Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3. |
|
Изъясненіе псалма 43-го.
(1). Въ конецъ, сыновъ Кореовыхъ, въ разумъ. И сей псаломъ, содержа предреченіе о дѣлахъ будущихъ, даетъ совѣтъ ожидать конца ихъ. Къ надписанію же присовокуплено: въ разумъ, чтобы тѣ, о которыхъ предвѣщаетъ пророческое слово, уразумѣвъ написанное, извлекли изъ сего пользу. А псаломъ предсказываетъ жестокость Македонянъ, злочестивый и звѣрскій нравъ Антіоха Епифана, а также мужество и благочестіе Маккавеевъ. Ибо блаженный и треблаженный Маттаѳіа, исполнившись съ сыновьями божественной ревности, и многія тьмы Македонянъ со множествомъ слоновъ признавъ безсильными, какъ не пользующихся Божественнымъ промышленіемъ, ополчившись противъ нихъ съ малымъ числомъ воиновъ, побѣдилъ и притомъ неоднократно, и разоривъ идольскіе жертвенники, очистилъ Божественный храмъ и возстановилъ у соплеменниковъ обычное ихъ богослуженіе. И не только самъ онъ, но и сыновья его, по кончинѣ его, принесши молитву Богу, обратили въ бѣгство непріятелей, и при Божіей помощи воздвигли побѣдныя знаменія. Отъ ихъ-то лица пророчественная благодать изрекла псаломъ сей, предварительно научая, какія слова надлежитъ произносить имъ во время опасностей.
(2). Боже, ушима нашима услышахомъ, и отцы наша возвѣстиша намъ дѣло, еже содѣлалъ еси во днехъ ихъ, во днехъ древнихъ. Хотя и не были мы самовидцами чудесъ Твоихъ, Владыка; однако же отъ отцевъ нашихъ дознали, сколько чудесъ сотворилъ Ты въ тѣ времена, исполняя обѣтованія, данныя нашимъ предкамъ.
(3). Рука Твоя языки потреби, и насадилъ я еси: озлобилъ еси люди, и изгналъ еси я. (4). Не бо мечемъ своимъ наслѣдиша землю, и мышца ихъ не спасе ихъ: но десница Твоя и мышца Твоя, и просвѣщеніе лица Твоего, яко благоволилъ еси въ нихъ. Ты, Владыка, говоритъ Пророкъ, вмѣстѣ съ другими народами изгналъ отсюда Хананеевъ, и вмѣсто ихъ поселилъ отцевъ нашихъ. Ибо, не на свою понадѣявшись силу и не своимъ дѣйствуя оружіемъ, стали они побѣдителями столь многихъ враговъ, но, водимые Твоею благодатію, однихъ избили, а другихъ поработили; потому что Ты сподобилъ ихъ стать присными Твоими. Сіе и выразилъ Пророкъ словами: благоволилъ еси въ нихъ. Десницею же называетъ помощь, а просвѣщеніемъ лица — пришествіе Господне.
(5). Ты еси самъ Царь мой, и Богъ мой, заповѣдаяй спасенiя Іаковля. Таковъ же Ты и нынѣ, Владыка, говоритъ Пророкъ, такъ же царствуешь, такъ же могущественъ, такую же имѣешь силу. Естество Твое не допускаетъ никакого измѣненія. Тебѣ и слова достаточно для нашего спасенія; нужно только мановеніе Твое, и народъ будетъ спасенъ. Такъ перевелъ и Симмахъ: «заповѣдуй спасеніе Іакова».
(6). О Тебѣ враги наша избодемъ роги, и о имени Твоемъ уничижимъ востающія на ны. Животныя рогатыя вмѣсто оружія получили отъ природы рогъ; а для насъ рогомъ спасенія и побѣдоноснымъ оружіемъ — имя Твое; имъ преодолѣемъ враговъ.
(7). Не на лукъ бо мой уповаю, и мечь мой не спасетъ мене: (8) Спаслъ бо еси насъ отъ стужающихъ намъ, и ненавидящихъ насъ посрамилъ еси. Ибо не на луки и не на другія оружія возлагаю надежду; потому что на опытѣ извѣдалъ Твое могущество, Тобою одолѣвъ уже противниковъ.
