Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4. |
|
Изъясненіе псалма 34-го.
Псаломъ Давиду. И сей также псаломъ изрекъ блаженный Давидъ гонимый Сауломъ. Въ немъ упоминается о лукавствѣ Доика; потому что донесъ онъ Саулу о поступкѣ іерея Авимелеха, и сталъ причиною избіенія многихъ; упоминается также о Зифеяхъ и о другихъ, извѣщавшихъ Саула о Давидѣ, какъ показываютъ это выраженія, встрѣчаемыя въ псалмѣ.
(1). Суди, Господи, обидящія мя, побори борющія мя. Въ сказанномъ у Пророка прекрасный порядокъ, приличный и молитвѣ праведника; потому что проситъ онъ Бога всяческихъ сперва разсудить, а потомъ дать приговоръ и о наказаніи.
(2). Пріими оружіе и щитъ и востани въ помощь мою: (3). Изсуни мечь и заключи сопротивъ гонящихъ мя. Упомянувъ о брани, по необходимости перечисляетъ и роды оружія, самымъ видомъ сего оружія устрашая живущихъ порочно. Богъ же не приводитъ въ дѣйствіе столькихъ оружій, наказывая обидчиковъ; Ему достаточно слова, чтобы предать ихъ конечной казни.
Рцы души моей: спасеніе твое есмь Азъ. Къ спасенiю моему довольно Твоего слова. Поелику Пророкъ упомянулъ объ оружіяхъ, то не безъ причины показываетъ, что Богъ не имѣетъ нужды въ такихъ пособіяхъ, но единымъ словомъ, однихъ наказываетъ, а другимъ благодѣтельствуетъ.
(4). Да постыдятся и посрамятся ищущіи душу мою, да возвратятся вспять, и постыдятся мыслящіи ми злая. Пусть не успѣютъ въ томъ, говоритъ Пророкъ, что замышляютъ, и плодомъ лукавства для нихъ пусть будетъ стыдъ.
(5). Да будутъ яко прахъ предъ лицемъ вѣтра, и Ангелъ Господень оскорбляя ихъ. Сіе подобіе употребилъ Пророкъ и въ первомъ псалмѣ. Не тако нечестивіи, не тако: но яко прахъ, его же возметаетъ вѣтръ отъ лица земли (Псал. 1, 4).
(6). Да будетъ путь ихъ тма и ползокъ, и Ангелъ Господень погоняяй ихъ. Обрати ихъ въ бѣгство, повелѣвъ преслѣдовать невидимымъ Ангеламъ. Такъ находимъ въ Писаніи, что и Ассиріяне побиты Ангеломъ, и первенцевъ египетскихъ поразилъ губитель. Тмою и поползновеніемъ называетъ паденіе; потому что претыкающіеся и подвергшіеся поползновенію падаютъ. А въ доказательство правоты молитвы Пророкъ присовокупляетъ:
(7). Яко туне скрыша ми пагубу сѣти своея, всуе поносиша души моей. Несправедливыя козни употребляютъ противъ меня, говоритъ Пророкъ. Слово: поносиша Симмахъ перевелъ: подкопались; даетъ же разумѣть въ тайнѣ уготовляемую пагубу.
(8). Да прiидетъ ему сѣть, юже не вѣсть, и ловитва, юже скры, да обыметъ и, и въ сѣть да впадетъ въ ню, то есть, пусть подвергнутся сами тому, что другимъ уготовляютъ, пусть запутаются въ собственныхъ сѣтяхъ, потерпятъ неожиданное уловленіе. Сіе-то выразилъ Пророкъ словами: сѣть, юже не вѣсть.
(9). Душа же моя да возрадуется о Господѣ, возвеселится о спасеніи Его. (10). Вся кости моя рекутъ: Господи, Господи, кто подобенъ Тебѣ? А я и услажденіе и веселіе находить буду: въ Твоихъ благахъ, Владыка, и всѣми составами моими возопію, что Ты единый Богъ. Ибо слова: кто подобенъ Тебѣ? означаютъ: Ты единый Богъ, имѣющій державу надъ всѣми.
Избавляяй нища изъ руки крѣпльшихъ его, и нища и убога отъ расхищающихъ его. Ты не попускаешь, чтобы убогіе тѣснимы были сильными; но обуздываешь послѣднихъ, и вспомоществуешь первымъ.
(11). Воставше на мя свидѣтеле неправедніи, яже не вѣдяхъ, вопрошаху мя. Подвергся я клеветѣ, говоритъ Пророкъ, обвиняемый въ томъ, чего и не думалъ. Поелику Саулъ, уязвляемый завистію, подозрѣвалъ Давида, что замышляетъ похитить у него власть, и потому продолжалъ враждовать на него; то, воспользовавшись симъ, ненавистники не переставали слагать на него клеветы. Ихъ-то называетъ Давидъ свидѣтелями лживыми. Въ числѣ ихъ были Доикъ, Зифеи, и кромѣ ихъ другіе многіе.
