Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3. |
|
Изъясненіе псалма 40-го.
(1). Въ конецъ, псаломъ Давиду. Иные прилагали настоящій псаломъ къ Давиду, а иные къ Езекіи; но ни того ни другаго не дозволяетъ намъ принять Божественное Евангеліе, потому что Владыка Христосъ, въ одной бесѣдѣ Своей съ священными учениками. присовокупилъ и сіе: аще сія вѣсте, блажени есте, аще творите я. Не о всѣхъ васъ глаголю, Азъ бо вѣмъ, ихъ же избрахъ: но да Писанiе сбудется, ядый со Мною хлѣбъ, воздвиже на Мя пяту свою. Отселѣ глаголю вамъ, прежде даже не будетъ, да, егда будетъ, вѣру имете, яко Азъ есмь (Іоан. 13, 17-19). Посему, когда Господь говоритъ: да Писаніе сбудется, и показываетъ, что настоящій псаломъ идетъ къ Нему, а не къ другому: то смѣлымъ и дерзкимъ почитаю придумывать для псалма другое не принадлежащее ему содержаніе.
(2). Блаженъ разумѣваяй на нища и убога. Въ нѣкоторыхъ спискахъ нашелъ я и слово: убога, но нѣтъ его въ еврейскомъ, а также у сирскаго и у другихъ переводчиковъ. Нищимъ же называетъ Пророкъ Господа всяческихъ, потому что богатъ сый, какъ говоритъ божественный Апостолъ, насъ ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся (2 Кор. 8, 9); и: во образѣ Божіи сый, не восхищенiемъ непщева быти равенъ Богу, но Себе умалилъ, зракъ раба пріимъ (Флп. 2, 6-7), владычествуя надъ видимымъ и невидимымъ, не имѣлъ гдѣ главы приклонить, и родившись отъ Дѣвы, за недостаткомъ ложа, положенъ былъ въ ясляхъ. Посему пророческое слово ублажаетъ Того, Кто можетъ уразумѣть сію нищету, и усердствуетъ, по мѣрѣ силъ, прославлять пріявшаго на Себя оную. Потомъ Пророкъ показываетъ плоды сего ублаженія.
Въ день лютъ избавитъ его Господь. Слова: день лютъ, Симмахъ перевелъ: день озлобленія. Даетъ же симъ Пророкъ разумѣть, какъ думаю, день суда, который страшенъ и пагубенъ для беззаконныхъ, и обѣщаетъ, что ясное познаніе оной нищеты освободитъ его отъ бѣдствій страшнаго дня.
(3). Господь да сохранитъ его, и живитъ его, и да ублажитъ его на земли, и да не предастъ его въ руки враговъ его. Не только насладится будущими благами, но и въ жизни настоящей удостоится Божественнаго промышленія, содѣлавшись знаменитымъ и славнымъ и избѣгнувъ козней людей непріязненныхъ. И поелику имѣющему тлѣнное тѣло естественно впасть въ болѣзнь; то обѣщаетъ освобожденіе и отъ оной.
(4). Господь да поможетъ ему на одрѣ болѣзни его: все ложе его обратилъ еси въ болѣзни его. Освободитъ его, говоритъ Пророкъ, отъ всякаго недуга, и болѣзнь примѣнитъ въ здравіе. Слова: обратилъ еси въ болѣзни ложе, употреблены въ значеніи: перемѣнилъ. Такъ, описавъ воздаянія уразумѣвшему оную досточудную нищету, Пророкъ показываетъ намъ, Кто обнищавшій, какъ Онъ пріялъ на себя нищету, и представляетъ, что Онъ Самъ о Себѣ возвѣщаетъ и сказуетъ.
(5). Азъ рѣхъ: Господи помилуй мя, исцѣли душу мою, яко согрѣшихъ Ти. Я, говоритъ, — нищій, Я — пріявшій на Себя вольную нищету, Я — агнецъ Божій, вземлющій грѣхъ міра, Себѣ присвояю человѣческія немощи, и хотя не сотворилъ грѣха, но приношу моленіе за человѣческое естество, какъ начатокъ сего естества. Надлежитъ впрочемъ замѣтить, что Симмахъ не сказалъ: яко согрѣшихъ Ти, но: если согрѣшилъ Тебѣ.
(6). Врази мои рѣша мнѣ злая: когда умретъ и погибнетъ имя его? Врагами называетъ Іудеевъ, завидующихъ и умышляющихъ смерть. Тоже показываетъ и священная евангельская исторія. Сказано: и совѣтъ сотвориша, како Его погубятъ (Матѳ. 12, 14). Послѣ сего начинаетъ Пророкъ предреченіе объ Іудѣ.
