Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 18-го.

(1). Въ конецъ, псаломъ Давиду. Отъ блаженнаго Павла пріобрѣтаемъ мы свѣдѣніе о трехъ видахъ божественныхъ законовъ. Онъ сказалъ, что законъ данъ былъ людямъ безъ письмени въ самомъ твореніи и естествѣ. Не видимая бо Его, говоритъ Апостолъ, отъ созданія міра творенми помышляема видима суть (Рим. 1, 20); и еще: егда бо языцы неимуще закона естествомъ законная творятъ, сіи закона не имуще, сами себѣ суть законъ (Рим. 2, 14). Великимъ же Моѵсеемъ преданъ законъ въ письмени. Ибо Апостолъ говоритъ: преступленій ради законъ приложися, вчиненъ Ангелы рукою Ходатая (Гал. 3, 19). Но Апостолу извѣстенъ и третій законъ, данный послѣ первыхъ, законъ благодати. Законъ бо духа жизни свободилъ мя есть, говоритъ онъ, отъ закона грѣховнаго смерти (Рим. 8, 2). И блаженный Давидъ въ настоящемъ псалмѣ преподаетъ людямъ согласное съ симъ ученіе, и въ томъ же самомъ порядкѣ. Сперва говоритъ о законѣ, который въ твари проповѣдуетъ Создателя, потомъ о законѣ, который данъ Моѵсеемъ и желающимъ внимать сообщаетъ большее вѣдѣніе о Создателѣ, а послѣ сего о законѣ благодати, который совершенно очищаетъ души и освобождаетъ отъ настоящаго растлѣнія. Посему и въ конецъ отсылаетъ насъ псаломъ, предрекая въ концѣ Новый Завѣтъ.

(2). Небеса повѣдаютъ славу Божію, твореніе же руку Его возвѣщаетъ твердь. Видимой только лѣпоты небесъ, видимаго ихъ величія, говоритъ Пророкъ, достаточно къ тому, чтобы проповѣдать силу Создателя. Если кто видитъ великое и красивое зданіе, тотъ дивится строителю дома, и кто разсматриваетъ хорошо и красиво устроенную ладію, тотъ представляетъ въ мысляхъ строившаго судно, и при воззрѣніи на изображеніе сама собою приходитъ мысль о живописцѣ; тѣмъ паче видимая тварь взирающихъ на оную руководствуетъ къ Создателю. Пророкъ же упомянулъ о небѣ и о тверди, сообразно съ ученіемъ великаго Моѵсея; потому что и онъ сперва сказалъ о сотвореніи неба, а потомъ повѣствуетъ о созданіи тверди, которую Богъ, какъ сказано, наименовалъ также небомъ (Быт. 1, 8). Никому да не покажется страннымъ именованіе: небеса, употребленное во множественномъ числѣ. Ибо Писанію обычно употреблять сіе именованіе, иногда въ единственномъ, а иногда во множественномъ числѣ. И въ единственномъ числѣ именуетъ блаженный Давидъ; ибо говоритъ: небо небесе Господеви (Псал. 113, 24); и еще: одѣвающему небо облаки (Псал. 146, 8). Но онъ также и въ числѣ множественномъ говоритъ: хвалите Его небеса небесъ (Псал. 148, 4). И сіе имѣетъ тоже значеніе, что и выраженіе: небо небесе Господеви. Ибо видимое небо устроено какъ нѣкій кровъ надъ землею; высшее же небо для видимаго есть тоже, чтб видимое для земли; и потому какъ называется небомъ небесе, такъ именуется и небесами небесъ. А мы видимъ, что и города имѣютъ у насъ двоякое именованіе. Ибо одинъ городъ называемъ и Тарсомъ и Тарсами, одному и тому же городу даемъ названіе Ѳивы и Ѳивъ; такъ древніе употребляли названіе Микены и Микенъ, зная, что городъ одинъ, хотя именуется во множественномъ числѣ. Сіе же сказано мною не безъ причины, но ради тѣхъ, которые покушались насчитывать много небесъ.