(12). Воздаша ми лукавая возблагая, и безчадіе души моей. Я низложилъ Голіаѳа, который самонадѣянно величался предъ цѣлымъ народомъ, я неоднократно преодолѣвалъ иноплеменниковъ, и его самаго духовными бряцаніями освобождалъ отъ демонскаго неистовства; а онъ не перестаетъ враждовать на меня, намѣреваясь предать смерти и забвенію всѣми. Ибо безчадіемъ назвалъ Пророкъ забвеніе; такъ какъ память о человѣкѣ сохраняется дѣтьми. Посему Богъ всяческихъ и говоритъ чрезъ Пророка Исаію: да не глаголетъ каженикъ: азъ есмь древо сухо. Сія глаголетъ Господь каженикомъ избирающимъ, яже Азъ хощу, дамъ имъ въ дому Моемъ и во оградѣ Моей мѣсто чудное, и имя доброе, лучшее отъ сыновъ и дщерей (Ис. 56, 3-5).
(13). Азъ же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смиряхъ постомъ душу мою, и молитва моя въ нѣдро мое возвратится. Изъ сего научаемся, какъ должно преодолѣвать несчастія. Облекаясь во вретище, и изнуряя себя постомъ, говоритъ Пророкъ, приносилъ я Богу моленія и пріобрѣлъ плоды моего прошенія. Сіе и значатъ слова: молитва моя въ нѣдро мое возвратится, то-есть, помолившись, получалъ я отъ Бога просимое, и наполнялось нѣдро мое.
(14). Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождахъ: яко плача и сѣтуя, тако смиряхся. Подлинно какъ брату, говоритъ Пророкъ, оказывалъ я ему всякую услугу, уподоблялся въ смиреніи сѣтующему и плачущему, не позволяя себѣ высоко думать о своихъ заслугахъ. Сіе показываетъ и исторія. Ибо на вопросъ Саула: ты ли, чадо Давиде? отвѣчалъ, говоря: рабъ твой, господи царю (1 Цар. 26, 17). И еще: почто гониши, господи царю, въ слѣдъ пса умерша, и въ слѣдъ блохи единыя (1 Цар. 26, 18; 24, 15)?
(15). И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познахъ. Они наступали на меня со множествомъ людей, надѣясь умертвить, и нападали внезапно, покушаясь захватить, когда и не зналъ я объ опасности. Слова: собрашася на мя раны, и не познахъ, Симмахъ перевелъ такъ: собрались на меня бойцы, а я и не зналъ.
Раздѣлишася, и не умилишася, то-есть, и обманувшись въ надеждѣ, и будучи разсѣяны, не раскаялись въ томъ, что умыслили худаго, но опять обратились къ тому же.
(16). Искусиша мя, подражниша мя подражненіемъ, поскрежеташа на мя зубы своими. Испытали всѣ способы, говоритъ Пророкъ, намѣреваясь насытить ярость свою: иногда покушались уловить меня обманчивыми словами; а иногда скрежетали, рыкая по львиному.
(17). Господи, когда узриши? Пророкъ сказалъ это не въ видѣ жалобы, но желая помощи, то-есть, когда явишься, и защитишь обиженнаго?
Устрой душу мою отъ злодѣйства ихъ. Содѣлай, чтобы душа моя преодолѣла всѣ ихъ ухищренія. Избавь отъ левъ единородную мою. Сказавъ выше: поскрежеташа на мя зубы своими; поелику скрежетъ свойственъ львамъ, справедливо назвалъ ихъ и львами, изобличая кровожадность и звѣрство сердца. Слова: единородную мою Симмахъ перевелъ: одиночество мое, то-есть душу, лишенную всякой человѣческой помощи.
(18). Исповѣмся Тебѣ въ Церкви мнозѣ, въ людехь тяжцѣхъ восхвалю Тя. Въ людехъ тяжцѣхъ Симмахъ выразилъ: въ многочисленномъ народѣ. Было же это предреченіе, и предреченіе исполнившееся. Ибо по всей землѣ и на морѣ чрезъ увѣровавшихъ пѣснословитъ Бога божественный Давидъ. Церковію же многою и народомъ многочисленнымъ называетъ онъ церкви цѣлой вселенной.
(19). Да не возрадуются о мнѣ враждующіи ми неправедно, ненавидящіи мя туне и помизающіи очима. Здѣсь опять дѣлаетъ упоминаніе о подстрекавшихъ Саула, которые лицемѣрно показывали дружбу, и поступали какъ враги. Тоже яснѣе выразилъ Пророкъ и въ послѣдующихъ словахъ.
