Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 15-го.

Столпописаніе Давиду. Пророкъ предвозвѣщаетъ здѣсь страданіе и воскресеніе Владыки и спасеніе увѣровавшихъ въ Него. Надписаніе же кромѣ смерти показываетъ и побѣду; потому что не на гробахъ только ставится столпъ, но воздвигается и побѣдителямъ, и пріемлетъ на себя надписи, изъ которыхъ незнающіе узнаютъ о побѣдѣ. Сіе означаетъ и надписаніе псалма: столпописаніе.

(1). Сохрани мя Господи, яко на Тя уповахъ. (2). Рѣхъ Господеви: Господь мой еси Ты. Псаломъ изрекается отъ лица Спасителя, и изрекается по человѣчеству, какъ и многое подобное сему находимъ въ Священномъ Евангеліи; таковы напримѣръ слова: Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидетъ отъ Мене чаша сія: обаче не якоже Азъ хощу, но якоже Ты (Матѳ. 26, 39); и еще: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему (Іоан. 20, 17). Такъ находимъ, что часто Онъ молится и преклоняетъ колѣна. А что сіе свойственно естеству человѣческому, а не Божеству, ни въ чемъ неимѣющему нужды, ясно научаетъ сему Апостолъ. Говоритъ же такъ въ посланіи къ Евреямъ: иже во днехъ плоти Своея моленія же и молитвы къ могущему спасти Его отъ смерти, съ воплемъ крѣпкимъ и со слезами принесъ, и услышанъ бывъ отъ благоговѣинства, аще и сынъ бяше, обаче навыче отъ сихъ, яже пострада, послушанію, и совершився, бысть всѣмъ послушающимъ Его виновенъ спасенiя вѣчнаго (Евр. 5, 7-9). Совершися же не Богъ-Слово, совершенный прежде вѣковъ, но зракъ раба, содѣлавшійся безстрастнымъ, нетлѣннымъ и безсмертнымъ. Посему Апостолъ сказалъ, что Господь совершилъ сіе во днехъ плоти, когда имѣлъ смертное тѣло. Все сіе свойственно человѣчеству, а не Божеству. Такъ и въ семъ псалмѣ проситъ сохранить Его, и сохраняетъ Самъ Себя. Ибо проситъ, какъ человѣкъ, и даетъ просимое, какъ Богь, по благоволенію и при содѣйствіи Своего Отца. Слова же: рѣхъ Господеви, Господь Мой еси Ты, подобны сказанному: восхожду къ Богу Моему и Богу вашему.

Яко благихъ моихъ не требуеши; потому что ни въ чемъ не имѣешь нужды, не нуждаешься и въ человѣческой правдѣ. Но если кто сдѣлаетъ доброе, самъ получаетъ отъ того пользу, Тебѣ же никакого нѣтъ пріобрѣтенія. Симмахъ перевелъ сіе иначе: доброе мое не безъ Тебя; то есть, обиліе благъ у меня по Твоей благодати. Но то и другое имѣетъ благочестный смыслъ. Ибо и мы пользуемся благами отъ Бога, и Онъ не имѣетъ нужды въ нашихъ праведныхъ дѣлахъ, предписываетъ же намъ оныя закономъ для нашей пользы.

(3). Святымъ иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотѣнія Своя въ нихъ. Подразумѣваетъ здѣсь Апостоловъ и тѣхъ, которые чрезъ нихъ увѣровали, и говоритъ, что явнымъ содѣлались чудеса Божіи, потому что они исполнили всѣ повелѣнія Господни.

(4). Умножишася немощи ихъ, по сихъ ускориша. Отвсюду, говоритъ, возстало много нападающихъ народовъ, народоправителей, царей и военачальниковъ. Однако же съ величайшею скоростію превозмогли всѣхъ, совершили теченіе и достигли конца поприща. И сіе сходно съ изреченіемъ апостольскимъ: егда бо немощствую, тогда силенъ есмь (2 Кор. 12, 10).

