Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4. |
|
Изъясненіе псалма 8-го.
(1). Въ конецъ о точилѣхъ, псаломъ Давиду. Надобно знать, что въ каждомъ псалмѣ, въ которомъ Седмьдесять употребили выраженіе: въ конецъ, Акила и Ѳеодотіонъ переводили: Побѣдодавцу, а Симмахъ: побѣдное. Такъ и сей Псаломъ въ побѣдную пѣснь приносится Побѣдодавцу Богу, сокрушившему врага и местника діавола, и окончательно освободившему людей отъ его мучительства. Точилами же Пророкъ называетъ церкви, потому что и Господь именуется виноградною лозою. Ибо Самъ сказалъ въ Священномъ Евангеліи: Азъ есмь лоза истинная (Іоан. 15, 1). Съ нея собирая грозды, вѣрующіе уготовляютъ таинственное вино. Великимъ же служитъ сіе обвиненіемъ невѣрію Іудеевъ. Ибо они, слыша о множествѣ точилъ, и ясно зная, что имъ дано было единое нѣкое точило, вѣрнѣе же сказать не точило, а предточиліе (сказано: предточиліе ископахъ въ Немъ, и ждахъ, да сотворитъ гроздіе, и сотвори терніе – Ис. 5, 2), не хотятъ уразумѣть, что ветхое прекратилось, явилась же благодать Новаго Завѣта, призывающая ко спасенію всѣхъ людей. Посему-то не по ветхому закону, не при единомъ жертвенникѣ, іереи ввергаютъ въ точило плоды человѣческіе, но тмочисленные, превышающіе всякое число, воздвигнуты алтари повсюду на землѣ и морѣ. Яснѣе показываетъ это восемьдесять третій псаломъ; потому что и оный имѣя надписаніемъ: о точилѣхъ, упомянулъ о многихъ алтаряхъ. Въ немъ сказано: коль возлюбленна селенія Твоя Господи силъ. Желаетъ и скончавается душа моя во дворы Господни (Псал. 83, 2-3), и чрезъ нѣсколько словъ: олтари Твоя Господи силъ (Псал. 83, 4). И осмый псаломъ, надписанный о точилѣхъ, предрекаетъ спасеніе вселенной, показываетъ попечительность Божію о людяхъ, и предсказываетъ вочеловѣченіе Единороднаго.
(2). Господи Господь нашъ, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолѣпіе Твое превыше небесъ. Частица: яко употреблена здѣсь не для сравненія, но для утвержденія рѣчи. Имя Твое, Владыка, говоритъ Пророкъ, громогласно пѣснословится. Всѣ именуютъ Тебя Творцемъ неба и земли. Сказанное же: взятся великолѣпіе Твое превыше небесъ, означаетъ: всѣ познали, что Ты владычествуешь надъ небомъ и землею и надъ всѣмъ. Хотя Самъ Ты всегда имѣлъ великолѣпіе, но не всегда сіе вѣдомо было людямъ. Подобное сему предрекаетъ и блаженный Аввакумъ. Ибо, сказавъ: Богъ отъ юга пріидетъ, и Святый изъ горы прiосѣненныя, присовокупилъ: покры небеса добродѣтель Его, и хваленія Его исполнь земля (Авв. 3, 3). Да и самъ Богъ, явившись Іакову, когда вопрошалъ объ имени, изрекъ: вскую вопрошаеши ты имене Моего, еже чудно есть (Быт. 32, 29)?
(3). Изъ устъ младенецъ и ссущихъ совершилъ еси хвалу, врагъ твоихъ ради, еже разрушити врага и местника. Тѣмъ особенно и показалъ Ты силу Свою, что посредствомъ людей, необучавшихся человѣческой мудрости, но по простотѣ своей уподоблявшихся груднымъ младенцамъ, сокрушилъ онаго лукаваго мучителя, который, будучи всегда непріязненъ Тебѣ Богу, и по враждѣ къ Тебѣ обольщая людей, еще какъ грозный какой-то судія подвергаетъ ихъ наказанію за обольщеніе. Такъ, настроивъ Ахитофела подать этотъ совѣтъ, предалъ его смерти самоубійствомъ. Такъ, вооруживъ Іуду на предательство, въ награду за послушаніе воздалъ ему петлею. Истинность пророчества сего можно познать изъ исторіи. Ибо въ Священномъ Евангеліи негодовавшимъ Іудеямъ, что дѣти, предшествуя съ вѣтвями, говорили: осанна въ вышнихъ: благословенъ грядый во имя Господне, Владыка Христосъ отвѣтствовалъ: нѣсте ли чли: изъустъ младенецъ и ссущихъ совершилъ еси хвалу (Матѳ. 21, 9. 16)? Почему и дѣти сiи осуждаютъ непризнательный Іудейскій народъ, этого, подобно діаволу, врага и местника; потому что и сей народъ, преступая всегда законъ Божій, и дѣлая противное Божіимъ повелѣніямъ, потомъ какъ бы подвизаясь за Законодателя, распялъ Владыку Христа, называя Его противникомъ Божіимъ и нарушителемъ закона.