(20). Яко мнѣ убо мирная глаголаху, и на гнѣвъ лести помышляху; потому что употребляя слова дружелюбныя, какъ бы въ землѣ какой покушались скрыть гнѣвъ, имѣя сердца исполненныя коварства.
(21). Разшириша на мя уста своя, рѣша: благо же, благо же, видѣша очи наша. А усмотрѣвъ, что ощутилъ я злоумышленіе, обнаружили наконецъ скрываемую непріязнь, и громко изъявляли радость о моихъ бѣдствіяхъ.
(22). Видѣлъ еси, Господи, да не премолчиши: Господи, не отступи отъ мене. (23). Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Ты судія, Владыка, все назираешь, и ничто не избѣгаетъ надзора Твоего. Воззри и на то, что сдѣлано, и не оставь меня лишеннымъ Твоего промышленія. Но разсуди, и вскорѣ изреки приговоръ. Тоже значатъ и послѣдующія слова.
(24). Суди ми, Господи, по правдѣ Твой, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мнѣ враги мои. (25). Да не рекутъ въ сердцахъ своихъ: благо же, благо же души нашей: ниже да рекутъ: пожрохомъ его. Если умедлишь судомъ, Владыка; снова посмѣются они, болѣзни мои обратятъ для себя въ поводъ къ радости, и злосчастіе мое почтутъ собственнымъ своимъ благоденствіемъ.
(26). Да постыдятся и посрамятся вкупѣ радующіися зломъ моимъ: да облекутся въ студъ и срамъ велерѣчующіи на Мя. Тѣмъ и прилично быть въ стыдѣ, которые сами издѣваются надъ ближними. Почему Пророкъ и испрашивалъ, чтобы въ стыдѣ были величавые и велерѣчивые.
(27). Да возрадуются и возвеселятся хотящіи правды моея: и да рекутъ выну, да возвеличится Господь, хотящіи мира рабу Его. Да не престаютъ же веселиться и радоваться желающіе мнѣ благъ, радѣющіе о томъ, чтобы мнѣ быть въ мирѣ; и увидѣвъ, что достигъ я онаго, да пѣснословятъ Тебя Владыку.
(28). И языкъ мой поучится правдѣ Твоей, весь день хвалѣ Твоей. А я, пользуясь Твоимъ промышленіемъ, день и ночь буду поучаться въ заповѣдяхъ Твоихъ, и непрестанно пѣснословить благодѣянія Твои. Слова: весь день Симмахъ: перевелъ: всякій день, означая тѣмъ непрестанное пѣснословіе.
Симъ и оканчивается псаломъ. А я умоляю читающихъ не обращать для себя въ какой-либо вредъ молитвы праведника, и не извлекать отсюда повода къ проклятію враговъ, но знать, что Пророкъ проводилъ жизнь по духу закона, а не Евангелія. Законъ же повелѣвалъ любить ближняго, и ненавидѣть врага. Но Владыка Христосъ, указуя совершеннѣйшую добродѣтель, изрекъ: речено есть древнимъ: возлюбиши искренняго Твоего, и возненавидиши врага твоего. Азъ же глаголю вамъ: любите враги ваша, и благословите гонящихъ васъ (Матѳ. 5, 43, 44). Согласно же съ симъ и божественный Апостолъ сказалъ: благословите, а не клените (Рим. 12, 14). Посему, взирая на сіе различіе, знайте, чтó сообразно закону, и чтó сообразно благодати. Притомъ же и блаженный Давидъ, не проклиная говорилъ это, но пророчески предрекъ, чтó несомнѣнно будетъ. А что и онъ не мстилъ обижающимъ, по евангельскому законоположенію, о семъ послушайте, чтó говоритъ самъ онъ: аще воздахъ воздающимъ ми злая: да отпаду убо отъ врагъ моихъ тощь: да поженетъ убо врагъ душу мою, и да постигнетъ и поперетъ въ землю животъ мой и славу мою въ персть вселитъ (Псал. 7, 5-6). Не подумай, чтобы говорилъ онъ только это, а на дѣлѣ не исполнялъ; напротивъ того за словами слѣдовало и исполненіе. И дѣла яснѣе словъ. Ибо, два раза имѣя врага въ рукахъ, не только самъ не умертвилъ, но воспрепятствовалъ сіе и намѣревавшимся умертвить. А когда палъ врагъ на брани, горько его оплакивалъ; и извѣстившаго о смерти его, поелику извѣщалъ съ услажденіемъ, и хвалился, будто бы самъ убилъ, предалъ смерти. Распространиться же о семъ почелъ я нужнымъ ради тѣхъ, которые сами кленутъ и представляютъ въ примѣръ божественнаго Давида, чтобы они съ пользою для себя брали въ образецъ высокое Давидово любомудріе.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 189-196. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.