(3). День дни отрыгаетъ глаголъ, и нощь нощи возвѣщаетъ разумъ: потому что установленное преемство дня и ночи указуетъ положенные Создателемъ предѣлы, которыхъ не смѣетъ преступить неодушевленная тварь. День и ночь, сообразно съ потребностію людей возрастающіе и убывающіе, другъ у друга заимствующіе время, и опять другь другу уплачивающіе долгъ, доказываютъ бодрствующій надъ ними Промыслъ. Выраженія же: отрыгаетъ глаголъ, возвѣщаетъ разумъ, повѣдаютъ славу не то даютъ разумѣть, что видимыя твари одушевлены; напротивъ того видимъ нѣкое олицетвореніе, вразумляющее всякаго, какъ видимымъ возводиться къ невидимому Богу и Ему приносить пѣснопѣніе.

(4). Не суть рѣчи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи ихъ: (5). Во всю землю изыде вѣщаніе, и въ концы вселенныя глаголы ихъ. Яснѣе перевелъ сіе Симмахъ, сказавъ: и ночь ночи возвѣщаетъ вѣдѣніе, не рѣченіями и словами, которыхъ гласа не слышно; напротивъ того, во всю землю изошло вѣщаніе ихъ, или, по переводу Акилы, правило ихъ; потому что, не слова и реченія произнося, но показывая правило и собственно чинъ свой, всю сушу и все море призываютъ къ божественному пѣснопѣнію.

Въ солнцѣ положи селеніе свое: (6). И той яко женихъ исходяй отъ чертога своего, возрадуется яко исполинъ тещи путь. (7). Отъ края небесе исходъ его, и срѣтеніе его до края небесе. И это яснѣе перевели три переводчика, сказавъ: солнцу положи селеніе въ нихъ, то есть, въ небесахъ. Такъ и великій Моѵсей училъ: и сотвори Богъ два свѣтила великая, и положи я на тверди небеснѣй, еже свѣтити на землю. (Быт. 1, 16-17). Тоже самое сказалъ и божественный Давидъ, что положилъ солнцу селеніе на небесахъ, и катясь по небу, уподобляется оно красотою жениху, съ великимъ благолѣпіемъ выходящему изъ чертога, а быстротою — нѣкоему исполину, съ великою силою и крѣпостію совершающему путь.

И нѣсть иже укрыется теплоты его. Слово: теплота Пророкъ употребилъ здѣсь вмѣсто слова: свѣтъ, показывая, что дѣйственность свѣта солнечнаго больше, нежели дѣйственность свѣта рукотвореннаго; почему и въ дали находящіеся могутъ наслаждаться теплотою солнечною. Тогда какъ свѣтъ рукотворенный не въ состояніи производить сего дѣйствія на тѣхъ, которые не приближаются къ нему, солнце, и издали посылая лучи, вмѣстѣ съ свѣтомъ сообщаетъ и теплоту. И сего достаточно къ тому, чтобы показать людямъ Творца. Однако же Богъ далъ въ помощь и законъ, который бы заблуждающихся могъ возвращать на путь. Ибо Пророкъ говоритъ:

(8). Законъ Господень непороченъ, обращаяй души: свидѣтельство Господне вѣрно, умудряющее младенцы. (9). Оправданія Господня права, веселящая сердце: заповѣдь Господня свѣтла, просвѣщающая очи. (10). Страхъ Господень чистъ, пребываяй въ вѣкъ вѣка. Судьбы Господни истинны, оправданны вкупѣ: (11). Вожделѣнны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота. Закономъ, свидѣтельствомъ, оправданіями, заповѣдію, судьбами Пророкъ называетъ законъ Моѵсеевъ. Ибо такъ именуетъ себя и самъ законъ, когда говоритъ: сiя оправданія и суды, какія далъ Господь Моѵсею (Втор. 4, 45), а въ другомъ мѣстѣ: сохраняй законъ Господа Бога Твоего, и соблюдай заповѣди Его. Называется же закономъ, потому что благоустрояетъ и въ совершенство приводитъ общественную жизнь; а свидѣтельствомъ, потому что служитъ свидѣтельствомъ на согрѣшающихъ, и показываетъ наказаніе за преступленіе; оправданiями же, потому что научаетъ справедливому, и запрещаетъ несправедливое, преуспѣвающихъ же въ добрѣ называетъ праведными; и заповѣдiю, потому что заповѣдуетъ и со властію повелѣваетъ, что должно дѣлать; судьбами же, потому что указуетъ Божественныя опредѣленія и научаетъ, какихъ благъ сподобится сохраняюшій законъ, и какимъ наказаніямъ подвергнется преступающій его. Посему Пророкъ говоритъ, что Законъ Божій, будучи свободенъ отъ всякой укоризны, обращаетъ человѣческія души, и содѣлываетъ ихъ неукоризненными, а свидѣтельство, устрашая, умудряетъ несовершенныхъ и младенцевъ, возвеселяютъ же сердце оправданія, указывая причину нашего оправданія; а заповѣдь просвѣщаетъ зрѣніе ума, научая, чѣмъ благоугождается Богъ всяческихъ, благоговѣніе же и страхъ Божій, внушая храненіе Божіихъ законовъ, приводятъ къ наслажденію вѣчными благами. И справедливо страхъ Божій наименовалъ чистымъ, то есть, неподлежащимъ порицанію, тогда какъ страхъ человѣческій порицается, и именуется робостію; судьбы же назвалъ истинными и оправданными, потому что опредѣляютъ людямъ законныя почести и наказанія. Посему сказалъ, что они дороже золота и драгоцѣнныхъ камней и сладостнѣе меда, но не для всякаго человѣка, а для того, кто истинно человѣкъ, и по жизни, по слову того же Пророка, не уподобляется скотамъ несмысленнымъ (Псал. 48, 21).

