Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 32-го.

Не надписанъ у Еврей. Это приписали Седмьдесять, переводя псаломъ, то-есть: не ищи въ переводѣ надписанія; потому что надписанія мы не нашли. Изреченъ же псаломъ сей блаженнымъ Давидомъ о томъ, что совершилось при чудномъ Езекіи, и произносится какъ бы отъ лица самого Езекіи, побуждающаго народъ къ пѣснопѣнію, послѣ чудесной побѣды и погибели Ассиріянъ.

(1). Радуйтеся, праведніи, о Господѣ. Слово: радуйтеся Акила, подобно и Симмахъ, во многихъ мѣстахъ перевели: хвалите.

Правымъ подобаетъ похвала. Познавшимъ Бога и освободившимся отъ заблужденія прилично всегда пѣснословить Бога. Потомъ Пророкъ научаетъ, какъ надлежитъ имъ совершать пѣснословіе.

(2). Исповѣдайтеся Господеви въ гуслехъ, во псалтири десятоструннѣмъ пойте Ему: (3). Воспойте Ему пѣснь нову, добрѣ пойте Ему со восклицаніемъ. Все же сіе совершалось согласно съ предписаннымъ въ законѣ богослуженіемъ; потому что употреблялись при богослуженіи и гусли, и кимвалы, и тимпаны, и друтія музыкальныя орудія. А восклицаніе есть побѣдный кликъ, какимъ побѣдители сопровождаютъ бѣгущихъ враговъ. Но и намъ приличествуетъ сказанное въ духовномъ смыслѣ: и намъ возможно себя самихъ устроить въ благозвучный и всестройный органъ, и всѣми, и чувственными и умственными, способностями души пѣснословить Бога.

(4). Яко право слово Господне, и вся дѣла Его въ вѣрѣ. Правдиво, говоритъ Пророкъ, правитъ всѣмъ Господь всяческихъ, и намъ предоставилъ зрѣніе дѣлъ Его, призывая насъ вѣровать, а не пытливо довѣдываться, какъ совершаются.

(5). Любитъ милостыню и судъ Господь; потому что совершаемое Имъ повелѣваетъ всѣмъ принимать безъ пустаго любопытства и колебанія въ мысляхъ, заботиться же о жизни и украшать ее милостію и судомъ.

Милости Господни исполнь земля. Надлежитъ уподобляться Творцу, говоритъ Пророкъ. Какъ Онъ домостроительствуетъ съ милостію и милосердъ къ обиженнымъ, — такъ и мы должны обидѣвшихъ преслѣдовать судомъ, а обиженнымъ оказывать милость. Ибо и человѣколюбивый Владыка нашъ на Ассиріянъ изрекъ судъ, а насъ сподобилъ пощады и человѣколюбія. Такъ, сказавъ о Божіемъ Промыслѣ, Пророкъ начинаетъ рѣчь о созданіи и учитъ, что Богъ, все создавъ, всѣмъ правитъ и промышляетъ о тваряхъ, какъ о Своихъ собственныхъ, а не чуждыхъ Ему.

(6). Словомъ Господнимъ небеса утвердишася, и Духомъ устъ Его вся сила ихъ. Богъ созидая, говоритъ Пророкъ, не имѣлъ нужды ни въ трудѣ, ни во времени; но достаточно Ему было слова, чтобы сотворить. Рече: да будетъ твердь, и бысть тако; да будутъ свѣтила на тверди небеснѣй, и бысть тако (Быт. 1, 6. 14-15). Таковъ съ перваго взгляда представляющійся буквальный смыслъ пророческихъ словъ; потому что оный и былъ сообразенъ съ силами древнихъ Іудеевъ. Истинное же богословіе указуетъ намъ Бога-Слова со Всесвятымъ Духомъ, сотворившаго небеса и небесныя Силы. И пророчество сіе предваряетъ евангельское ученіе. Какъ божественный Іоаннъ, сынъ громовъ, научилъ цѣлую вселенную, что въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово: вся Тѣмъ быша, и безъ Него ничтоже бысть, еже бысть (Іоан. 1, 1. 3): такъ и блаженный Давидъ предвозглашаетъ, говоря: Словомъ Господнимь небеса утвердишася, и Духомъ устъ Его вся сила ихъ. Пророкъ не приписываетъ отдѣльно созданіе небесъ Богу-Слову, а сотвореніе силъ Всесвятому Духу; напротивъ того говоритъ, что то и другое сотворено Богомъ-Словомъ и Святымъ Духомъ. Подъ Силами же небесными одни разумѣли небесныя свѣтила, а другіе — невидимыя Силы. Но мнѣ кажется болѣе справедливымъ послѣднее; потому что Пророкъ, указуя Создателя Бога, упомянулъ не о видимой только твари.

(7). Собираяй яко мѣхъ воды морскія, полагаяй въ сокровищахъ бездны; потому что все водное естество, какъ бы въ сокровищницахъ какихъ, содержитъ Богъ заключеннымъ въ отдѣльныхъ вмѣстилищахъ; когда же восхощетъ, привлекаетъ въ выспренній воздухъ, и какъ въ мѣхѣ какомъ собираетъ въ облакахъ. Почему говоритъ Пророкъ: возводя облаки отъ послѣднихъ земли (Псал. 134, 7). И въ другомъ еще мѣстѣ говоритъ божественное Писаніе: призываяй воду морскую, и разливаяй ю на лице земли (Ам. 5, 8).

