Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 17-го.

(1) Въ конецъ, отроку Господню Давиду, яже глагола Господеви словеса пѣсни сея, въ день въ онь же избави его Господь отъ руки всѣхъ врагъ его, и изъ руки Саула и рече. Надписаніе ясно и не требуетъ истолкованія. И въ дѣеписаніи царей излагается смыслъ псалма сего. Достойно же удивленія любомудріе Пророка. Ибо, столько козней претерпѣвъ отъ Саула, не причислилъ его ко врагамъ, но отдѣливъ отъ враждующихъ, упомянулъ не какъ о непріязненномъ. Прилагается же въ надписаніи: въ конецъ; потому что псаломъ заключаетъ въ себѣ и пророчество о призваніи язычниковъ и объ отчужденіи Іудеевъ, что произошло на послѣдокъ отдаленныхъ временъ.

(2). Возлюблю Тя Господи крѣпосте моя: (3) Господь утвержденіе мое, и прибѣжище мое, и избавитель мой, Богъ мой, помощникъ мой, и уповаю на Него: защититель мой, и рогъ спасенія моего, и заступникъ мой. За благодѣяніе Пророкъ воздаетъ любовію; потому что ее одну и можетъ принести въ даръ Богу облагодатствованный имъ. Любовь и Богъ узаконилъ въ началѣ законоположенія. Ибо сказано: возлюбиши Господа Бога твоего отъ всего сердца твоего и отъ всея души твоея и отъ всея силы твоея (Втор. 6, 5). А за любовію слѣдуетъ угожденіе любимому; потому что любы вся покрываетъ, всему вѣру емлетъ, вся уповаетъ, вся терпитъ. Любы николиже отпадаетъ (1 Кор. 13, 7. 8). Блаженный же Давидъ даетъ обѣщаніе любить Бога, не какъ уже исполнившій сіе совершенно, но какъ недопускающій и возможности насытиться сею любовію. Потомъ переименовываетъ божественныя благодѣянія, и изъ списка полученныхъ имъ благъ дѣлаетъ списокъ именъ Божіихъ, и называетъ Бога крѣпостію, какъ пріявшій крѣпость; утвержденіемъ, какъ содѣлавшійся твердымъ противъ враговъ; прибѣжищемъ, какъ имѣвшій Бога стѣною и твердою оградою; избавленіемъ, какъ избавленный Богомъ отъ непріязненныхъ; помощникомъ, какъ сподобившійся отъ Него помощи; защитителемъ, какъ имѣвшій Его при времени споборникомъ; рогомъ спасенія и заступникомъ, какъ спасенный Его промышленіемъ. Употребилъ же выраженіе: рогъ спасенія въ переносномъ смыслѣ, заимствовавъ оное отъ животныхъ, которые рогами отражаютъ непріятелей.

(4). Хваля призову Господа, и отъ врагъ моихъ спасуся. Изъ сего научаемся свидѣтельствовать благодарность за дарованныя намъ блага, и снова просить того, въ чемъ имѣемъ нужду. Ибо, такъ поступая, говоритъ Пророкъ, превозмогу непріязненныхъ мнѣ. Потомъ описываетъ различныя востанія враговъ.

(5). Одержаша мя болѣзни смертныя, и потоцы беззаконія смятоша мя: (6). Болѣзни адовы обыдоша мя, предвариша мя сѣти смертныя. Болѣзнями смертными и адовыми называетъ угрожающія смертію опасности. Ибо, какъ болѣзни бываютъ при самомъ рожденіи, такъ великія опасности приближаютъ къ смерти. Потоками же беззаконія наименовалъ несправедливыя и частыя нападенія враговъ. Ибо, какъ потокъ, принимая въ себя оттуда и отсюда стремящіеся стоки водъ, разливается внезапно; такъ Саулъ и другіе враги производили на него набѣги. Сѣтями же смертными назвалъ засады, ибо что сѣть для безсловесныхъ, то для воюющихъ засада; и то и другое служитъ средствомъ нанести вредъ скрытно.