Не соберу соборы ихъ отъ кровей, ни помяну же именъ ихъ устнама Моима. Но возстающихъ на нихъ предамъ, говоритъ, казнямъ, и память ихъ покрою забвеніемъ, такъ что и самыя имена ихъ будутъ совершенно неизвѣстны.

(5). Господь часть достоянія Моего и чаши Моея. Надлежитъ припомнить сказанное во второмъ псалмѣ; ибо и тамъ Отецъ изрекъ Ему также по Его человѣчеству: проси отъ Мене, и дамъ Ти языки достояніе Твое, и одержаніе Твое концы земли (Псал. 2, 8), и въ Священномъ Евангеліи о священныхъ Апостолахъ сказалъ Онъ Отцу Своему: Отче, ихъ же далъ еси Мнѣ, Твои бѣша, и Мнѣ ихъ далъ еси: и никтоже отъ нихъ погибе, токмо сынъ погибельный (Іоан. 17, 6. 12). Но какъ здѣсь говоритъ по человѣчеству, умоляя даровать Ему; такъ въ другомъ мѣстѣ показываетъ, что Онъ Владыка всѣхъ. Ибо говоритъ: овцы Моя гласа Моего слушаютъ, и Азъ знаю ихъ: и по Мнѣ грядутъ, и Азъ животъ вѣчный дамъ имь (Іоан. 10, 27-28); и еще: и ины овцы имамъ, яже не суть отъ двора сего: и тыя Ми подобаетъ привести и гласъ Мой услышатъ: и будетъ едино стадо, и единъ Пастырь (Іоан. 10, 16). И въ настоящемъ псалмѣ говоритъ также по человѣчеству: Господь часть достоянія Моего и чаши Моея, называя достояніемъ воцареніе надъ язычниками, а чашею — смерть, какую претерпѣлъ за насъ. Ибо такъ сказалъ и въ Священномъ Евангеліи: Отче, аще возможно есть, да мимоидетъ отъ Мене чаша сія (Матѳ. 26, 39).

Ты еси устрояяй достояніе Мое Мнѣ. Не сказалъ: даяй, но: устрояяй достояніе Мое. Поелику человѣкъ, едва только былъ созданъ, получилъ власть надъ всѣмъ, и имѣлъ жизнь безсмертную, но по преступленіи лишился того и другаго, и владычества и жизни; то Владыка по человѣчеству приноситъ прошеніе за родъ человѣческій, умоляя возвратить ему прежнюю жизнь и прежнее владычество.

(6). Ужя нападоша Ми въ державныхъ Моихъ: ибо достояніе Мое державно есть Мнѣ. Ради достоянія сего, говоритъ Спаситель, подвергь Я Себя настоящимъ кознямъ; потому что козни именуетъ ужами. Такъ и въ другомъ псалмѣ говоритъ: ужя грѣшникъ обязашася Мнѣ, и закона Твоего не забыхъ (Псал. 118, 61). Итакъ, говоритъ, ради державнаго достоянія сего, ради спасенія человѣковъ терплю настоящія козни.

(7). Благословлю Господа вразумившаго Мя: еще же и до нощи наказаша Мя утробы Моя. Но впрочемъ, вразумляемый Господомъ и водясь совершеннѣйшими помыслами, преодолѣю ночь страданій: ибо ночью назвалъ примрачность искушеній. И никто да не почтетъ неприличнымъ, что Владыка Христосъ по человѣческому естеству вразумляется, слыша, что говоритъ божественный Лука: Іисусъ же преспѣваше премудростію и благодатію у Бога и человѣкъ (Лук. 2, 52). Да слышитъ, какъ еще говоритъ Евангелистъ, что Іисуса, устрашившагося страданій и источавшаго потъ, подобный каплямъ крови, укрѣплялъ пришедшій Ангелъ (Лук. 22, 43). Если же имѣлъ нужду въ ангельской помощи, чтобы показать въ Себѣ естество рабія зрака, то тѣмъ паче умудряемъ былъ живущимъ въ Немъ Божествомъ. Ибо Онъ вмѣстѣ и Богъ и человѣкъ; и умудряемъ былъ, какъ человѣкъ, и Самъ былъ источникомъ премудрости, какъ Богъ.

