Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 4-го.

(1). Въ конецъ въ пѣснехъ, псаломъ Давиду. Вмѣсто въ конецъ Акила и Ѳеодотіонъ перевели: Побѣдодавцу, а Симмахъ: побѣдный. Выраженіе же: вь конецъ означаетъ, что предсказываемое пророчествомъ исполнится послѣ въ отдаленныя времена. И Пророкъ въ концѣ псалма предвозвѣстилъ воскресеніе мертвыхъ, сказавъ: въ мирѣ вкупѣ усну и почію: яко Ты, Господи единаго на упованіи вселилъ мя еси (9). Согласно же съ переводомъ прочихъ, настоящій псаломъ въ побѣдную пѣснь Побѣдодавцу Богу приносится блаженнымъ Давидомъ по одержанной побѣдѣ надъ Авессаломомъ. Ибо думаютъ, что псаломъ сей изреченъ по окончаніи оной войны. Въ предыдущемъ псалмѣ блаженный Давидъ сказалъ: мнози глаголютъ души моей: нѣсть спасенія ему въ Бозѣ его (3); а въ семъ говоритъ: сынове человѣчестіи, доколѣ тяжкосердіи? вскую любите суету, и ищете лжи (3)? И увѣдите, яко удиви Господь преподобнаго Своего (4). Посему въ настоящемъ псалмѣ недугующихъ безбожіемъ, которые не полагаютъ, что есть надъ всѣми Назирающій и всѣмъ Управляющій, научаетъ, что Богъ промышляетъ и управляетъ дѣлами человѣческими.

(2). Внегда призвати ми, услыша мя Богъ правды моея. То-есть, познайте изъ того, что было со мною, какъ бдительно Богъ всяческихъ печется о судьбѣ человѣческой, и выслушиваетъ призывающихъ Его искренно. Едва принесъ я молитву свою, какъ получилъ уже просимое. Выраженіе: правды моея Пророкъ употребилъ вмѣсто словъ: справедливаго моего прошенія. Ибо Давиду, по его образу мыслей, не свойственно было бы свидѣтельствовать о своей правдѣ и добродѣтели. Далѣе, слова сіи сходны съ тѣмъ, что сказано Богомъ чрезъ Исаію: тогда воззовеши, и услышу тя, и еще глаголющу ти, реку: се пріидохъ (Ис. 58, 9).

Въ скорби распространилъ мя еси. Хотя Богъ всяческихъ попускаетъ, обыкновенно, святымъ встрѣчать горестное, однако же по упражненіи и испытаніи прославляетъ подвижниковъ, даже во время искушеній доставляетъ имъ всякое утѣшеніе. Сему и здѣсь научаетъ великій Давидъ, а именно, что въ самыхъ скорбяхъ пользовался онъ Божіею помощію и утѣшеніемъ. Подобно сему изреченное Богомъ всяческихъ божественному Павлу: довлѣетъ ти благодать Моя: сила бо Моя въ немощи совершается (2 Кор. 12, 9).

Ущедри мя, и услыши молитву мою. Праведный не знаетъ сытости въ молитвѣ; но, когда и въ нуждѣ онъ, когда и благоволеніемъ пользуется и пожинаетъ плоды молитвы, все продолжаетъ приносить моленія, какъ знающій, какая будетъ отъ сего польза.

(3). Сынове человѣчестiи, доколѣ тяжкосердіи? вскую любите суету и ищете лжи? Изъ совершившагося со мною познайте, люди, что Правитель всяческихъ и надзираетъ надъ дѣлами человѣческими, и подаетъ просимое тѣмъ, которые приступаютъ къ Нему со тщаніемъ, отринувъ суетные свои помыслы.

(4). Увѣдите, яко удиви Господь преподобнаго Своего, Господь услышитъ мя внегда воззвати ми къ Нему. Ибо не только избавилъ меня отъ постигшихъ бѣдствій, но содѣлалъ чрезъ побѣду славнымъ и знаменитымъ (сіе Пророкъ выразилъ словомъ: удиви), и продолжаетъ непрестанно внимать молитвамъ моимъ. Опять слово: преподобный употребилъ здѣсь вмѣсто: неповинный и несдѣлавшій никакой обиды нападающимъ на него, но отъ нихъ терпящій обиду. Справедливо же невѣрующихъ, которые не желаютъ возвести взоръ къ Богу, не хотятъ усматривать Божественнаго домостроительства, назвалъ тяжкосердыми, уподобляя ихъ людямъ, у которыхъ голова отягчена въ опьяненіи парами поднимающимися снизу вверхъ, и которые принуждены смѣжать очи, и не могутъ открыть ихъ.