(7). И внегда скорбѣти ми призвахъ Господа, и къ Богу моему воззвахъ: услыша отъ храма святаго своего гласъ мой, и вопль мой предъ Нимъ внидетъ во уши Его. Когда осаждало меня столько бѣдствій; пренебрегши всякое человѣческое пособіе, призвалъ я Божественную помощь, и не обманулся въ надеждѣ; потому что Богъ немедленно пріялъ мои моленія. Разумѣетъ же здѣсь не храмъ рукотворенный, который не былъ еще тогда построенъ, потому что Соломонъ соорудилъ его послѣ сего, но назвалъ храмомъ небо.

(8). И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основанія горъ смятошася и подвигошася, яко прогнѣвася на ня Богъ. (9). Взыде дымъ гнѣвомъ Его, и огнь отъ лица Его воспламенится, угліе возгорѣся отъ Него. Все это сказалъ Пророкъ, не потому что такъ совершенно и было, но потому что такъ умопредставляется вѣрою. Богъ не только въ наказаніе, но и въ устрашеніе людей не рѣдко совершалъ это, приводя въ ужасъ и молніями, и громами, и землетрясеніями, и огнемъ. Такъ восхотѣвъ устрашить и Израиля, показалъ имъ гору Синай дымящуюся огнемъ. Поэтому и сей Пророкъ тѣмъ же самымъ изображалъ врагамъ наложенное на нихъ наказаніе. Научаетъ же и прочихъ людей не дѣлать подобнаго, чтобы не потерпѣть подобныхъ казней.

(10). И приклони небеса и сниде, и мракъ подъ ногама Его. (11). И взыде на Херувимы: и летѣ на крылу вѣтреню. (12). И положи тму закровъ Свой, окрестъ Его селенiе Его. И здѣсь опять, изображая пришествіе Божіе, приводитъ слушателей въ не малый страхъ. Впрочемъ мы не постигаемъ ни низхожденія, ни восхожденія Божественнаго естества, потому что Божество неописанно, повсюду пребываетъ, и все обдержитъ. Научаемся же чрезъ это разнымъ способамъ домостроительства, потому что Богъ является людямъ, иногда съ благоволеніемъ, иногда въ велелѣпіи; а въ иныхъ случаяхъ, съ намѣреніемъ внушить страхъ, являетъ нѣчто чудное и необычайное. Поэтому слова: приклони небеса и сниде, будемъ разумѣть такъ, что явилъ собственное Свое пришествіе. А мракомъ подъ ногами означается невидимость пришествія, восхожденіе же на Херувимовъ и полетъ вѣтровъ показываютъ скорость пришествія; словами: положи тму закровъ Свой означается незримость естества, и словами: окрестъ Его селеніе Его — сущій окрестъ Его свѣтъ: почему и блаженный Павелъ сказалъ: Единъ имѣяй безсмертіе, и во свѣтѣ живый неприступнѣмъ (1 Тим. 6, 16).

Темна вода въ облацѣхъ воздушныхъ. (13). Отъ облистанія предъ Нимъ облацы проидоша; то-есть, какъ отъ густоты облаковъ воздухъ, сдѣлавшись мрачнымъ, издаетъ блистаніе молніи; такъ Богъ всяческихъ, будучи невидимъ, источаетъ лучи разумнаго свѣта, и карательнымъ огнемъ наказываетъ живущихъ лукаво. Сіе далъ разумѣть Пророкъ, присовокупивъ: градъ и угліе огненное.

(14). И возгремѣ съ небесе Господь и Вышній даде гласъ Свой. (15). Низпосла стрѣлы, и разгна я: и молніи умножи, и смяте я. Сіе неоднократно было и у насъ: въ недавно бывшія войны сѣверныхъ варваровъ, сдѣлавшихъ на насъ нашествіе, истребилъ Богъ градомъ и огнемъ, и недавно также ополчившихся съ востока Персовъ и надѣявшихся, что безъ пролитія крови заберутъ города наши, тѣми же связалъ путами, воспрепятствовалъ имъ идти далѣе, и однихъ предалъ смерти, а другихъ послалъ вѣстниками совершившагося.

