Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3. |
|
Изъясненіе псалма 42-го.
Псаломъ Давиду, не надписанъ у еврей. (1). Суди ми Боже, и разсуди прю мою: отъ языка не преподобна, отъ человѣка неправедна и лстива избави мя. Псаломъ сей у евреевъ не надписанъ, какъ заключающій въ себѣ одну и ту же мысль съ псалмомъ предшествовавшимъ. Произнесшіе сказанныя выше слова умоляютъ Бога разсудить ихъ и Вавилонянъ, оказавшихъ великую жестокость и звѣрское сердце; почему и называютъ Вавилонянъ языкомъ непреподобнымъ, а также и царя ихъ человѣкомъ лстивымъ и неправеднымъ. Тоже показываетъ о немъ и пророчество чуднаго Даніила.
(2). Зане Ты еси Боже крѣпость моя, вскую отринулъ мя еси? И вскую сѣтуя хожду, внегда оскорбляетъ врагъ? Снова возносятъ тоже моленіе, неотступно прося избавить ихъ отъ жестокости враговъ, по которой всегда они были скорбны и унылы. Говорятъ же: вскую, не какъ жалующіеся, но какъ не участвовавшіи въ беззаконіи другихъ и вмѣстѣ съ сими другими лишенные промышленія о нихъ свыше. Впрочемъ творятъ общую о всѣхъ молитву.
(3). Посли свѣтъ Твой и истину Твою: та мя настависта и введоста мя въ гору святую Твою и въ селенія Твоя. Здѣсь семьдесятъ толковниковъ перемѣнили время, и о будущемъ выразились какъ о прошедшемъ. Другіе сдѣлали болѣе ясный переводъ: посли свѣтъ Твой и истину Твою, которые наставятъ меня на путь, и введутъ въ гору святую Твою и въ селенія Твои. Умоляю ниспослать мнѣ Божественную помощь. При ней возможно мнѣ избавиться отъ горькаго рабства, возвратиться въ отечественную землю и въ освященномъ храмѣ совершать узаконенное служеніе. Ибо селеніями Божіими Пророкъ назвалъ храмъ, горою же святою — Сіонъ, а свѣтомъ и истиною — правдивое и спасительное пришествіе Господне. Какъ бѣдствія именуетъ онъ тмою, такъ избавленіе отъ нихъ свѣтомъ. Вмѣстѣ же съ свѣтомъ просятъ и истины, какъ умоляющіе Бога разсудить ихъ и Вавилонянъ, и какъ твердо знающіе, что Богъ, дѣйствуя по истинѣ, а не по долготерпѣнію, осудитъ Вавилонянъ, Іудеевъ же освободитъ отъ вавилонскаго рабства.
(4). И вниду къ жертвеннику Божію, къ Богу веселящему юность мою: исповѣмя Тебѣ въ гуслехъ Боже, Боже мой. Симмахъ перевелъ сіе такъ: да пріиду къ жертвеннику Божію, къ Богу — веселію благодушія моего, и во псалтирѣ исповѣдуюся Тебѣ Боже, Боже мой. Желаю же возвращенія, стремясь увидѣть превожделѣнный жертвенникъ Твой, и чрезъ это узрѣть Тебя Владыку, который подаешь мнѣ поводъ ко всякому веселію и услажденію. Тамъ съ гуслями возглашу обычныя пѣснопѣнія; потому что въ Вавилонѣ на вербіихъ обѣсихомъ органы наша (Псал. 136, 2), почитая преступленіемъ закона совершать служеніе внѣ мѣста, Тебѣ посвященнаго.
(5). Вскую прискорбна еси душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповѣмся Ему, спасеніе лица моего и Богъ мой. И изъ сего видно, что оба псалма имѣютъ одну и туже мысль. Произносящіе же слова сіи сами себя убѣждаютъ возъимѣть благія надежды, преодолѣть въ себѣ немощь малодушія и ожидать отъ Бога спасенія, потому что несомнѣнно будетъ оно даровано.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 239-241. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.