(5). Гнѣвайтеся. Здѣсь должно остановиться, и потомъ читать остальное: и не согрѣшайте. Вы гнѣваетесь и негодуете, видя, что несправедливо востаюшіе на васъ благоденствуютъ; но не увеличивайте зла зломъ, покушаясь увѣрить и другихъ, будто бы все происходитъ безъ порядка и управленія. Надобно поступать противнымъ сему образомъ, и самимъ себѣ давать ночью отчетъ въ грѣхахъ, совершенныхъ днемъ.

Яже глаголете въ сердцахъ вашихъ, на ложахъ вашихъ умилитеся. Поелику ночное время, свободное отъ внѣшнихъ безпокойствъ, много доставляетъ тишины помысламъ; то не безъ причины повелѣлъ въ это время производить испытаніе того, что сказано или сдѣлано днемъ, и узаконилъ врачевать раны врачевствомъ умиленія.

(6). Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа. И сими словами отметаетъ подзаконное служеніе, какъ излишнее, узаконяетъ же приносить жертву правды; потому что пріобрѣтеніе правды съ присоединеннымъ къ ней упованіемъ на Бога пріятнѣе Богу и ста и тысячи воловъ. Многіе язычники и Іудеи и противомудрствующіе еретики, упражняются иногда и въ цѣломудріи, и въ правдѣ, но, будучи лишены благочестія, не получаютъ оттого никакого плода. По сему-то Всесвятый Духъ чрезъ божественнаго Давида повелѣваетъ, не только приносить жертву правды, но и уповать на Господа. Такъ и Владыка Христосъ говоритъ ученикамъ Своимъ: Азъ есмь лоза истинная, и Отецъ Мой дѣлатель есть. Всяку розгу о Мнѣ не творящую плода, изметъ ю (Іоан. 15, 1. 2). Сказалъ не просто: не творящую плода, но: о Мнѣ не творящую плода, то-есть, по Моимъ заповѣдямъ, по Моимъ законоположеніямъ, съ вѣрою въ Меня, потому что иные, и не исповѣдуя Его, ради славы человѣческой, заботятся, повидимому, о добродѣтели.

(7). Мнози глаголютъ: кто явитъ намъ благая? Подразумѣваетъ тѣхъ, которыхъ назвалъ тяжкосердыми; потому что негодуютъ они при встрѣчающихся съ ними горестяхъ, не вѣруютъ въ промышленіе Божіе, и осмѣливаются говорить это. Знаменася на насъ свѣтъ лица Твоего Господи. (8). Далъ еси веселіе въ сердцѣ моемъ. Хотя такъ разсуждаютъ они и говорятъ, но мы, пріявъ озареніе Твоего Боговѣдѣнія и просвѣщенные лучами Твоего свѣта, даже въ самыхъ постигшихъ насъ бѣдствіяхъ имѣемъ достаточное утѣшеніе — надежду на Тебя.

Отъ плода пшеницы, вина, и елеа своего умножишася. Снова обвиняетъ тѣхъ, которые говорятъ: кто явитъ намъ благая? Потому что, столькими благами наслаждаясь еще въ настоящей жизни, страждутъ неблагодарностію. Но у Пророка мысль сія прервана; мнози глаголютъ: кто явитъ намъ благая? Отъ плода пшеницы, вина, и елеа своего уможишася, то-есть, тѣ, которые говорять это, наслаждаются всякаго рода земными плодами. Ибо подъ сими тремя видами, полезными для человѣческаго рода, необходимо разумѣлъ онъ и прочія блага, обличая ихъ неблагопризнательность; потому что, въ рукахъ у себя имѣя Божіи дары и обильно наслаждаясь благами отъ Бога, какъ бы ни чѣмъ не пользуясь, осмѣливаются говорить: кто явитъ намъ благая? Но я, воспользовавшись Твоимъ свѣтомъ и пріобрѣтши вѣдѣніе.

(9). Въ мирѣ вкупѣ усну и почію: яко Ты Господи единаго на упованiи вселилъ мя еси. Отгнавъ отъ себя всякій мятежъ и раздвоеніе помысловъ, и приведя ихъ въ мирное положеніе, научивъ такимъ образомъ мудрствовать о благомъ Твоемъ Промыслѣ, въ надеждѣ воскресенія, приму я и смерть. Ибо сномъ назвалъ здѣсь смерть. Весьма кстати, ведя рѣчь о Промыслѣ, съ памятованіемъ о смерти совокупилъ надежду. Поелику многіе, подвергшись злоключеніямъ въ настоящей жизни, терпя обиды отъ лукавства живущихъ съ ними, достигаютъ конца жизни, не получивъ ни малаго пособія; то великій Давидъ учитъ не огорчаться, потому что съ смертію соединена надежда, и по смерти будетъ воздаяніе.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 25-30. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online