(8). Предзрѣхъ Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся. (9). Сего ради возвеселися сердце Мое, и возрадовася языкъ Мой: еще же и плоть Моя вселится на упованіи. (10). Яко не оставиши душу Мою во адѣ, ниже даси преподобному Твоему видѣти истлѣнія. (11). Сказалъ Ми еси пути живота: исполниши Мя веселія съ лицемъ Твоимъ: сладость въ десницѣ Твоей въ конецъ. Излишнее дѣло — изъяснять сіе намъ, когда божественный Петръ, пріявшій откровеніе отъ Отца, и откровеніе отъ Сына, и откровеніе отъ Святаго Духа, давно уже истолковалъ слова сіи. Ибо онъ, проповѣдуя Іудеямъ и приводя свидѣтельство сіе, сказалъ такъ: мужіе братіе, достоитъ рещи съ дерзновеніемъ къ вамъ о патріарсѣ Давидѣ, яко и умре и погребенъ бысть, и гробъ его есть въ насъ даже до дне сего. Пророкъ убо сый, и вѣдый, яко клятвою клятся ему Богъ отъ плода чресль его по плоти воздвигнути Христа, предвидѣвъ глагола о воскресеніи Его, яко не оставися душа Его во адѣ, ни плоть Его видѣ истлѣнiя (Дѣян. 2, 29. 31). И въ другомъ мѣстѣ говоритъ: Давидъ бо своему роду послуживъ успе, и видѣ истлѣніе: а Его же Богъ воздвиже, не видѣ истлѣнія (Дѣян. 13, 36-37). Сіе необходимо представлять на видъ осмѣливающимся толковать ложно, а также и Іудеямъ, потому что заключается въ этомъ явное обличеніе неразумія Іудеевъ. Посему и здѣсь Владыка Христосъ говоритъ по человѣчеству: укрѣпляемый непрестанно Божественнымъ естествомъ, приступаю къ спасительному страданію, и увеселяюсь надеждою воскресенія; потому что ни душа Моя не останется во адѣ, ни плоть Моя не потерпитъ естественнаго для нея истлѣнія; скоро воспріиму воскресеніе, и возвращусь въ жизнь, указуя путь сей всѣмъ людямъ.

Исполниши Мя веселія съ лицемъ Твоимъ, сладость въ десницѣ Твоей въ конецъ. Поелику, приступая къ страданію, сказалъ: прискорбна есть душа Моя до смерти (Матѳ. 26, 38); то не безъ причины употребилъ слова сіи, упомянувъ о воскресеніи, научая симъ, что вмѣсто скорби будетъ во всегдашнемъ веселіи, и по человѣческому естеству содѣлавшись безстрастнымъ, неизмѣняемымъ и безсмертнымъ; потому что, какъ Богъ всегда былъ таковымъ, да и человѣческому естеству не трудно для Него было сообщить сіе вскорѣ по образованіи онаго въ утробѣ матерней; но попустилъ воспріятому Имъ естеству пройти путемъ страданій, чтобы такимъ образомъ, сокрушивъ владычество грѣха, положить конецъ мучительству діавола, разрушить державу смерти, и всѣмъ людямъ дать возможность оживотворенія. Посему, какъ человѣкъ, пріемлетъ и нетлѣніе и безсмертіе. Псаломъ сей обличаетъ и Аріево, и Евноміево, и Аполлинаріево умоповрежденіе. Ибо одни говорили, что Богъ-Слово воспріялъ на Себя неодушевленное тѣло, Аполинарій же, хотя воспріятое тѣло называлъ одушевленнымъ, но лишалъ оное разумной души, не знаю, откуда навѣдавшись о двухъ сихъ душахъ, потому что нигдѣ не учитъ сему божественное Писаніе, а напротивъ того всесвятый Духъ чрезъ блаженнаго Давида явственно упомянулъ о душѣ, представивъ ясное обличеніе каждой изъ сихъ ересей.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 76-82. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online