(8). Да убоится Господа вся земля, отъ Него же да подвижутся вси живущiи по вселеннѣй: (9). Яко Той рече, и быша: Той повелѣ, и создашася. Упомянувъ о небесахъ, и о невидимыхъ Силахъ, а потомъ о водной сущности, Пророкъ изводитъ на среду и землю, и населяющихъ ее, научая, что они — Божіи созданія, и повелѣвая имъ бояться и трепетать Творца, и повиноваться Его мановеніямъ. Слово: да подвижутся Симмахъ замѣнилъ словомъ: да благоговѣютъ, а Акила: отступятъ въ страхѣ, благоговѣніе вселенной относя къ будущему времени; потому что люди возымѣли этотъ страхъ не тогда, какъ Пророкъ произносилъ слова сіи, но по вочеловѣченіи, страданіи и воскресеніи Владыки Христа.

(10). Господь разоряетъ советы языковъ, отметаетъ же мысли людей, и отметаетъ совѣты князей. (11). Совѣтъ же Господень во вѣкъ пребываетъ, помышленія сердца Его въ родъ и родъ. Сказанное Пророкомъ допускаетъ двоякое толкованіе; потому что Господь не только разорилъ совѣты Ассиріянъ, Сеннахирима и Рапсака, и показалъ силу и истинность собственнаго Своего совѣта, но и въ цѣлой вселенной разсѣялъ возстанія язычниковъ на Апостоловъ, и явною содѣлалъ для всѣхъ державу собственной Своей силы. Сіе и даетъ разумѣть пророческое слово, сказавъ: помышленія сердца Его въ родъ и родъ. Упоминать о двухъ родахъ показываетъ, и что было тогда, и что будетъ послѣ.

(12). Блаженъ языкъ, ему же есть Господь Богъ его, люди, яже избра въ наслѣдiе Себѣ. Ублажать должно, говорить Пророкъ, не богатствомъ надмевающихся, но возложившихъ упованіе на Бога, и пользующихся Его помощію. Людьми же избранными, которые именуются Божіимъ наслѣдіемъ, древле былъ народъ іудейскій, а потомъ народъ избранный изъ язычниковъ и пріемлющій лучи вѣры. Ибо сказано: проси, и дамъ Ти языки достояніе Твое, и одержанiе Твое концы земли (Псал. 2, 8).

(13). Съ небесе призрѣ Господь, видя вся сыны человѣческія: (14). Отъ готоваго жилища Своего призрѣ на вся живущія на земли. Сіе говорилъ Пророкъ и въ тринадцатомъ псалмѣ, предрекая тоже самое. И поелику сказалъ: призрѣ, то, чтобы не подумалъ кто, будто бы Богъ не знаетъ того, на что отваживаются люди, кстати присовокупилъ:

(15). Создавый наединѣ сердца ихъ, разумѣваяй на вся дѣла ихъ, то-есть, сказалъ я о Богѣ всяческихъ, что Онъ призрѣ, но призрѣ, не какъ незнающій и желаюшій дознать, а какъ судія изрекаюшій приговоръ; потому что Сотворившему душу возможно ли не знать движеній ея? Пророкъ употребилъ слово: сердца вмѣсто: разумъ.

(16). Не спасется царь многою силою, и исполинъ не спасется множествомъ крѣпости своея. (17). Ложь конь во спасеніе, во множествѣ же силы своея не спасется. Изъ самыхъ событій дознаемъ, что не должно полагаться ни на тѣлесную силу, ни на душевное мужество, ни на быстроту коней, ни на множество подданныхъ; потому что, всѣмъ этимъ избыточествуя, Сеннахиримъ не получилъ отъ сего пользы, но подвергся конечной гибели. Итакъ, что же должно дѣлать? покажи намъ Пророкъ.

(18). Се, очи Господни на боящіяся Его, уповающія на милость Его: (19). Избавити отъ смерти души ихъ, и препитати я въ гладъ. Всѣми благами, говоритъ Пророкъ, снабдѣваетъ благочестіе: оно привлекаетъ Божественное промышленіе, полагаетъ преграду наступаюшей смерти и нищетѣ, даруетъ же множество благъ. Вѣроятно же, что, во время осады при Езекіи, заключенные въ городѣ имѣли недостатокъ въ необходимомъ, а потомъ съ гибелію непріятеля избавились и отъ сего бѣдствія.

(20). Душа же наша чаетъ Господа, яко помощникъ и защититель нашъ есть: (21). Яко о Немъ возвеселится сердце наше, и во имя Святое Его уповахомъ. Поэтому, насладившись столькими благами, имѣемъ твердую надежду на Бога, и всегда отъ Него ожидать будемъ помоши; потому что Онъ даровалъ намъ и настояшую радость. Потомъ, сказалъ: яко во имя святое Его уповахомъ, испрашиваетъ и милости равномѣрной надеждѣ. Ибо говоритъ:

(22). Буди, Господи милость Твоя на насъ, якоже уповахомъ на Тя. Весьма великаго дерзновенія слово сіе, и смѣло для насъ. Ибо кто имѣетъ такое упованіе, чтобы безтрепетно сказать: соразмѣрь милость съ моимъ упованіемъ? Впрочемъ въ священномъ Евангеліи научаетъ и сему Владыка: ею же мѣрою мѣрите, возмѣрится вамъ (Матѳ. 7, 2). Посему, пріобрѣтемъ, какъ совершенное и искреннее упованіе, такъ и жизнь, сообразную сь упованіемъ, чтобы плодомъ сего имѣть великую милость.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 177-183. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online