзнымъ, и яко сосуды скудельничи сокрушиши я, то-есть сокрушишь римскимъ царствомъ, которое Даніилово пророчество въ переносномъ смыслѣ называетъ желѣзнымъ, по его крѣпости и несокрушимости. Сокрушаетъ же на подобіе сосудовъ, сдѣланныхъ изъ бренія. Ибо, когда отреклись имѣть Его Единаго царемъ, и громогласно вопіяли, говоря: не имамы царя токмо Кесаря (Іоан. 19, 15), поставилъ надъ ними просимаго ими Кесаря, и отъ воинства Кесарей понесли они наказаніе за нечестіе. Если же кто думаетъ, что сказано это не объ Іудеяхъ, но объ язычникахъ; то надобно разумѣть такъ: упасетъ язычниковъ жезломъ желѣзнымъ, Своимъ крѣпкимъ и несокрушимымъ царствомъ, и сокрушитъ ихъ какъ сосуды скудельника, растворяя и возсозидая банею пакибытія (Тит. 3, 5), сообщитъ имъ крѣпость огнемъ Духа. Такъ, предрекши о семъ, блаженный Давидъ увѣщаваетъ наконецъ и царей, и подчиненныхъ, прибѣгнуть къ Спасителю, съ любовію принять спасительные законы, и въ изученіи и преподаваніи оныхъ находить для себя пользу. Ибо гоговоритъ:
(10). И нынѣ царіе разумѣйте: накажитеся вси судящіи земли; потому что надъ всѣми нами царемъ Тотъ, о Комъ древле думали, что обладаетъ Онъ только Іудеями.
(11). Работайте Господеви со страхомъ, и радуйтеся Ему съ трепетомъ. Ибо должно не на одно человѣколюбіе надѣяться, но веселясь и радуясь о спасеніи, страшиться и трепетать соединеннаго съ человѣколюбіемъ правосудія. Ибо сказано: мняйся стояти, да блюдется, да не падетъ (1 Кор. 10, 12). Когда, имѣя страхъ владычній, будемъ дѣлать, чтò должно, больше причинъ къ веселію будемъ имѣть въ сдѣланномъ нами; потому что пріобрѣтемъ благую совѣсть, которая доставитъ намъ великую радость. Сказано же: съ трепетомъ, то-есть, съ сокрушеніемъ, чтобы радость Божія не превратилась въ радость мірскую.
(12). Пріимите наказаніе, да не когда прогнѣвается Господь, и погибните отъ пути праведнаго. Ибо для совершенства не достаточно одно пріобрѣтеніе Боговѣдѣнія, но надобно упражняться и въ дѣятельной добродѣтели, прилѣпившись къ которой, пойдете путемъ непогрѣшительнымъ.
Егда возгорится вскорѣ ярость Его, блажени вси надѣющіися на-Нь. Ибо во время суда, когда пороки ваши, подобно удобовозгарающемуся веществу, какъ огнь воспламенятъ Божественный гнѣвъ, будете вы вдали отъ пути праведныхъ, неся наказаніе за то, въ чемъ согрѣшили во время сей жизни. Но истинно и твердо возложившіе упованіе на Бога пріимутъ тогда плодъ надежды — блаженство. Ибо Пророкъ говоритъ: блажени вси надѣющіися на-Нь. Если подвижники добродѣтели ублажаются и въ настоящей жизни, тѣмъ несомнѣннѣе пріимутъ блаженство въ тотъ день, въ который жившіе въ лукавствѣ привлекутъ на себя Божій гнѣвъ.
Примѣчаніе:
[1] То-есть народъ Божій.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 14-22. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.