Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 16-го.

Молитва Давиду. Гонимый Сауломъ, терпя всякаго рода козни, Давидъ призываетъ на помощь Бога всяческихъ.

(1). Услыши Господи правду мою, вонми моленію моему, внуши молитву мою, не во устнахъ льстивыхъ. И здѣсь опять называетъ правдою не совершенную добродѣтель, но справедливое прошеніе. Другіе переводчики не присовокупили мѣстоимѣнія: мою; Симмахъ же и Ѳеодотіонъ Бога наименовали Господомъ правды, а Акила сказалъ такъ: услыши Господи праведнаго, вмѣсто: правдиво и не равнодушно. Слова: не во устнахъ льстивыхъ Симмахъ выразилъ такъ: не устами льстивыми, то-есть, устами чистыми приношу моленіе, не иное держу въ мысляхъ, а иное изрекаю, но языкъ согласенъ у меня съ сердцемъ.

(2). Отъ лица Твоего судьба моя изыдетъ; очи мои да видита правоты. Умоляю Тебя разсудить мои дѣла, потому что знаю справедливость Твоего приговора.

(3). Искусилъ еси сердце мое, посѣтилъ еси нощію: разжегъ [1] мя еси, и не обрѣтеся во мнѣ неправда. (4). Яко да не возглаголютъ уста моя дѣлъ человѣческихъ. Здѣсь научаетъ, что, неоднократно имѣя въ рукахъ Саула, не согласился умертвить его, но за обиду воздалъ благодѣяніемъ. Посему упомянулъ и о ночи, въ которую сдѣлалъ это, спасши спавшаго ночью Саула, и никому не дозволивъ нанести ему смертный ударъ. Въ переносномъ же смыслѣ и бѣдствія называетъ ночами по омраченію малодушія, равно какъ въ слѣдъ за симъ и искушеніе именуетъ разжженіемъ. Ибо говоритъ: разжегъ мя еси, и не обрѣтеся во мнѣ неправда. Ибо, какъ нѣкое золото, подвергнувъ меня искушенію, найдешь, Владыка, безпримѣснымъ. Въ такой мѣрѣ воздерживался я отъ того, чтобы сдѣлать вредъ врагу, что даже и языкъ сохранилъ свободнымъ отъ злословія на него.

За словеса устенъ Твоихъ азъ сохранихъ пути жестоки. Не легкое и трудное дѣло это совершилъ я, покорствуя Твоимъ заповѣдямъ.

(5). Соверши стопы моя во стезяхъ Твоихъ, да не подвижутся стопы моя. Посему умоляю о томъ, чтобы не измѣнять мнѣ своего намѣренія; а сіе будетъ, если воспользуюсь Твоею помощію. Ибо стопами Пророкъ назвалъ рѣшительное намѣреніе въ поступкѣ.

(6). Азъ воззвахъ, яко услышалъ мя еси Боже. Не напрасно произнесъ я слова сіи, имѣя опыты Твоего человѣколюбія; потому что многократно Ты внималъ мнѣ взывавшему.

Приклони ухо Твое мнѣ и услыши глаголы моя. (7). Удиви милости Твоя, спасаяй уповающія на Тя. Посему прими моленіе, подвигни языкъ мой къ пѣснопѣнію. Ибо видя, что обиженный помилованъ Тобою, будутъ пѣснословить Твой промыслъ. Тебѣ же обычно, подавать помощь уповающимъ на Тебя.

(8). Отъ противящихся десницѣ Твоей сохрани мя Господи, яко зеницу ока. Противящимися десницѣ Божіей назвалъ враждующихъ на него, и весьма справедливо, потому что помазанъ былъ Богомъ, и отъ Него сподобился поставленія на царство. Посему, говоритъ, предпринявъ ратоборство со мною, противятся они Твоему опредѣленію; и умоляетъ охранять его, какъ зеницу ока, которой, какъ бы вмѣсто нѣкіихъ окоповъ, служатъ вѣжды, и вмѣсто тычинъ — рѣсницы, и которая ограждается бровями, влажность пота отводящими на виски и избавляющими зрѣніе отъ вреда, какой могъ быть отъ этой влажности. Пророкъ умоляетъ сподобить его такого же попеченія.