(4). Яко узрю небеса, дѣла перстъ Твоихъ, луну и звѣзды, яже Ты основалъ еси. Въ доказательство величія Твоего, Владыка, достаточно и стихій, неба, луны, земли, солнца и ихъ благоустройства и благолѣпія. Но Твой Промыслъ, простирающійся и на ничтожныхъ человѣковъ, гораздо болѣе проповѣдуетъ неизреченное Твое человѣколюбіе.
(5). Что есть человѣкъ, яко помниши его? Или сынъ человѣчь, яко посѣщаеши его? Сіе сказано уже не о созданiи, а о промышленiи. Не говоритъ Пророкъ: яко создалъ еси, но: яко помниши и посѣщаеши. Въ другомъ же мѣстѣ яснѣе въ достоплачевныхъ чертахъ изображаетъ ничтожность естества человѣческаго. Ибо, говоритъ, человѣкъ суетѣ уподобися: дніе его яко сѣнь преходятъ (Псал. 143, 4). И еще: человѣкъ яко трава, дніе его яко цвѣтъ сельный, тако оцвѣтетъ: яко духъ пройде въ немъ, и не будетъ, и не познается ктому мѣсто его (Псал. 102, 15-16). Можно найдти тысячи и другихъ подобныхъ мѣстъ въ Божественныхъ Писаніяхъ, низлагающихъ человѣческую гордыню. Потому и здѣсь пророческое слово въ удивленіи взываетъ: что есть человѣкъ, яко помниши его? Или сынъ человѣчь, яко посѣщаеши его? И не только привелъ въ бытіе, но и даровалъ благобытіе, и не престаешь помнить, и посѣщаешь недугующаго.
(6) Умалилъ еси малымъ чимъ отъ Ангелъ. Здѣсь Пророкъ привелъ себѣ на память опредѣленіе, произнесенное по преступленіи, потому что человѣкъ умаленъ предъ Ангелами смертностію.
Славою и честію вѣнчалъ еси его: (7). И поставилъ еси его надъ дѣлы руку Твоею. А сіе пріяло естество наше по вочеловѣченіи Бога и Спасителя нашего. Ибо благодатію есте спасени, говоритъ божественный Апостолъ: и съ Нимъ воскреси, и спосади на небесныхъ во Христѣ Іисусѣ (Ефес. 2, 5. 6).
Вся покорилъ еси подъ нозѣ Его: (8). Овцы и волы вся, еще же и скоты польскія. (9). Птицы небесныя и рыбы морскія, преходящія стези морскія. Точнымъ доказательствомъ Твоего человѣколюбія и могущества служитъ и то, что униженное естество человѣческое исполнилъ Ты толикой мудрости, и человѣкъ господствуетъ не только надъ животными земными, но и надъ птицами и рыбами и надъ живущими въ водѣ и на сушѣ, придуманными имъ способами уловляетъ и на высотѣ и на глубинѣ, подчиняетъ себѣ и летающихъ по воздуху и скрывающихся въ водахъ. И какъ владычество надъ симъ даровано вообще всѣмъ людямъ, такъ Божіе Слово, воспріявъ начатокъ нашего естества, содѣлавъ его собственнымъ Своимъ храмомъ, и наименовавъ собственною Своею плотію, совершивъ неизреченное единеніе, возсѣло превыше всякаго начальства и власти и господства и всякаго имени, именуемаго не точiю въ вѣцѣ семъ, но и во грядущемъ. И вся покори подъ нозѣ свои (Ефес. 1, 21-22), не овецъ и воловъ всѣхъ, но всю видимую и невидимую тварь какъ свидѣтельствуетъ о семъ божественный Апостолъ, ясно взывая: умаленнаго малымъ чимъ отъ Ангелъ видимъ Іисуса, за пріятіе смерти, славою и честію вѣнчанна (Евр. 2, 9). И нѣсколько выше говоритъ: вся покорилъ еси подъ нозѣ Его (Евр. 2, 8). И въ посланіи къ Коринѳянамъ сказано: внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, явѣ, яко развѣ Покоршаго Ему вся (1 Кор. 15, 27). Ибо одно несозданное естество, какъ свободное, изъято отъ сего покоренія. Естество же отъ несозданнаго пріявшее бытіе, какое бы оно ни было, видимое или невидимое, подчинено Владыкѣ Христу, и какъ Богу и какъ человѣку. Такую честь пріяло естество человѣческое отъ Бога всяческихъ. Почему Пророкъ въ заключеніи псалма повторилъ самое начало (10): Господи Господь нашъ, яко чудно имя Твое по всей земли.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 44-49. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.