Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4. |
|
Изъясненіе псалма 23-го.
Псаломъ Давиду. Въ нѣкоторыхъ спискахъ нашелъ я: единыя отъ субботъ; но въ Ексаплахъ сего не прилагается. Впрочемъ, чтобы и сего не оставить неизъясненнымъ, скажемъ: надобно знать, что сими словами означается Владычнее воскресеніе, послѣ котораго все, земля и море, пріяло лучи Боговѣдѣнія. А такимъ образомъ псаломъ предвозвѣщаетъ воскресеніе, а сверхъ того и восшествіе Владыки на небеса.
(1). Господня земля, и исполненіе ея, вселенная и вси живущіи на ней. Поелику Іудеи предполагали, что Господь обладаетъ одною Палестиною, и о нихъ только однихъ промышляетъ, будучи ихъ только Богомъ; то пророческое слово весьма кстати научаетъ, что обладаетъ Онъ цѣлою вселенною. Обладаетъ же ею, не восхитивъ Себѣ власть, и не другаго кого лишивъ обладанія, но Самъ создавъ вселенную и приведя ее изъ небытія въ бытіе.
(2). Той на моряхъ основалъ ю есть, и на рѣкахъ уготовалъ ю есть. А симъ указуетъ не на созданіе только, но и на Промыслъ. Ибо землѣ, которая по природѣ суха, даровалъ соразмѣрную влажность, отвнѣ и посреди ея помѣстивъ великія моря, и устроивъ, что посреди твердыхъ земель или протекаютъ весьма многочисленныя и великія рѣки, или струятся источники. А такимъ образомъ, доказавъ владычество Божіе и предвозвѣстивъ Богопознаніе язычниковъ, Пророкъ предлагаетъ совѣты о добродѣтели, ведя опять рѣчь въ видѣ вопросовъ и отвѣтовъ. Ибо говоритъ:
(3). Кто взыдетъ на гору Господню? или кто станетъ на мѣстѣ святѣмъ Его? Горою же называетъ здѣсь, не земный, но небесный Сіонъ, который указалъ намъ блаженный Павелъ, говоря: приступисте къ Сіонстѣй горѣ, и ко граду Бога живаго, Іерусалиму небесному (Евр. 12, 22). Поелику предварительно научилъ, что Богъ всяческихъ есть Творецъ и Создатель; то весьма кстати указуетъ ведущій къ Нему путь, и на вопросъ даетъ отвѣтъ.
(4). Неповиненъ рукама, и чистъ сердцемъ, иже не пріятъ всуе душу свою, и не клятся лестію искреннему своему. Кто желаетъ взойдти на оную гору, тому, говоритъ Пророкъ, надлежитъ очистить душу отъ неумѣстныхъ помысловъ и имѣть руки свободными отъ подобныхъ дѣяній. Ибо слово: руки употребилъ вмѣсто слова: дѣянія; а подъ словомъ сердце разумѣлъ помышленія; потому что въ сердцѣ слагаемъ намѣренія, а руками приводимъ въ дѣйствіе. Говоритъ же Пророкъ, что таковому надлежитъ не желать ничего преходящаго и тлѣннаго. Ибо сіе называетъ суетнымъ. Такъ именуетъ это и Екклесіастъ, говоря: суета суетствій, всяческая суета (Еккл. 1, 2). И поелику съ любостяжательностію бываютъ сопряжены лесть и нарушеніе клятвъ; то кстати вмѣстѣ съ тѣмъ запрещаетъ и это: и не клятся лестію искреннему своему. Потомъ показываетъ плодъ сихъ добрыхъ дѣлъ.
(5). Сей пріиметъ благословеніе отъ Господа, и милостыню отъ Бога Спаса своего: Весьма же прилично съ благословеніемъ совокупилъ и милостыню; потому что почитаемое нами воздаяніемъ дается людямъ по единому Божію человѣколюбію, и всякая человѣческая правда ничего не значитъ въ сравненіи съ дарами ниспосылаемыми оть Бога, не говорю уже о дарахъ будущихъ, которые превышаютъ и помышленіе человѣческое.
