Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4. |
|
Изъясненіе псалма 5-го.
(1). Въ конецъ [1] о наслѣдствующемъ [2] псаломъ Давиду. Такъ перевели сіе надписаніе и прочіе. Посему явно, что наслѣдствующею Слово Божіе называетъ вообще Церковь Божію, а въ частности душу, живущую благочестно. Ибо, какъ слышимъ, и Господь говоритъ въ Священномъ Евангеліи: пріидите благословеннiи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенiя міра (Матѳ. 25, 34). И божественный Павелъ говоритъ тоже: Духъ спослушествуетъ духови нашему, яко есмы чада Божія. Аще же чада, и наслѣдницы: наслѣдницы убо Богу, снаслѣдницы же Христу: если съ Нимъ страждемъ, да и съ Нимъ прославимся (Рим. 8, 16. 17); и еще: тѣмже уже нѣси рабъ, но сынъ: аще ли же сынъ, и наслѣдникъ Божій Іисусъ Христомъ (Гал. 4, 7). Но въ Божественномъ Писаніи можно найдти и иныя многія подобныя мѣста, руководствуясь которыми въ состояніи будемъ уразумѣть смыслъ сего псалма.
(2). Глаголы моя внуши Господи, разумѣй званіе мое. (3). Вонми гласу моленія моего, Царю мой и Боже мой. Церковь Божія, а также и каждая возлюбившая благочестивую жизнь душа, будучи отвсюду обуреваема многими треволненіями, преодолѣваетъ ихъ и спасается отъ бури, непрестанно взывая о Божіей помощи. Въ семъ наставляетъ насъ и пророческое слово, научая, какъ надлежитъ неотступно просить и умолять Бога и Царя всяческихъ. Учитъ же сему, говоря: глаголы моя внуши Господи, разумѣй званіе мое, вонми гласу моленія моего. Слово: званіе должно понимать, не какъ взываніе, и слово: уши не какъ уши, потому что божественному Писанію обычно выражаться о Богѣ всяческихъ чувственнымъ образомъ и Божественныя силы называть именами человѣческихъ членовъ, напримѣръ: зрѣніе — очами, слышаніе — ушами, а также и все прочее. Званіемъ же называетъ Пророкъ усердіе молящихся и ревностную умную молитву. А слово: внуши, значитъ: слова молитвы моей да внидутъ во уши Твои, благоволительно выслушай мои моленія, и вникни въ слова прошенія моего; ибо знаю, что Ты Богъ и Царь.
Яко къ Тебѣ помолюся Господи. (4). Заутра услыши гласъ мой: заутра предстану Ти, и узриши мя. Въ твердой надеждѣ, что пріимешь мои моленія, едва появляется свѣтъ, отрясши сонъ съ вѣждей, предстою, какъ предъ Царя и предъ Владыку, принося Тебѣ прошеніе. Не всякій же можетъ сказать Богу всяческихъ: предстану Ти, и узриши мя, но развѣ кто, подобно великому Иліѣ, по дерзновенію заслуженному житіемъ, смѣетъ небоязненно говорить: живъ Господь, Емуже предстою предъ Нимъ днесь (3 Цар. 17, 1).
(5). Яко Богъ не хотяй беззаконія Ты еси: не приселится къ Тебѣ лукавнуяй. (6) Ниже пребудутъ беззаконницы предъ очима Твоима. Ты пріемлешь мои прошенія и призираешь на умоляющаго; потому что отвергаешь всякое беззаконіе, совершенно отвращаешься отъ пребывающихъ въ лукавствѣ, гнушаешься всѣми возлюбившими жизнь беззаконную. Ибо Пророкъ присовокупилъ:
Возненавидѣлъ еси вся дѣлающія беззаконіе. (7). Погубиши вся глаголющія лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь. Давидъ представилъ списокъ пороковъ, показывая, что все это противно Божіей волѣ. Ибо не только запрещаетъ лукавство, беззаконіе, ложь, коварство и убійство, но гнушается и дѣлателями оныхъ, если не хотятъ они прибѣгнуть къ покаянію. Означаетъ же симъ тѣхъ, которые въ различныя времена возставали на Церковь, и не могли одолѣть ее, по запрещенію самого Бога Спасителя нашего. Ибо сказано: врата адова не одолѣютъ ей (Матѳ. 16, 18). Сіе же даетъ разумѣть и псаломъ.
(8). Азъ же множествомъ милости Твоея, вниду въ домъ Твой, поклонюся ко храму святому Твоему въ страсѣ Твоемъ. Пользуясь Твоимъ человѣколюбіемъ, при охраненіи Твоею десницею, въ храмѣ посвященномъ славѣ Твоей, приношу Тебѣ непрестанное поклоненіе, всегда соблюдая въ себѣ страхъ Твой; потому что не могу оставить онаго, возложивъ упованіе на Твое человѣколюбіе.