(9). О Бозѣ похвалимся весь день, и о имени Твоемъ исповѣмся во вѣкъ. Но всегда молимся о томъ, чтобы пользоваться Твоею помощію и непрестанно возвѣщать множество Твоихъ благодѣяній. Пророкъ сказалъ: весь день вмѣсто: всегда. Такъ перевелъ и Симмахъ, — вмѣсто: весь день сказалъ: «всякій день».
(10). Нынѣ же отринулъ еси, и посрамилъ еси насъ, и не изыдеши Боже въ силахъ нашихъ. Сiе совершено было Тобою во времена древнія; а въ настоящее время оказываемся лишенными Твоего о насъ промышленія, и живемъ въ стыдѣ, уже не водительствуемые Твоею благодатію. Сказано же: не изыдеши въ силахъ нашихъ — въ томъ смыслѣ, что не будешь вождемъ нашимъ, и не даруешь намъ, какъ было обычно Тебѣ, того, чтобы одолѣть намъ враговъ.
(11). Возвратилъ еси насъ вспять при вразѣхъ нашихъ, и ненавидящіи насъ расхищаху себѣ. Не пользуясь Твоимъ о насъ промышленіемъ, обратили мы хребетъ, и предаемся бѣгству; а враги опустошаютъ наше достояніе.
(12). Далъ еси насъ яко овцы снѣди, и во языцѣхъ разсѣялъ ны еси. Подобно какъ овецъ, неимѣющихъ пастыря, поядаютъ насъ враги Твои; а избѣгшихъ смерти продаютъ туда и сюда, гдѣ и принуждены мы рабствовать.
(13). Отдалъ еси люди Твоя безъ цѣны, и не бѣ множество въ восклицаніихъ нашихъ. Симмахъ перевелъ сіе такъ: отдалъ Ты народъ Свой за ничто, и не великую назначилъ имъ цѣну. Подобно сему говоритъ Богъ и чрезъ Пророка Исаію: кая книга отпущенія? Или коему заимодавцу продахъ вы? Се беззаконіями вашими продастеся, и грѣховъ ради вашихъ отпустихъ матерь вашу (Ис. 50, 1). И еще туне продани бысте, и не сребромъ избавитеся (Ис. 52, 3). И божественный Апостолъ говоритъ: вѣмы бо, яко законъ духовенъ есть: азъ же плотянъ есмь, проданъ подъ грѣхъ (Рим. 7, 14). Посему и здѣсь чудные мужи сіи говорятъ: никакой не взявъ цѣны со враговъ, отдалъ Ты насъ, предалъ же насъ за грѣхи.
(14). Положилъ еси насъ поношеніе сосѣдомъ нашимъ, подражненіе и поруганіе сущимъ окрестъ насъ. Сосѣдами, живущими окрестъ, Пророкъ называетъ Филистимлянъ, Идумеевъ, Моавитянъ, Аммонитянъ и другіе сопредѣльные народы, отъ которыхъ Іудеи терпѣли нападенія, и для которыхъ служили они предметомъ, посмѣянія.
(15). Положилъ еси насъ въ притчу во языцѣхъ, покиванiю главы въ людехъ. И разсказывая и слыша о великихъ бѣдствіяхъ, обыкновенно киваемъ мы головою, невольно дѣлая это отъ изумленія. Имѣемъ также обыкновеніе одни страданія сравнивать съ другими и говорить: такой-то потерпѣлъ подобное тому, чтó было съ такимъ-то. И здѣсь сѣтуютъ Іудеи на это, говоря: стали мы притчею для людей; смотря на насъ киваютъ головами; однимъ это пріятно, другіе дивятся чрезмѣрности постигшихъ насъ бѣдствій.
(16). Весь день срамъ мой предо мною есть, и студъ лица моего покры мя. (17). Отъ гласа поношающаго и оклеветающаго, отъ лица вражія и изгонящаго. А я, смотря на враждующихъ, смѣющихся и издѣвающихся, исполняюсь стыдомъ, и весь день болѣзную. Потомъ избѣгшіе Антіоховыхъ сѣтей и спасшіеся отъ мрежей нечестія указываютъ на собственную свою добродѣтель.