(6). Сей родъ ищущихъ Господа, ищущихъ лице Бога Іаковля. Вознамѣрившіеся вести жизнь по симъ правиламъ, говоритъ Пророкъ, дѣйствительно вожделѣваютъ узрѣть законоположника добродѣтели, Который древле сподобилъ нѣкогда явленія Своего и великаго Іакова. Посему, какъ въ одиннадцатомъ псалмѣ, говоря объ иномъ родѣ, живущемъ во всякой злобѣ и во всякомъ лукавствѣ, умолялъ Бога: Ты Господи сохраниши ны, и соблюдеши ны отъ рода сего и во вѣкъ; такъ здѣсь возвѣщаютъ противное: сей родъ ищущихъ Господа. Ибо, по воплощеніи Бога и Спасителя нашего, вся земля и море, увѣровавъ божественной проповѣди, оставили отеческихъ боговъ и взыскали Бога Іаковля. Такъ Пророкъ, предсказавъ спасеніе вселенной, научаетъ приступившихъ къ вѣрѣ, что Владыка Христось не только воскресъ, разрушивъ державу смерти, но и восшелъ на небеса. А поелику двадцать первый псаломъ заключалъ въ себѣ предвѣщаніе о спасительныхъ страданіяхъ и пророчество о спасеніи язычниковъ; то кстати и здѣсь, упомянувъ опять о язычникахъ и предрекши ихъ Богопознаніе, предъизображаетъ Владычнее восшествіе на небо, и показуетъ намъ лики Ангеловъ, изъ которыхъ одни предшествуютъ Владыкѣ Христу, а другіе свыше вопрошаютъ, и желаютъ познать, что значитъ чудное сіе зрѣлище.
(7). Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вѣчная: и внидетъ Царь славы. (8). Кто есть сей Царь славы? Господь крѣпокъ и силенъ, Господь силенъ во брани. (9). Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вѣчная: и внидетъ Царь славы. (10). Кто есть сей Царь славы? Господь силъ, Той есть Царь славы. Никто да не подивится, слыша о незнаніи невидимыхъ силъ. Ибо не имѣютъ предвѣдѣнія, и не все знаютъ; вѣдѣніе же сіе имѣетъ одно Божественное естество. Ангелы и Архангелы и другіе лики невидимыхъ Силъ знаютъ въ той только мѣрѣ, въ какой научены. Почему и божественный Апостолъ, разсуждая о нихъ, сказалъ: да скажется нынѣ началомъ и властемъ на небесныхъ Церковію многоразличная премудрость Божія (Ефес. 3, 10). Если же и изъ того, что совершается въ Церкви, точнѣе узнаютъ Божію премудрость; то нѣтъ ничего страннаго, что горнія Силы не познали тайны вознесенія Христова, увидѣвъ естество человѣческое, но не усмотрѣвъ сокровеннаго въ немъ Божества. Но если кто не согласится допустить сію мысль; то пусть изъ объясненнаго въ семъ псалмѣ, извлечетъ рѣшеніе и для настоящаго мѣста. Выше Пророкъ наставленіе о нравственной добродѣтели представилъ въ видѣ вопроса и отвѣта, сказавъ: кто взыдетъ на гору Господню? или кто станетъ на мѣстѣ святѣмъ Его? и предложивъ сей вопросъ, присовокупилъ отвѣтъ: неповиненъ рукама, и чистъ сердцемъ и т. д. Представь и здѣсь подобный образъ рѣчи, положи, что вопрошающіе предлагаютъ вопросъ не по незнанію, но чтобы симъ провозглашеніемъ научить всѣхъ человѣковъ о владычествѣ Восходящаго на небо. Почему отвѣтствующія Силы говорятъ, что Онъ Царь славы, какъ отъ всѣхъ пріемлющій славу и имѣющій истинное и постоянное царство. Называютъ же Его и Господомъ крѣпкимъ и сильнымъ въ брани, потому что разрушилъ жестокое мучительство діавола, и разсѣялъ обольщеніе покорныхъ ему демоновъ. Дается же повелѣніе вратамъ вѣчнымъ, чтобы отверзлись, потому что не были еще отверсты для естества человѣческаго, и никто изъ человѣковъ никогда не проходилъ оными. Но вочеловѣчившійся Богъ-Слово, воспріявъ нашъ начатокъ, возвелъ оный на небеса, и сѣде одесную величествія на высокихъ (Евр. 1, 3), превыше всякаго начальства и власти и господства, и всякаго имене именуемаго не точію въ вѣцѣ семъ, но и во грядущемъ (Ефес. 1, 21). Восхищенъ былъ и великій Илія, впрочемъ не на небо, но, яко на небо (4 Цар. 2, 11). Такъ, послѣ перваго вопрошенія и отвѣта, снова одни вопрошаютъ, другіе отвѣтствуютъ, и дознаютъ, что Господь Силъ, той есть Царь Славы, то-есть, Творецъ и Создатель Ангеловъ и Архангеловъ и всякаго невидимаго и сотвореннаго естества.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 129-133. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.