Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 20-го.

(1). Въ конецъ, псаломъ Давиду. Послѣ оной блистательной и славной побѣды, послѣ видимой погибели Ассиріянъ, блаженный Езекія впалъ въ болѣзнь, и узнавъ чрезъ Пророка Исаію, что умретъ, горячими слезами умилостивилъ Бога, и не только получилъ освобожденіе отъ болѣзни, но еще обѣщано ему пятнадцать лѣтъ жизни. Посему божественный Давидъ, какъ бы отъ лица народа, написалъ также и сей псаломъ, пѣснословя Бога за выздоровленіе царя.

(2). Господи силою Твоею возвеселится царь, и о спасеніи Твоемъ возрадуется зѣло. (3). Желаніе сердца его далъ еси ему, и хотѣнія устну его нѣси лишилъ его. Какъ сильный и человѣколюбивый, говоритъ Пророкъ, благоволительно принялъ Ты молитву царя нашего, и далъ ему все просимое имъ; лучше же сказать даровалъ ему и большее просимаго. Ибо присовокупилъ и сіе:

(4). Яко предварилъ еси его благословеніемъ благостыннымъ: положилъ еси на главѣ его вѣнецъ отъ камене честна; потому что даровалъ ему царство, о чемъ онъ не просилъ, и по собственной Своей щедротѣ украсилъ главу его царскимъ вѣнцемъ.

(5). Живота просилъ есть у Тебѣ, и далъ еси ему долготу дній во вѣкъ вѣка; то есть, получилъ онъ, о чемъ просилъ, и пріялъ жизнь, какъ желалъ. А выраженіе: во вѣкъ вѣка указываетъ и на жизнь будущую, которой принадлежитъ негиблемость.

(6). Велія слава его спасеніемъ Твоимъ: славу и велелѣпiе возложиши на него; потому что не только даровалъ ему спасеніе, но и содѣлалъ его знаменитымъ, высокимъ и достойнымъ удивленія, какъ чудеснымъ избіеніемъ враговъ, такъ и возвращеніемъ вспять солнца. А сіе содѣлалось столько извѣстнымъ повсюду, на сушѣ и на морѣ, что царь вавилонскій прислалъ дары тѣмъ, которые сами прежде приносили дары Ассиріянамъ. Ибо по избіеніи Ассиріянъ, царъ сей догадывался, что ради Езекіи же и солнце совершило, или потерпѣло, это возвращеніе.

(7). Яко даси ему благословеніе во вѣкъ вѣка: возвеселиши его радостію съ лицемъ Твоимъ. Да и во всѣхъ родахъ будетъ онъ славенъ, возымѣвъ такое дерзновеніе предъ Тобою. Ибо слова: съ лицемъ Твоимъ Симмахъ перевелъ: предъ лицемъ Твоимъ. Посему, говоритъ Пророкъ, возвеселится и будетъ имѣть непрестанное услажденіе, сподобившись Твоего лицезрѣнія, то есть, Твоего благоволенія. А причиною сего было то, что на Тебя возложилъ упованіе. Ибо Пророкъ присовокупилъ слѣдующее:

(8). Яко царь уповаетъ на Господа: и милостію Вышняго не подвижится. Беретъ онъ верхъ надъ враждующими, пользуясь Твоею благодатію; а пользуется ею, ни на одного человѣка не возлагая упованія, но единственно по надеждѣ на Тебя.

(9). Да обрящется рука Твоя всѣмъ врагомъ Твоимъ: десница Твоя да обрящетъ вся ненавидящія Тебе. Яснѣе выразилъ это Симмахъ: рука Твоя обыметъ всѣхъ враговъ Твоихъ, десница Твоя обрящетъ всѣхъ ненавидящихъ Тебя. Тѣсную же связь имѣетъ сказанное съ предыдущимъ. Царь не напрасно ободрялъ себя надеждою на Тебя, но зная, что возможетъ сокрушить всѣхъ враговъ десница Твоя. Словами же: десница и рука Пророкъ наименовалъ опять Божію дѣйственность.

(10). Яко положиши ихъ яко пещь огненную во время лица Твоего: Господь гнѣвомъ Своимъ смятетъ я, и снѣсть ихъ огнь. (11). Плодъ ихъ отъ земли погубиши, и сѣмя ихъ отъ сыновъ человѣческихъ. Не трудно Тебѣ, говоритъ Пророкъ, разжечь ихъ на подобіе печи, и какъ удобовоспламеняемое вещество истребить огнемъ, не ихъ только, но и потомковъ ихъ (ибо потомковъ наименовалъ и сѣменемъ и плодомъ), чтобы изгладилась всякая память о нихъ. Сказалъ же: во время лица вмѣсто: во время гнѣва Твоего, когда заблагоразсудишь совершить это, и признаешь время благопотребнымъ къ наказанію.

(12). Яко уклониша на Тя злая; потому что противъ Тебя воздвигли языкъ, и изрекли слова хульныя.

Помыслиша совѣты, ихже невозмогутъ составити. Въ нѣкоторыхъ спискахъ читается: составити. А Симмахъ выразился такъ: помыслили помышленія невозможныя. И симъ предрекаетъ Пророкъ хульныя изреченія Ассиріянина: да не обольщаетъ Тебя Богъ, на Котораго возлагаешь Ты упованіе, что избавитъ Іерусалимъ отъ руки моей. О сихъ-то изреченіяхъ говоритъ, что помыслили помышленія невозможныя, или помыслиша совѣты, ихже не возмогутъ составити, понадѣявшись, что, какъ преодолѣли идоловъ, такъ преодолѣютъ и Бога истиннаго.

(13). Яко положиши я хребетъ. Симмахъ же выразилъ такъ: потому что поставишь ихъ смотрящими взадъ. Ибо избѣжавшихъ пораженія отъ Ангела обратишь въ бѣгство, и принудишь показать тылъ, чтобы, пришедши домой, возвѣстили они о совершившемся. Пророкъ же представилъ сіе въ видѣ предсказанія, какъ еще несбывшееся.

Во избытцѣхъ Твоихъ уготовиши лице ихъ. Сіе, какъ утверждали иные, сказано въ обратномъ смыслѣ, и разумѣли такъ: во избытцѣхъ Твоихъ уготовиши лице Твое, то есть, подвергнешь наказанію оставшихся и спасшихся бѣгствомъ. Но можно, и удерживая тоже словосочиненіе, приспособить къ словамъ туже мысль. Во избытцѣхъ Твоихъ уготовиши лице ихъ; потому что не трудно и удобно для Тебя подвергнуть ихъ остающимся у Тебя казнямъ, и тѣхъ, которые спаслись бѣгствомъ, обратили хребетъ, и думаютъ, что избѣжали смерти, возможно Тебѣ остановить, возвратить и наказать.

(14). Вознесися Господи силою Твоею: воспоемъ и поемъ силы Твоя. Не какъ униженный возносится Богь, и не что-либо такое, чего не имѣлъ, воспріемлетъ, но Онъ открываетъ, что имѣетъ. Посему справедливо сказалъ Пророкъ: вознесися Господи силою Твоею. Ибо высота Твоя доказывается неизреченною силою, которую мы непрестанно будемъ воспѣвать и пѣснословить Тебя, повѣдая чудеса Твои.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 110-114. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online