Въ кровѣ крилу Твоею покрыеши мя: (9) отъ лица нечестивыхъ острастшихъ мя. Употребивъ опять новое подобіе, молитъ сподобить его промышленія. Ибо слышалъ сказанное великимъ Моѵсеемъ: простеръ крилѣ Свои, и пріятъ ихъ, и подъятъ ихъ на раму Свою (Втор. 32, 11). И Господь говорилъ Іерусалиму: коль краты восхотѣхъ собрати чада твоя, яко же собираетъ кокошь птенцы своя подь крилѣ, и не восхотѣсте (Матѳ. 23, 37). Крилами же называетъ скорое и мгновенно совершающееся покровительство промысла: потому что движеніе крилъ совершается весьма легко.

Врази мои душу мою одержаша: (10) тукъ свой затвориша, уста ихъ глаголаша гордыню. Подъ тукомъ иные разумѣли благоденствіе и тѣлесное здравіе; а мнѣ кажется, что Пророкъ называетъ такъ благорасположенность и братолюбіе. Сіе даетъ видѣть послѣдовательность рѣчи; ибо говоритъ, что, заключивъ всякое естественное чувство жалости, и не давъ никакого мѣста помысламъ человѣколюбія, говорятъ высоко и надменно, а мнѣ разставляютъ всякаго рода сѣти и засады.

(11). Изгонящіи мя нынѣ обыдоша мя, очи свои возложиша уклонити на землю. Они изгнали меня изъ отечественной земли, и опять устремляются туда и сюда, желая захватить меня; потому что не хотятъ смотрѣть прямо, но въ сторону уклонено око ихъ. Такъ перевелъ и Симмахъ: постановили для себя; въ сторону уклонять очи свои, на землю.

(12). Объяша мя яко левъ готовъ на ловъ, и яко скименъ обитаяй въ тайныхъ. Отринувъ разумность естества, подражаютъ звѣрямъ, которые желаютъ пищи, высматриваютъ оную, и внезапно кидаются на нее.

(13). Воскресни Господи, предвари я, и запни имъ: избави душу мою отъ нечестиваго, оружiе Твое, отъ врагъ руки Твоея. Воспрепятствуй стремленію ихъ, Владыка, какими Самъ Ты вѣдаешь препятствіями. Ибо сіе выразилъ Пророкъ словомъ: запни, заимствовавъ образъ рѣчи отъ тѣхъ, которые скрытнымъ образомъ низлагаютъ бѣгущихъ, а меня освободи отъ ихъ злоумышленія, употребивъ въ дѣло противъ нихъ мечъ Твой. Ибо такъ выразилъ Симмахъ: мечемъ Твоимъ.

(14). Господи отъ малыхъ отъ земли. Ибо опредѣленіемъ Твоимъ предаешь людей смерти. Ты сказалъ: земля еси, и въ землю отъидеши (Быт. 3, 19).

Раздѣли я въ животѣ ихъ, и сокровенныхъ Твоихъ исполнися чрево ихъ. Хотя и легко Тебѣ предать ихъ смерти, но я умоляю, разсыпать ихъ живыхъ, разрушить злое ихъ согласіе, и содѣлать ихъ причастными уготованныхъ у Тебя казней. Такъ и въ пѣсни великаго Моѵсея говоритъ Самъ Богъ: не се ли вся сія собрашася у Мене, и запечатлѣшася въ сокровищахъ Моихъ? Въ день отмщенія воздамъ, во время егда соблазнится нога ихъ (Втор. 32, 34-35).

Насытишася сыновъ, и оставиша останки младенцемъ своимъ. И сіе Симмахъ перевелъ такъ: насытятся сыны, и оставятъ останки свои младенцамъ своимъ, то-есть, знаю, что праведное наказаніе Твое наложишь не только на нихъ, но и на сыновъ и на внуковъ, подражающихъ лукавству предковъ. Сказано же: насытятся, вмѣсто: до сытости пріобщатся золъ.

(15). Азъ же правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явитися славѣ Твоей; то-есть, Сыну Твоему. Ибо они столько будутъ наказаны, а я, по Твоему праведному Промыслу, наслаждусь благами, увидѣвъ самый великій опытъ Твоего благодѣянія.

Примѣчаніе:
[1] У седм. ἐπύρωσας по Слав. искусилъ еси.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 82-87. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online