Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 13-го.

Въ конецъ, псаломъ Давиду. И сей псаломъ отсылаетъ насъ къ концу; потому что предвозвѣщаетъ будущее. Содержаніе же его таково: царь ассирійскій Сеннахиримъ наступилъ нѣкогда съ воинствомъ на Іудею и овладѣлъ многими городами, изъ которыхъ иные сдались добровольно, а другіе взяты силою. Въ надеждѣ же овладѣть и Іерусалимомъ къ владычествовавшему тогда надъ Іудеями Езекіи послалъ онъ Рапсака съ богохульными и злочестивыми словами. Ибо говоритъ онъ: скажите Езекіи, да не обольщаетъ тебя Богъ твой, на Котораго ты уповаешь, что избавитъ Іерусалимъ отъ руки моей. Гдѣ есть Богъ Емаѳа и Арфада? гдѣ есть Богъ града Сепфаруима? Не могли они избавить отъ руки моей, и изметъ ли Господь Іерусалима изъ руки моей (4 Цар. 18, 34-35)? Но такъ говорилъ Рапсакъ, а Езекія, пренебрегши и великое воинство, и безуміе рѣчей, водясь же собственнымъ своимъ благочестіемъ, призвалъ въ помощь Божественное споборничество, и вскорѣ воспользовался онымъ. Ибо праведный Судія, возгнушавшись нечестіемъ одного, и пріявъ благочестіе другаго, чрезъ единаго Ангела умертвилъ сто восемьдесятъ пять тысячъ Ассиріянъ, а прочихъ обратилъ въ бѣгство, и осажденнымъ даровалъ чудное спасеніе.

(1). Рече безуменъ въ сердце своемъ: нѣсть Богъ. Начало псалма соотвѣтствуетъ словамъ Сеннахирима и Рапсака.

Растлѣша и омерзишася въ начинаніяхъ: нѣсть творяй благостыню. Основаніе и корень нечестія, говоритъ Пророкъ, есть растлѣніе жизни; потому что, предавъ себя самихъ невоздержанію и звѣрской жизни, изринули вы изъ разума памятованіе о Богѣ, а безумію вождя послѣдовали и подданные.

(2). Господь съ небесе приниче на сыны человѣческія, видѣти, аще есть разумѣваяй, или взыскаяй Бога. (3). Вси уклонишася, вкупѣ неключими быша: нѣсть творяй благостыню, нѣсть до единаго. Тѣхъ, которые такъ дѣлали и говорили, не оставилъ безъ вниманія на высокихъ живый и на смиренныя призираяй (Псал. 112, 5-6); но подвергнувъ точному изслѣдованію помыслы ихъ, усмотрѣлъ, что всѣ одержимы злочестіемъ и вмѣстѣ беззаконіемъ жизни. Сіе подобно тому, что сказано Аврааму: вопль Содомскій и Гоморрскій умножися ко Мнѣ, и грѣси ихъ велицы зѣло. Сошедъ убо узрю, аще по воплю ихъ грядущему ко Мнѣ, совершаются (Быт. 18, 20).

(4). Ни ли уразумѣютъ вси дѣлающіи беззаконіе, снѣдающіи люди Моя въ снѣдь хлѣба? Господа не призваша. (5). Тамо убояшася страха, идѣже не бѣ страхъ. Вы, снѣдаюшіе народъ Мой, не хотѣли уразумѣть сего; поэтому изъ самаго опыта дознаете, что этотъ народъ неудобоуловимъ, и что вы не можете, подобно какому-то снѣдаемому хлѣбу, расточать его, пренебрегая Мое промышленіе. Ибо сіе выражаетъ Пророкъ словами: Господа не призваша. Посему вы, небоязненно разглагольствующіе и никого не страшащіеся, впадете въ страхъ и боязнь, и предадитесь бѣгству, когда ни одинъ человѣкъ не будетъ устрашать и преслѣдовать. Ибо сіе означаютъ слова: тамо убояшася страха, идѣже не бѣ страхъ. А слова: ни ли уразумѣютъ вси дѣлающіи беззаконіе должно читать съ особенною выразительностію. Сіе же: Господь съ небесе приниче на сыны человѣческія, видѣти, аще есть разумѣваяй, или взыскаяй Бога, сказалъ Пророкъ человѣкообразно, показывая, что съ небеси наслалъ Богъ наказаніе на Ассиріянъ. Ибо явно, что Богъ всяческихъ повсюду пребываетъ, и, по пророческому слову, содержить кругъ земли и живущія на ней, аки пруги (Исх. 40, 22).

Яко Богъ въ родѣ праведныхъ. (6). Совѣтъ нищаго посрамисте: Господь же упованіе его есть. Творитъ же сіе Господь всяческихъ ради добродѣтели царя Езекіи и благочестно имъ пасомого рода, который вы, злочестивые, пренебрегли, какъ ничего нестоющій, и посмѣялись его твердому на Меня упованію. Ибо сіе упованіе Пророкъ назвалъ совѣтомъ, а не цѣлію. Надежда на Меня какъ бы священнымъ якоремъ служила роду сему, и онъ улучилъ спасеніе, какъ надѣялся. Ибо сіе присовокупилъ Пророкъ:

(7). Кто дастъ спасеніе Израилево? Въ семъ заключается сугубое пророчество. Ибо предвозвѣщается не только тогда бывшее спасеніе осажденнымъ, но и по истеченіи многихъ временъ тамже бывшее спасительное явленіе нашего Спасителя.

(8). Внегда возвратитъ Господь плѣненіе людей своихъ возрадуется Іаковъ, и возвеселится Израиль. Поелику десять колѣнъ и жители многихъ городовъ іудейскихъ были уже отведены въ плѣнъ; то Пророкъ молится, чтобы они улучили то же спасеніе, и возвратили себѣ свободу, и говоритъ, что тогда будетъ вящшее веселіе у народа, имѣющаго сугубое именованіе, потому что наименованъ не Іаковомъ только, но и Израилемъ, наслѣдовавъ и сіе имя, данное Богомъ праотцу.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 70-73. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online