(16). И явишася источницы водніи, и открышася основанія вселенныя, отъ запрещенія Твоего Господи, отъ дохновенія духа гнѣва Твоего. И это было у насъ во многихъ странахъ. Ибо земля подвигшись разступилась, на высокихъ горахъ открылась неизмѣримая глубина, потекли воды въ мѣстахъ безводныхъ. Совершаетъ же сіе Правитель всяческихъ, являя людямъ Свою карающую силу и научая, какъ Онъ, хотя во мгновеніе можетъ предать конечной гибели, однакоже, водясь человѣколюбіемъ, медлитъ наказаніемъ, и ожидаетъ покаянія.

(17). Низпосла съ высоты, и прiятъ мя: воспріятъ мя отъ водъ многихъ. И показывая, что въ переносномъ смыслѣ называетъ водами, присовокупилъ:

(18). Избавитъ мя отъ враговъ моихъ сильныхъ, и отъ ненавидящихъ мя: яко утвердишася паче мене; то-есть, явственно показалъ врагамъ моимъ Свою попечительность. Сіе выразилъ Пророкъ сказавъ: низпосла съ высоты и пріятъ мя, то-есть, всѣхъ удостовѣрилъ, что подалъ мнѣ помощь съ небеси, сподобилъ же сего промышленія, увидѣвъ силу враговъ. Ибо говоритъ: утвердишася паче мене.

(19). Предвариша мя въ день озлобленія моего. Здѣсь кажется мнѣ, подразумѣваетъ Пророкъ востаніе Авессаломово по совершеніи имъ грѣха; потому что озлобленіемъ (что Симмахъ выражаетъ словомъ: бѣдствованіе) именуетъ душевную немощь, по которой совершенъ грѣхъ.

И бысть Господь утвержденіе мое. (20). И изведе мя на широту. Меня, ниспровергнутаго и низложеннаго, говоритъ Пророкъ, подкрѣпилъ Богъ, и тѣсноту премѣнилъ въ широту, вмѣсто ожидаемой смерти даровалъ жизнь. Тоже говоритъ онъ и въ другомъ псалмѣ: отриновенъ превратихся пасти, и Господь пріятъ мя (Псал. 117, 13).

Избавитъ мя, яко восхотѣ мя. Надѣюсь же, что и въ будущее время сподобитъ меня такой же помощи, и одержу верхъ надъ непріязненными мнѣ, хотя и будутъ они имѣть самую великую силу.

(21). И воздастъ ми Господь по правдѣ моей, и по чистотѣ руку моею воздастъ ми. (22). Яко сохранихъ пути Господни, и не нечествовахъ отъ Бога моего (23). Яко вся судьбы Его предо мною, и оправданія Его не отступиша отъ мене. Не вопреки справедливости, говоритъ Пророкъ, промышляетъ о мнѣ Богъ, напротивъ того, зная намѣреніе мое, вѣдая, что паче всего стараюсь сохранять всѣ заповѣди Его. Поелику показалъ, что велика была Божія о немъ попечительность; то показываетъ и справедливость оной, побуждая тѣмъ слушателей къ добродѣтели, и научая, что не случайно дѣлаемся предметомъ сея попечительности, а только пріобрѣтя искреннюю приверженность къ Богу. Ибо Пророкъ желалъ не собственныя исчислить передъ всѣми заслуги, но объяснить, какимъ образомъ можно сподобиться Божественнаго промышленія.

(24). Я буду непороченъ съ нимъ. Какъ же можно преуспѣвать въ этомъ? И сохранюся отъ беззаконiя моего. Воздерживаясь отъ того, что было мною сдѣлано худо, въ послѣдующее время буду вести себя неукоризненно. Такъ великій Давидъ, будучи вынужденъ упомянуть о собственныхъ своихъ добрыхъ дѣлахъ, чтобы показать справедливость Божественнаго о немъ промышленія, не могъ утаить и учиненнаго имъ беззаконія.