(12). Ибо рабъ Твой хранитъ я. Какое же отъ сего пріобрѣтеніе? Скажи яснѣе.

Внегда сохранити я воздаяніе много; то-есть, рѣшившимся хранить ихъ предлежитъ самое великое воздаяніе. И поелику сказалъ о себѣ, что хранитъ судьбы Божіи; то, приведя себѣ на мысль человѣческую немощь, и размысливъ о чрезмѣрной силѣ сего изреченія, немедленно присовокупилъ:

(13). Грѣхопаденія кто разумѣетъ? отъ тайныхъ моихъ очисти мя. Хотя съ великимъ усердіемъ намѣреваюсь хранить заповѣди Божіи, но, по естественной немощи, и противъ воли увлекаюсь во многое, и въ иномъ погрѣшаю, самъ того не вѣдая, а въ иномъ, препобѣждаясь встрѣтившимися обстоятельствами. Хотя избѣгаю грѣха на самомъ дѣлѣ, но помыслы наполняютъ меня всякою нечистотою. Посему умоляю Тебя, Который можешь содѣлать чистымъ, и взываю къ Тебѣ: отъ тайныхъ моихъ очисти мя.

(14). И отъ чуждихъ пощади раба Твоего. Не помыслы только окружаютъ меня, но осаждаетъ и полчище демоновъ. И одни злоумышляютъ отвнѣ, другіе содѣйствуютъ внутри. Справедливо же назвалъ ихъ чуждыми, какъ непріязненныхъ и враговъ, совершенно отрѣкшихся отъ свойства съ нами.

Аще не обладаютъ мною, тогда непороченъ буду, и очищуся отъ грѣха велика. (15). И будутъ во благоволеніе словеса устъ моихъ, и поученіе сердца моего предо мною выну. Вожделѣваю воспользоваться Твоею помощію, чтобы, избѣжавъ ихъ козней, могъ я представить Тебѣ душу чистою отъ всякой укоризны, и, получивъ отъ Тебя прощеніе за прежнія грѣхопаденія, приносить Тебѣ вѣчное пѣснопѣніе, непрестанно поучаясь въ словесахъ Твоихъ. А симъ предвозвѣщаетъ новый завѣтъ, благодать крещенія и даръ Всесвятаго Духа, съ которымъ вѣрующіе пріемлютъ оставленіе прежнихъ грѣхопаденій, и имѣя въ немъ достаточную помощь на послѣдующее время, преодолѣваютъ востающія страсти и злокозненныхъ лукавыхъ духовъ. Пророкъ присовокупляетъ къ сему:

Господи помощниче мой и избавителю мой. Кстати приложивъ къ псалму сіе заключеніе, призвалъ Господа, какъ Творца и Создателя, и Избавителя, какъ возрожденіемъ всесвятаго крещенія освобождающаго отъ прежняго растлѣнія, избавляющаго отъ рабства демонскаго, дарующаго нетлѣніе и безсмертіе. Псаломъ объемлетъ въ себѣ то и другое, и начало его учитъ о созданіи и промыслѣ, средина — о законѣ, а окончаніе — о благодати. Ибо говоритъ: грѣхопаденія кто разумѣетъ? и: отъ тайныхъ моихъ очисти мя, и отъ чуждихъ пощади раба твоего, и: Господи, помощниче мой и избавителю мой. Податель же сихъ благъ есть Новый Завѣтъ.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 100-107. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online