Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4. |
|
Изъясненіе псалма 10.
Въ конецъ, псаломъ Давиду. Этотъ псаломъ божественный Давидъ, гонимый Сауломъ, изрекъ совѣтовавшимъ ему искать спасенія въ бѣгствѣ. Но приличествуетъ онъ и всякому, претерпѣвающему обиды и возлагающему упованіе на Бога. Надписанъ же въ конецъ, потому что содержитъ въ себѣ предреченіе о праведномъ судѣ Божіемъ и о наказаніи, какому подвергнутся беззаконные.
(1). На Господа уповахъ, како речете души моей: превитай по горамъ, яко птица? Зачѣмъ, говоритъ, совѣтуете мнѣ спасаться бѣгствомъ, кружиться по горамъ подобно напуганному воробью, туда и сюда переносить кущу, когда имѣю твердое упованіе на Бога, и при ономъ не боюсь враговъ?
(2). Яко се грѣшницы налякоша лукъ, уготоваша стрѣлы въ тулѣ, сострѣляти во мрацѣ правыя сердцемъ. Иные и сіи слова присоединяли къ предыдущему стиху, но сего не дозволяетъ продолженіе рѣчи. Ибо Пророкъ присовокупляетъ:
(3). Зане яже Ты совершиль еси, они разрушиша. А изъ сего усматриваемъ, что Пророкъ слова сіи обращаетъ къ Богу, какъ бы въ бесѣдѣ извѣщая, что у враговъ готовы луки и стрѣлы, и что намѣреніе ихъ въ какомъ-то мракѣ въ безлунную ночь поставить сѣти и засады. Ибо мракомъ (σϰοτομὴνη) назвалъ неизвѣстность и скрытность умысла; слово же сіе означаетъ безлунную ночь. А правымъ сердцемъ наименовалъ себя Пророкъ, не съ намѣреніемъ приписать себѣ высокую добродѣтель, но по сознанію, что никогда не дѣлалъ ничего во вредъ Саулу, напротивъ же того оказывалъ ему великое благорасположеніе. Зане яже Ты совершилъ еси, они разрушиша. Не восхитилъ я, говоритъ Давидъ, царства, но по Твоей благодати пріялъ помазаніе; они покушаются сокрушить меня, вооружаясь противъ Твоего опредѣленія.
Праведникъ же что сотвори? Господь во храмѣ святѣмъ Своемъ. (4). Господь, на небеси престолъ Его: очи Его на нищаго презираетѣ, вѣжди Его испытаетѣ сыны человѣческія. (5). Господь испытаетъ праведнаго и нечестиваго. Они поступаютъ со мною лукаво, но Ты, праведный Судія, возсѣдающій на небесныхъ престолахъ и являющій присутствіе Свое въ земномъ храмѣ, видишь цѣлую вселенную; Тебѣ и единыхъ вѣждъ у очей достаточно, чтобы дознать всѣ дѣла человѣческія. Въ точности знаешь поступки и неправедныхъ и праведныхъ, и по дѣламъ взвѣшиваешь воздаянія. Должно же знать, что объ очахъ, вѣждахъ, престолахъ и о всемъ прочемъ тому подобномъ Пророкъ говоритъ чувственно, посредствомъ того, что есть у человѣка, научая людей божественному, и Божіимъ силамъ придавая именованія членовъ человѣческаго тѣла.
Любяй же неправду ненавидитъ свою душу. Кто любитъ душу, тотъ ненавидитъ неправду; а кто расположенъ къ неправдѣ, тотъ устрояетъ гибель душѣ; потому что навлекаетъ на себя Божій гнѣвъ, который такъ описываетъ въ подробности пророческое слово:
(6). Одождитъ на грѣшники сѣти: огнь, и жупелъ, и духъ буренъ. Образъ наказаній Пророкъ беретъ съ совершившихся уже надъ содомскими городами. Ибо на тѣ города одожди Господь огнь отъ Господа и жупелъ съ небесе (Быт. 19, 24). Посему Пророкъ и здѣсь угрожаетъ тѣмъ же, не потому что Богь нашлетъ совершенно тѣже казни; напротивъ того въ ихъ образѣ представляетъ Давидъ всякаго рода наказанія.
Часть чаши ихъ. Сіе, говоритъ Пророкъ, пріобрѣли они, въ наслѣдіе себѣ избравъ беззаконіе. Чашею Пророкъ называетъ здѣсь наказаніе. Такъ и въ другомъ псалмѣ говоритъ: яко чаша въ руцѣ Господни, вина нерастворена исполнь растворенія, и чрезъ нѣсколько словъ: испіютъ вси грѣшніи земли (Псал. 74, 9). Сію-то чашу блаженный Іеремія получилъ повелѣніе поднести народамъ (Іер. 25, 15).
(7). Яко праведенъ Господь, и правды возлюби, правоты видѣ лице Его. Сіе, говоритъ Пророкъ, Господь всяческихъ налагаетъ на живушихъ порочно; потому что Онъ источникъ правды, всѣмъ правитъ, употребляя правоту какъ бы вмѣсто нѣкоего кормила.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 63-65. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.