(25). И воздастъ ми Господь по правдѣ моей, и по чистотѣ руку моею, предъ очима Его. Тогда-то, говоритъ, когда содѣлаюсь совершенно неукоризненнымъ, сподоблюсь и совершенныхъ благъ; потому что Богъ всяческихъ надъ всѣми надзираетъ и съ добрыми поступками (ихъ наименовалъ Пророкъ чистотою рукъ) и съ благочестивымъ намѣреніемъ соразмѣряетъ воздаянія. Потомъ сіе же самое излагаетъ Пророкъ яснѣе.

(26). Съ преподобнымъ преподобенъ будеши, и съ мужемъ неповиннымъ неповиненъ будеши, (27). И со избраннымъ избранъ будеши и со строптивымъ развратишися. Съ сердечнымъ расположеніемъ людей сообразуешь Ты воздаянія свои, Владыка. Преподобнымъ удѣляешь, что достойно ихъ преподобія; неповиннымъ и свободнымъ отъ грѣха, что имъ соотвѣтственно и избраннымъ и совершеннымъ, что совершенно, а для совратившихся съ праваго пути и идущихъ путемъ противоположнымъ, устрояешь, что находятъ и конецъ сообразный съ симъ путемъ. Какъ же и какимъ образомъ?

(28). Яко ты люди смиренныя спасеши, и очи гордыхъ смириши. Тѣхъ, которые водятся скромнымъ образомъ мыслей, или смиряются по обстоятельствамъ, удостоиваешь спасенія, и дѣлаешь славными. А тѣхъ которые подъемлютъ брови и порабощены кичливостію, принуждаешь склонить взоръ къ землѣ и размыслить о бѣдности своего естества.

(29). Яко ты просвѣтиши свѣтильникъ мой Господи: Боже мой, просвѣтиши тму мою. Поелику тмою не рѣдко называлъ скорби, то освобожденіе отъ скорбей весьма прилично именуетъ свѣтомъ. Но сіе освобожденіе прiиму, говоритъ Пророкъ, отъ Твоего промысла; потому что свѣтильникъ, пріявшій въ себя истинный свѣтъ (такъ называетъ онъ зракъ раба) есть мой, и отъ моихъ образуется чреслъ. Сіе сказуетъ и въ другомъ псалмѣ: тамо возращу рогъ Давидови, уготовахъ Свѣтильникъ помазанному моему (Псал. 131, 17).

(30). Яко Тобою избавлюся отъ искушенія, и Богомъ моимъ прейду стѣну. Всякаго злоумышленія, всякихъ сѣтей (сіи сѣти называетъ искушеніемъ и стѣною) избѣгну по Твоей благодати.

(31). Богъ мой, непороченъ путь Его. Правдиво управляешь всѣмъ, а потому и не теряю благодушія.

Словеса Господня разжжена. А сіе дозналъ я изъ Твоихъ нелживыхъ словесъ; ибо разжженнымъ, какъ сказали мы уже прежде, называетъ, что испытано и не имѣетъ въ себѣ подлога.

Защититель есть всѣхъ уповающихъ на Него. Не я одинъ пользуюсь сею помощію; ею пользуются всѣ имѣющіе такую же на Него надежду.

(32). Яко кто Богъ, развѣ Господа? и кто Богъ, развѣ Бога нашего? Ибо нѣтъ другаго Бога, такъ чтобы одинъ Богъ подавалъ просимое одному, а другой другому.

(33). Богъ препоясуяй мя силою, и положи непороченъ путь мой. Его силою укрѣпившись, и я поспѣшаю шествовать стезею правою.

(34). Совершаяй нозѣ мои яко елени, и на высокихъ поставляяй мя. Какъ еленямъ въ естествѣ ихъ далъ силу попирать ядовитыхъ животныхъ; такъ и мнѣ далъ силу превзойти и стать выше враговъ.

(35). Научаяй руцѣ мои на брань. Ибо, воздѣвая ихъ на молитву, преодолѣваю непріязненныхъ мнѣ.

И положилъ еси лукъ мѣдянъ мышца моя. Потому устроилъ, что мышцы мои, подобно мѣдному и несокрушимому луку, мещутъ стрѣлы во враговъ.

