Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 46-го.

(1). Въ конецъ о сынѣхъ Кореовыхъ. И этотъ псаломъ предсказываетъ спасеніе всѣхъ народовъ, и предвозвѣщаетъ побѣду надъ врагами.

(2). Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласомъ радованія. (3). Яко Господь вышній страшенъ: Царь велій по всей земли. Такъ предвозвѣстило пророческое слово, и вмѣстѣ показываетъ, что ликъ Апостоловъ всѣ народы приглашаетъ къ пѣснопѣнію. Побѣдѣ же прилично рукоплесканіе, и воскликновеніе есть гласъ побѣждающихъ. Посему мысль, заключающаяся въ семъ псалмѣ, состоитъ въ связи съ мыслію псалма предыдущаго. Тотъ псаломъ предвѣщалъ обѣщанную послѣ бури и мятежей побѣду; а сей одержавшимъ побѣду повелѣваетъ возглашать пѣснь Подателю побѣды; потому что оказался Онъ для всѣхъ васъ, говоритъ псаломъ, вышнимъ, страшнымъ Царемъ. И древле было вѣдомо сіе однимъ Іудеямъ; а въ настоящее время содѣлано извѣстнымъ для всего человѣческаго рода.

(4). Покори люди намъ, и языки подъ ноги наша: (5). Избра намъ достояніе Свое, доброту Іаковлю, юже возлюби. Вмѣсто: люди, Симмахъ сказалъ: «царей»; а слова: доброту Іаковлю, Акила перевелъ: «величаніе Іакова». Посему ликъ Апостоловъ говоритъ, что справедливо будетъ, рукоплеща и ликуя возгласить побѣдную пѣснь Богу всяческихъ, покорившему намъ царей, и давшему начальство надъ всѣми народами, а сверхъ этого вручившему намъ доброту и превосходство Іакова. Ибо не всѣхъ Іудеевъ, называемыхъ Іаковомъ, но доброту Іаковлю, превосходство и преимущество Іакова, тѣхъ, которые украшены вѣрою, несомнѣнно пріяли проповѣдь и взяли на себя благое иго Спасителево, — ихъ однихъ избралъ и возлюбилъ, и имъ ввѣрилъ кормило апостольства. И собственными своими очами можно видѣть истинность сего пророчества. Можно видѣть, какъ увѣровавшіе изъ всѣхъ народовъ припадаютъ къ апостольскимъ ракамъ, и съ великою любовію чествуютъ малую часть праха; а потому вмѣстѣ и быть зрителемъ сего и воспѣвать: покори люди намъ и языки подъ ноги наша.

(6). Взыде Богъ въ воскликновеніи, Господь во гласѣ трубнѣ. Все же сіе совершившій Владыка, говоритъ Пророкъ, вочеловѣчился и сокрушилъ владычество мучителя, а потомъ возшелъ на небо, въ предшествіи небесныхъ силъ и ликовъ ангельскихъ, которые, и дольнимъ взывали: сей Іисусъ вознесыйся отъ васъ на небо, такожде пріидетъ, имъ же образомъ видѣсте Его идуща на небо (Дѣян. 1, 11), и горнимъ повелѣвали: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вѣчная: и внидетъ Царь славы (Псал. 23, 7). Таковыя возглашенія, какъ пронесшіяся по всей землѣ, Пророкъ назвалъ воскликновеніемъ и гласомъ трубнымъ.

(7). Пойте Богу нашему, пойте: пойте Цареви нашему, пойте. (8). Яко Царь всея земли Богъ, пойте разумно. (9). Воцарися Богъ надъ языки: Богъ сѣдитъ на престолѣ святѣмъ Своемъ. Такъ Всецаря всяческихъ чествуйте пѣснопѣніями и духовными ликованіями. Ибо всѣмъ людямъ явилъ Онъ царство Свое, увѣрилъ всѣ народы, что Онъ Богъ и Господь, сѣдяшій на царскомъ престолѣ. Сказанное: Богъ сѣдитъ на престолѣ святѣмъ Своемъ, согласно съ апостольскимъ изреченіемъ: сѣде одесную престола величествія на высокихъ, толико лучшій бывъ Ангеловъ, елика преславнѣе паче ихъ наслѣдствова имя (Евр. 1, 3-4). Прекрасно же сказалъ Пророкъ: пойте разумно, научая не языкомъ только произносить пѣснопѣнія, но и умъ возбуждать къ уразумѣнію произносимаго.

(10). Князи людстіи собрашася съ Богомъ Авраамлимъ: яко Божіи державніи земли зѣло вознесошася. Обѣтованія, данныя патріарху Аврааму, говоритъ Пророкъ, приведены въ исполненіе. Обѣтовалъ же Аврааму Господь всяческихъ, что о сѣмени его благословитъ всѣ народы. Посему народы сіи и князи ихъ, оставивъ боговъ отеческихъ, собираются къ Богу Авраамову, и Его именуютъ своимъ Богомъ. Служителями же призванія ихъ стали божественные Апостолы, чудотвореніемъ утвердившіе высоту Богословія. Ибо ихъ семьдесять нарекли державными, Акила — щитами, а Ѳеодотіонъ и Симмахъ — защитою. Всѣми же сими наименованіями означается не только неподчиненіе ихъ человѣческой власти и непобѣдимость, но и охраненіе ими другихъ; потому что, ставъ какъ бы нѣкіими щитами и поборниками увѣровавшихъ, не дозволяли расторгаться дружинѣ отъ прираженія бѣдствій, но, обративъ въ бѣгство враговъ, повелѣваютъ единовѣрнымъ торжествовать, говоря: вси языцы восплещите руками: воскликните Богу гласомъ радованія. Яко Господь вышній, страшенъ: Царь велій по всей земли.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 263-266. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online