Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4. |
|
Изъясненіе псалма 3-го.
(1). Псаломъ Давиду, внегда отбѣгаше отъ лица Авессалома сына своего. Хотя исторія сія извѣстна болѣе рачительнымъ, однако же перескажу ее кратко для нерадивыхъ. Великій Давидъ, по совершеніи онаго сугубаго беззаконія, подпалъ многимъ и различнымъ бѣдствіямъ. Не только сосѣдственные народы подвиглись на противоборство и войну, но и самый домъ его далъ въ себѣ мѣсто мятежу, беззаконіе слѣдовало за беззаконіемъ, за непотребствомъ Амнона убійство Авессалома, за братоубійствомъ востаніе противъ отца и отпаденіе подданныхъ. Пока промышляла о Давидѣ Божественная благодать, ничто это не приближалось къ нему. Когда же за учиненное имъ преступленіе благодать отступила; порокъ занялъ ея мѣсто, произвелъ достойное слезъ, и произрастилъ много бѣдствій. Въ сіе-то время, спасаясь бѣгствомъ отъ сына и отъ тѣхъ, которые вмѣстѣ съ этимъ сыномъ подняли противъ него оружіе, написалъ онъ псаломъ сей; потому что, по причинѣ принесеннаго имъ теплаго покаянія, воздѣйствовалъ въ немъ тогда Божій Духъ.
(2). Господи, что ся умножиша стужающіи Ми? Мнози возстаютъ на мя: (3). Мнози глаголютъ души моей: нѣсть спасенія ему въ Бозѣ его. Отвсюду нападаетъ на меня много и всякихъ враговъ. Но болѣе огорчаютъ меня насмѣхающіеся, и утверждающіе, что лишенъ я Твоего промышленія. А я знаю, что не потерпишь оставить въ небреженіи и меня, тяжко согрѣшившаго. Напротивъ того, содѣлавшагося нынѣ по причинѣ грѣха униженнымъ вознесешь и покажешь побѣдителемъ враговъ. Ибо сіе выразилъ онъ, сказавъ:
(4). Ты же Господи, заступникъ мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Не на царство, не на владычество возлагаю я упованіе, но вѣрую, что Ты — моя слава, и надѣюсь, что Твоею десницею скоро буду вознесенъ.
(5). Гласомъ моимъ ко Господу воззвахъ, и услыша Мя отъ горы святыя Своея. Посему-то со всѣмъ усердіемъ приношу тебѣ моленіе, зная, что вскорѣ исполнишь сіи прошенія. Подъ воззваніемъ должно разумѣть здѣсь не гласъ и не вопль, но душевное усердіе. Ибо блаженному Моѵсею, хотя онъ и молчалъ, такъ говорилъ Богъ всяческихъ: что вопіеши ко Мнѣ (Исх. 14, 15), называя молчаніе воплемъ, по причинѣ усердной умной молитвы. Сказано же: услыша мя отъ горы святыя Своея, сообразно съ принятымъ въ древности мнѣніемъ. Ибо тогда думали, что Богъ всяческихъ обитаетъ въ скиніи; потому что тамъ давалъ и отвѣты іереямъ.
(6). Азъ уснухъ, и спахъ, востахъ, яко Господь заступитъ мя. Божественное Писаніе часто бѣдствія называетъ ночью; потому что впадшіе въ великія горести представляютъ себя какъ бы пребывающими во тьмѣ. А съ понятіемъ ночи соединено неразрывно понятіе сна. Посему Давидъ означаетъ вмѣстѣ и скорби и избавленіе отъ скорби. Ибо сіе даютъ видѣть слова: востахъ, яко Господь заступитъ мя, то-есть, воспользовавшись Божіею помощію, препобѣдилъ я поразившія меня бѣдствія. Потому
(7). Не убоюся отъ темъ людей окрестъ нападающихъ на мя. (8). Воскресни Господи, спаси мя Боже мой. Если Ты со мною, сего достаточно, чтобы разсыпать мнѣ многія тьмы. Яко ты поразилъ еси вся враждующія ми всуе: зубы грѣшниковъ сокрушилъ еси. Поэтому даруй мнѣ совершенное спасеніе, и какъ неоднократно наказывалъ Ты за неправду имѣвшихъ ко мнѣ несправедливую непріязнь, и единоплеменниковъ и иноплеменниковъ, и Израильтянъ, и Амалекитянъ, и даже самого Саула; такъ и нынѣ сподоби меня спасенія. Слова же: зубы грѣшниковъ сокрушилъ еси, значатъ: лишилъ ихъ всей крѣпости; образъ выраженія заимствованъ отъ звѣрей, которые, если лишены зубовъ, нимало не опасны и удобно одолѣваются.
(9). Господне есть спасеніе, то-есть, не имѣю надежды на человѣка, но отъ Тебя ожидаю спасенія, и не я одинъ ожидаю, но ожидаетъ и народъ Твой, со мною подвергающійся нападенію враговъ. Имѣю же попеченіе и о нападающихъ врагахъ, потому что и они именуются Твоимъ народомъ. Поэтому и тѣмъ и другимъ даруй, Владыка, благословеніе мира. Ибо сіе выразилъ Давидъ, сказавъ:
И на людехъ Твоихъ благословеніе Твое. Ибо и блаженный Моѵсей въ числѣ благословеній поставилъ миръ. Находимъ же и въ исторіи, что блаженный Давидъ имѣлъ великое попеченіе о народѣ и о самомъ сынѣ, покушавшемся на жизнь отца, и заботился болѣе о мирѣ, нежели о побѣдѣ надъ народомъ.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 22-25. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.