(36). И далъ ми еси защищеніе спасенія, и десница Твоя воспріятъ мя: и наказаніе Твое исправитъ мя въ конецъ: и наказаніе Твое то мя научитъ. Согрѣшившаго вразумилъ Ты, падшаго воставилъ; и показалъ, какое зло — грѣхъ, и сподобилъ спасенія.

(37). Уширилъ еси стопы моя подо мною, и не изнемогостѣ плеснѣ мои. Въ тѣснотѣ скорби далъ Ты мнѣ просторъ утѣшенія, и имъ-то воодушевляемый до нынѣ продолжаю жизнь. Сказанное: уширилъ еси Симмахъ выразилъ; распространилъ.

(38). Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся дондеже скончаются. (39). Оскорблю ихъ, и не возмогутъ стати: падутъ подъ ногама моима. Такъ, укрѣпившись подъ Твоимъ промышленіемъ, надѣюсь преодолѣть всѣхъ непріязненныхъ мнѣ, и не отступать, пока не содѣлаю ихъ снова покорными себѣ. Ибо сіе выразилъ, сказавъ: падутъ подъ ногама моима. (40). И препоясалъ мя еси силою на брань: спялъ еси вся востающія на мя подъ мя. Мнѣ даровалъ мужество и силу, а стремленію враговъ положилъ преграды: это было и съ Голіаѳомъ, и съ Сауломъ. Ибо одного, когда вмѣсто того, чтобы дѣйствовать, тратилъ время на несмысленныя слова, поразилъ Давидъ изъ пращи, а отъ другаго, когда былъ связанъ сномъ, безъ труда спасся бѣгствомъ, а также избѣжалъ и отъ злоумышленія Геѳеевъ.

(41). И враговъ моихъ далъ ми еси хребетъ, то есть, обратилъ ихъ въ бѣгство, потому что бѣгущему свойственно обращать тылъ.

И не навидящіи мя потребилъ еси. Саула, Ахитофела, Авессалома и тысячи другихъ.

(42). Воззваша, и не бѣ спасаяй: ко Господу, и не услыша ихъ. Иноплеменники, призывая на помощь своихъ боговъ, не видѣли отъ нихъ промышленія о себѣ; и Саулъ, и Авессаломъ, и Семей, и прочіе враждовавшіе Израильтяне, не имѣли своимъ споборникомъ Бога.

(43). И истню я яко прахъ предъ лицемъ вѣтра: яко бреніе путей поглажду я. Совершенно безсильными и ничтожными содѣлаются они, при содѣйствующей мнѣ благодати Твоей.

(44). Избавиши мя отъ прерѣканія людей. Здѣсь предвозвѣщаетъ неистовое устремленіе Іудеевъ на Спасителя и спасеніе язычниковъ, и совѣтуетъ не имѣть никакого общенія въ ихъ прерѣканіи.

Поставиши мя во главу языковъ. Не знаемъ, чтобы Давидъ царствовалъ надъ язычниками; посему пророчество исполняется Родившимся отъ Него по плоти, который Самъ именуется Давидомъ, по слову блаженнаго Іезекіиля (Іез. 37, 24), то есть, Владыка Христосъ воцарился надъ всѣми язычниками, и всегда владычествуя надъ всѣми, какъ Богъ, и по вочеловѣченіи пріявъ отъ увѣровавшихъ въ Него добровольное включеніе себя въ рабы Ему.

Людіе, ихъ же не вѣдяхъ, работаша Ми: (45). Въ слухъ уха послушаша мя. Сіе предвѣщаетъ отъ лица Владыки Христа. Сказуетъ же: не принимавшіе никогда ни законодателя, ни Пророка Моего, бывъ призваны, безъ труда послушались, и возлюбили Мое владычество.