(18). Сія вся пріидоша на ны, и не забыхомъ Тебе, и не неправдовахомъ въ завѣтѣ Твоемъ. (19). И не отступи вспять сердце наше. Погруженные во столько бѣдствій, не забыли мы Твоихъ заповѣдей, не осмѣлились нарушить закона Твоего, и не отступили отъ прежнихъ правилъ жизни.
И уклонилъ еси стези наша отъ пути Твоего. (20). Яко смирилъ еси насъ на мѣстѣ озлобленія, и прикры ны сѣнь смертная. Слова: уклонилъ еси стези наша отъ пути Твоего, Симмахъ перевелъ такъ «не отклонено направлявшее насъ отъ пути Твоего». Чтобы объяснить мысль заключающуюся въ сихъ словахъ по переводу семидесяти, примемъ такое разумѣніе: ввергнулъ Ты насъ во многія всякаго рода скорби, которыхъ достаточно было, чтобы совратить насъ съ пути Твоего; предалъ же насъ въ рабство людямъ злочестивымъ, которые обходятся съ нами жестоко и налагаютъ на насъ смертоносныя наказанія. Ибо смертною сѣнію Пророкъ назвалъ опасности, доводящія до смерти.
(21). Аще забыхомъ имя Бога нашего, и аще воздѣхомъ руки наша къ Богу чуждему: (22). Не Богъ ли взыщетъ сихъ? Той бо вѣсть тайная сердца. (23). Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вмѣнихомся яко овцы заколенія. Добродѣтель сію показали въ себѣ Маккавеи, Маттаѳій и семь юношей съ матерью и священникомъ Елеазаромъ. Не обольстились они ласковыми словами, не поколебались при видѣ казней, но неприкосновеннымъ соблюли чествованіе истиннаго Бога, и служеніемъ идоламъ возгнушались какъ мерзостію. И сіе вѣдаешь Ты, Владыка, говоритъ Пророкъ, потому что явны для Тебя не дѣла только, но и движенія мысли. Надлежитъ же замѣтить, что въ словѣ семъ подразумѣваются два лица. Сказавъ: не Богъ ли взыщетъ сихъ? Той бо вѣсть тайная сердца, — Пророкъ присовокупилъ: зане Тебе ради умерщвляемся весь день. Сія перемѣна въ мѣстоименіи имѣется и въ еврейскомъ, ее удержали и прочіе переводчики.
(24). Востани, вскую спиши Господи? Воскресни, и не отрини до конца. Сномъ называетъ Пророкъ долготерпѣніе. Какъ спящій не чувствуетъ того, что дѣлается, такъ долготерпѣливый переноситъ, когда надъ нимъ смѣются и ругаются. Воскресеніемъ же именуетъ возбужденіе себя къ отмщенію. Потомъ сіе же самое выражаетъ иначе.
(25). Всую лице Твое отвращаеши? Забываеши нищету нашу и скорбь нашу? Не обращаешь Ты, Владыка, и вниманія на то, что съ нами дѣлается, и уподобляешься отвратившемуся, который не смотритъ, забылъ, и потому не заботится; а мы обнищали не обогащаемые Твоею помощію.
(26). Яко смирися въ персть душа наша, прильпе земли утроба наша. До самой земли согбены мы, такъ что утроба наша касается почти земли. А симъ Пророкъ означаетъ великое уничиженіе Іудеевъ и могущество враговъ.
(27). Воскресни Господи, помози намъ, и избави насъ имене ради Твоего. Посему умоляемъ Тебя, Владыка, прійдти, положить конецъ нашимъ бѣдствіямъ и содѣлать насъ побѣдителями непріязненныхъ. Все же сіе предрекла благодать Духа, научая тѣхъ, которыхъ постигнутъ сіи бѣдствія, мужественно переносить встрѣчающееся, и избавленія отъ сего просить у Бога всяческихъ. Такъ и поступили оные чудные мужи. Ибо сими молитвенными словами умилостивили Бога, и Имъ водительствуемые, обратили въ бѣгство враговъ, а соплеменникамъ своимъ пріобрѣли прежнюю свободу.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 242-248. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.