(7). И вхождаше видѣти, всуе глаголаше сердце его, собра беззаконiе себѣ, исхождаше вонъ и глаголаше. Такъ и божественные Евангелисты извѣщаютъ насъ, что Іуда говорилъ Іудеямъ: что дадите мнѣ, и азъ вамъ предамъ Его? — и искаше времене, да Его предастъ (Матѳ. 26, 15. 16). То же говоритъ и предреченіе. И вхождаше видѣти всуе. Исхождаше вонъ и глаголаше. Ибо, входя и исходя, вмѣстѣ съ Іудеями замышлялъ смерть. А потомъ Пророкъ предсказываетъ это злое ихъ соумышленіе.
(8). Вкупѣ на Мя шептаху вси врази мои, на Мя помышляху злая Мнѣ. (9). Слово законопреступное возложиша на Мя. О семъ свидѣтельствуетъ конецъ событій; потому что, въ тишинѣ разсуждая между собою, искали способа исполнить злоумышленіе. Потомъ сложили обвиненія въ присвоеніи Себѣ власти, сказавъ Пилату, что именуетъ Себя Царемъ, и возбраняетъ Кесареви дань даяти (Лук. 23, 2). То же говоритъ и пророчество: слово законопреступное возложиша на Мя, то есть, составили противъ Меня беззаконное обвиненіе.
Еда спяй не приложитъ воскреснути? Если и смерть претерплю; то развѣ не воскресну и не разсѣю уготовавшихъ оную? И сіе сходно съ евангельскимъ изреченіемъ: раззорите церковь сію, и тремя денми воздвигну ю (Іоан. 12, 19); и еще: се восходимъ во Іерусалимъ, и Сынъ человѣческій преданъ будетъ въ руки грѣшниковъ; и убіютъ Его, и въ третій день воскреснетъ (Матѳ. 20, 18-19). Посему справедливо смерть наименовалъ сномъ.
(10). Ибо человѣкъ мира Моего, на него же уповахъ, ядый хлѣбы Моя, возвеличи на Мя запинаніе. Акила и Ѳеодотіонъ выразили сіе яснѣе: мужъ мира Моего, которому Я ввѣрился; а Симмахъ перевелъ такъ: но и человѣкъ, который былъ со Мною въ мирѣ и которому Я ввѣрился. Ибо не только враги Мои уготовляли Мнѣ смерть, но и человѣкъ близкій ко Мнѣ, притворно показывавшій доброе и мирное расположеніе, за одною со Мной трапезой вкушавшій хлѣбъ, обнаружилъ скрывавшееся въ немъ лукавство. Лукавство назвалъ Пророкъ пятóю въ переносномъ смыслѣ, взятомъ съ состязующихся въ скорости бѣга, которые стараются пятою бѣгущихъ съ ними запнуть и уронить. То же сказалъ и Исавъ, обманутый Іаковомъ: праведно наречеся имя ему Іаковъ: запя бо мя се уже вторицею, и первенство мое взя, и благословеніе мое (Быт. 27, 36).
(11). Ты же Господи помилуй мя, и возстави мя, и воздамъ имъ. (12). Въ семъ познахъ, яко восхотѣлъ Мя еси, яко не возрадуется врагъ Мой о Мнѣ. И сіе все изречено отъ воспринятаго естества, которое и пострадало. Такъ и въ священномъ Евангеліи слышимъ, что Владыка Христосъ молится: Отче, спаси Мя отъ часа сего (Іоан. 12, 27); и еще: Отче, аще возможно есть, да мимоидетъ отъ Мене чаша сія (Матѳ. 26, 39).
(13). Мене же за незлобіе пріялъ, и утвердилъ Мя еси предъ Тобою въ вѣкъ. И сіе приличествуетъ рабію зраку, воспріятому Единороднымъ Божіимъ. Не отъ ангелъ бо пріялъ, какъ говоритъ божественный Апостолъ, но отъ сѣмени Авраамова воспріялъ: отнюду же долженъ бѣ по всему подобитися братіи, да милостивъ будетъ и вѣренъ первосвященникъ въ тѣхъ, яже къ Богу (Евр. 2, 16-17). Итакъ, поелику воспринятое естество пребыло свободнымъ отъ всякаго порока, то справедливо говоритъ: Мене же за незлобіе пріялъ, и утвердилъ Мя еси предъ Тобою въ вѣкъ, Ибо пріялъ Я твердое единеніе; и союзъ нераздѣленъ, и слава вѣчна.
(14). Благословенъ Господь Богъ Израилевъ отъ вѣка и до вѣка: буди буди. Божественный Пророкъ, предвозвѣстивъ сіе, удивившись неизреченному Владычнему человѣколюбію, и уразумѣвъ, Кто воспріявшій на Себя сію вольную нищету, произноситъ Ему языкомъ своимъ пѣснь, чтобы и самому пріять блаженную кончину. Справедливо же произнесъ пѣснь послѣ страданій, научая, что Тотъ, о Комъ пророчествуетъ онъ не человѣкъ только, но и превѣчный Богъ, имѣющій не гиблюшее и нескончаемое бытіе.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 229-234. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.) - 1 -
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.