Сынове чуждіи солгаша Ми; (46). Сынове чуждіи обетшаша, и охромоша оть стезь своихъ. Именовавшіеся сынами, и вписанные въ число сыновъ, сами себя содѣлали чуждыми, ставъ непризнательными къ благодѣяніямъ, поколебавшись въ вѣрѣ, и оставивъ стезю благочестія. Такъ и чрезъ Пророка Іеремію говоритъ Богъ: како превратился еси въ горесть, виноградъ чуждій? Азъ же насадихъ тя виноградъ плодоносенъ, весь истиненъ (Іер. 2, 21). Однимъ показываетъ, что они собственное Его насажденіе; а другимъ обличаетъ ихъ неблагодарность. Слова же: обетшаша и охромоша Симмахъ перевелъ: будутъ обезчещены и посрамлены. И исполненіе свидѣтельствуетъ объ истинѣ предреченія; потому что Іудеи исполнены безчестія, для всѣхъ представляются мерзкими.

(47). Живъ Господь, и благословенъ Богъ мой: и да вознесется Богъ спасенія моего. Упомянувъ о прерѣканіи Іудеевъ, даетъ разумѣть страданіе и по страданіи воскресеніе. И поелику Іудеи имѣютъ обычай распятаго называть мертвымъ; то самъ взываетъ: живъ Господь, и благословенъ Богъ мой: и да вознесется Богъ спасенія моего. Не только живъ, но возшелъ паки на небеса, и подаетъ спасеніе желающимъ.

(48). Богъ даяй отмщеніе Мнѣ, и покоривый люди подъ Мя. (49). Избавитель мой отъ врагъ моихъ гнѣвливыхъ, отъ востающихъ на Мя вознесеши Мя: отъ мужа неправедна избавиши Мя. Посему Ты, Который напослѣдокъ совершишь все сіе въ отдаленныя времена, и меня избавишь отъ враждующихъ неправедно на меня, и народъ, который подчинилъ Ты мнѣ, содѣлаешь благопокорнымъ.

(50). Сего ради исповѣмся Тебѣ во языцѣхъ Господи: и имени Твоему пою. Во всѣхъ церквахъ цѣлой вселенной буду пѣснословить Тебя посредствомъ народовъ, которые въ скоромъ послѣдствіи времени будутъ призваны. И исполненіе сего пророчества видимо нами; потому что во всѣхъ городахъ и весяхъ, на поляхъ, на горахъ и на холмахъ, на сушѣ и на морѣ, въ странахъ населенныхъ и въ пустыняхъ, божественный Давидъ устами благочестивыхъ пѣснословитъ Бога.

(51). Величаяй спасенія царева, и творяй милость Христу своему Давиду, и сѣмени его до вѣка. Ибо Ты, помазавъ меня въ царя, не только спасаешь, но и дѣлаешь славнымъ. И сего промышленія сподобишь не только меня, но и дѣтей моихъ, и даже до вѣка сохранишь славу сію сѣмени моему. Если разумѣть сіе по іудейски; то пророчество сіе не исполнилось; потому что до плѣненія родъ Давидовъ продолжалъ царствовать, по возвращеніи же изъ плѣна одинъ Зоровавель, бывъ народоправителемъ, не оставилъ по себѣ наслѣдниковъ въ семъ народоправленіи. А потому, если пророчество истинно, какъ и дѣйствительно истинно, потому что оно откровеніе Духа истины; то остается разумѣть Сѣмя Давидово, имѣющее вѣчную славу, то есть родившагося отъ Давида по плоти Владыку Христа, который имѣетъ вѣчное царство и вѣчную славу и, какъ Творецъ и Богъ, имѣетъ превѣчно, паки же пріялъ, какъ человѣкъ, напослѣдокъ дней. Почему и чрезъ божественнаго Іезекіиля изрекъ Богъ всяческихъ: и дамъ имъ Давида царя ихъ (Іез. 34, 23); и еще: и Давидъ Царь средѣ ихъ (Іез. 34, 24). Давидомъ же наименовалъ Его, какъ происшедшаго по плоти отъ чреслъ Давидовыхъ. Такъ и блаженный Исаія взываетъ: будетъ корень Іессеовъ, и возстаяй владѣти языки, на того языцы уповати будутъ (Ис. 11, 10). Сіе дознавъ, блаженный Матѳей такъ началъ написанное имъ Евангеліе: книга родства Іисуса Христа, сына Давидова (Матѳ. 1, 1).

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 87-100. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online