Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4. |
|
Изъясненіе псалма 25-го.
Псаломъ Давиду. И сей псаломъ, мнѣ кажется, божественный Давидъ изрекъ о себѣ самомъ. Думаю же, что онъ написанъ прежде предыдущаго псалма. Въ томъ Давидъ упоминалъ о грѣхѣ, и о грѣхѣ великомъ (ибо говоритъ: очисти грѣхъ мой: многъ бо есть (12)); а здѣсь описываетъ собственныя свои разнаго рода добродѣтели. Почему полагаю, что произнесъ слова сіи, будучи гонимъ Сауломъ и принужденный жить у иноплеменныхъ, гдѣ видя, что преданы они злочестію, суевѣрію и всякому беззаконію, избѣгалъ ихъ собраній и общественныхъ пиршествъ въ честь демонамъ. Яснѣе же покажетъ это истолкованіе самыхъ реченій.
(1). Суди ми Господи, яко азъ незлобою моею ходихь: и на Господа уповая не изнемогу. Водясь простотою, говоритъ Пророкъ, не причинивъ никакого зла Саулу, и такъ жестоко изгнанный, умоляю Тебя содѣлаться Судіею моего дѣла. Ибо знаю Тебя, Боже; на промыслъ Твой возложилъ я свои надежды, и уповаю, что не буду преданъ въ руки гонителямъ.
(2). Искуси мя Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое. И отсюда видно, что псаломъ написанъ ранѣе грѣха; потому что, какъ живущій въ простотѣ и незлобіи, непознавшій опытомъ грѣха, желаетъ опасныхъ подвиговъ. Утробами же и сердцемъ называетъ помыслы; и о семъ говорили мы многократно.
(3). Яко милость Твоя предъ очими моима есть. Умоляю подвергнуть меня искушенію и разжечь на подобіе золота; потому что уповаю на Твою милость, и ожидаю отъ нея помощи. Ею подкрѣпляемый, и благоугодихъ во истинѣ Твоей. Потомъ описываетъ виды благоугожденія.
(4). Не сѣдохъ съ сонмомъ суетнымъ, и со законопреступными не вниду. (5). Возненавидѣхъ церковь лукавнующихъ, и съ нечестивыми не сяду. Столько же, говоритъ, заботился я объ угожденіи Тебѣ, что, когда былъ у людей злочестивыхъ и беззаконныхъ, избѣгалъ собраній ихъ и вредныхъ бесѣдъ съ ними. А симъ означаетъ пребываніе свое у иноплеменниковъ, съ которыми принужденъ былъ вмѣстѣ жить во время бѣгства, но не соглашался быть съ ними сообщникомъ въ злочестіи и въ беззаконіи.
(6). Умыю въ неповинныхъ руцѣ мои, и обыду жертвенникъ Твой Господи: (7). Еже услышати ми гласъ хвалы Твоея, и повѣдати вся чудеса Твоя. Посему весьма гнушаюсь ихъ суевѣріемъ, желаю же видѣть жертвенникъ Твой, Господи, внимать ушами моими Твоимъ пѣснопѣніямъ и научать невѣдующихъ величію чудесъ Твоихъ. А сказанное: умыю въ неповинныхъ руцѣ мои, подобно тому, что сдѣлано Пилатомъ, который, не восхотѣвъ стать сообщникомъ въ іудейскомъ убійствѣ, умылъ руки, и самымъ дѣломъ показалъ удаленіе свое отъ совершаемаго Іудеями. Посему, говоритъ Пророкъ, какъ неповинный и неимѣющій никакого съ ними общенія, смѣло умыю и руки.
(8). Господи, возлюбихъ благолѣпіе дому Твоего, и мѣсто селенія славы Твоея. (9). Да не погубиши съ нечестивыми душу мою, и съ мужи кровей живот мой, (10). Ихъ же въ руку беззаконія, десница ихъ исполнися даровъ. Вмѣсто слова: благолѣпіе Симмахъ употребилъ: чертогъ; а вмѣсто словъ: мужи кровей, мужи убійцы. Какъ можно скорѣе, Владыка, говоритъ Пророкъ, избавь отъ пребыванія съ ними меня, возлюбившаго домъ Твой, источающій лучи благодати Твоей, чтобы не погибнуть мнѣ вмѣстѣ съ людьми злочестивыми, любителями даровъ, убійцами, жертвующими правдою. И симъ Пророкъ опять далъ разумѣть, что говоритъ объ иноплеменникахъ; а домомъ Божіимъ наименовалъ скинію, потому что божественный храмъ не былъ еще построенъ. Почему и присовокупилъ: мѣсто селения славы Твоея.
(11). Азъ же незлобою моею ходихъ: избави мя Господи и помилуй мя. (12). Нога моя ста на правотѣ. Но пока и съ ними живу, вожусь я простотою вѣры, и донынѣ удалялся отъ всякаго порока, и утвердивъ ноги свои на правотѣ благочестія, стоялъ безопасно и твердо. Умоляю же о томъ, чтобы до конца сохранить мнѣ сію твердость; а сіе будетъ, если избавлюсь отъ сожительства съ ними.
Въ церквахъ благословлю Тя Господи. Отсюда всего яснѣе дознаемъ, что псаломъ изреченъ о самомъ Давидѣ; потому что Пророкъ, пророческими очами предвидя измѣненіе вселенной, даетъ обѣщаніе чрезъ написаніе псалмовъ во всѣхъ церквахъ по вселенной пѣснословить и благословлять Бога. И сіе пророчество исполнилось; потому что по всей землѣ и на морѣ великій Давидъ устами благочестивыхъ пѣснословитъ благодѣтеля Бога.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 140-143. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.