(9). Господи, настави мя правдою Твоею, врагъ моихъ ради исправи предъ Тобою путь мой. Въ нѣкоторыхъ спискахъ читается: предо мною путь мой; но то и другое чтеніе заключаетъ въ себѣ благочестивую мысль. Ибо, если нашъ путь будетъ исправленъ предъ Богомъ, то не извѣдаемъ опасности заблудиться; и если Божій путь исправится предъ нами, то съ готовностію притечемъ къ нему, и пойдемъ симъ путемъ. Посему наслѣдствующая проситъ наставить ее правдою Божіею, исправить и облегчить ей путь, чтобы удобно было идти. Такой смыслъ далъ словамъ симъ Симмахъ; потому что вмѣсто: исправи сказалъ: уравняй. Да и самъ Христосъ, какъ слышимъ, говоритъ чрезъ Пророкъ Исаію: будутъ стропотная въ право, и острая въ пути гладки (Ис. 40, 4). И блаженный Давидъ сказалъ въ другомъ псалмѣ: отъ Господа стопы человѣку исправляются, и пути его восхощетъ зѣло (Псал. 36, 23). Рѣчь же наслѣдствующей исполнена смиренномудрія; потому что проситъ она исправить путь не ради ея правды, но по причинѣ враговъ, живущихъ въ злочестіи и несправедливо на нее нападающихъ. Потомъ Пророкъ подробно описываетъ лукавыя ихъ начинанія.
(10). Яко нѣсть во устѣхъ ихъ истины; то есть, непрестанно оскверняютъ языкъ ложью.
Сердце ихъ суетно. Словамъ ихъ соотвѣтствуютъ и помыслы, съ устами въ согласіи и мысль.
Гробъ отверстъ гортань ихъ. Закрытые гробы въ себѣ таятъ зловоніе, а гробы отверстые распространяютъ изъ себя великое зловоніе. И они изрыгаютъ таковыя слова, исполненныя всякаго нечестія и зловонія. А подъ симъ разумѣетъ Пророкъ хулы ихъ на Бога, и слова непотребныя и вольномысленныя.
Языки своими лщаху. (11). Суди имъ Боже. Произносимаго устами ихъ еще хуже то, что таятъ они внутри себя; потому что, поступая коварно, готовятъ тысячи замысловъ противъ ближнихъ.
Да отпадутъ отъ мыслей своихъ, по множеству нечестія ихъ изрини я. Поэтому пусть будутъ приведены на судъ Твой, Владыка, не успѣютъ въ томъ, что злоумышляютъ на насъ, дознаютъ же на опытѣ, что ткутъ они паутинную ткань, и понесутъ наказаніе достойное ихъ замысловъ.
Яко преогорчиша Тя Господи. Ибо противъ Тебя воздвигли они брань, ополчившись на преданныхъ Тебѣ.
(12). И да возвеселятся вси уповающіи на Тя, во вѣкъ возрадуются, и вселишися въ нихъ. А сіе, то есть, не гибель враговъ ихъ, но Твое промышленіе, исполнитъ веселія увѣровавшихъ въ Тебя, доставитъ имъ вѣчное наслажденіе; они убѣдятся чрезъ сіе, что Ты въ нихъ обитаешь, и ходишь, и дѣлаешь ихъ освященнымъ храмомъ.
И похвалятся о Тебѣ любящіи имя Твое. (13). Яко Ты благословиши праведника Господи. Поелику Твое благословеніе и промышленіе ограждаютъ служителей Твоихъ; то посвятившіе себя на то, чтобы имъ быть любителями имени Твоего, высоко цѣня Твою попечительность, повѣдають могущество Твое. Такъ говоритъ и блаженный Павелъ: хваляйся, о Господѣ да хвалится (1 Кор. 1, 31).
Яко оружіемъ благоволенія вѣнчалъ еси насъ. Благоволеніемъ Божественное Писаніе именуетъ благую Божію волю. Таково изреченіе: благоволилъ еси Господи землю Твою (Псал. 84, 2), то есть, землѣ Твоей ниспослалъ блага; и у блаженнаго Павла сказано: по благоволенію хотѣнія Своего (Ефес. 1, 5), то есть, по благому Своему изволенію. Посему и здѣсь говоритъ: благое Твое изволеніе и великая Твоя къ намъ любовь и приверженность содѣлались для насъ побѣдоноснымъ оружіемъ и побѣднымъ вѣнцемъ.
Примѣчанія:
[1] По Слав. переводу въ надписаніи сего псалма недостаетъ сего выраженія: въ конецъ.
[2] Въ греч. переводѣ седмидесяти читается: ὑπὲρ τῆς κληρονομούσης — о наслѣдствующей.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 30-35. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.