Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 49-го.

Псаломъ Асафу. Это — наставникъ особаго лика псалмопѣвцевъ, какъ даетъ знать книга Паралипоменонъ (1 Пар. 25, 26). Ибо псалмы, предъ симъ изъясненные и начинающіеся псалмомъ сорокъ первымъ, поручено было пѣть сынамъ Кореевымъ, которые сами были начальниками другаго лика. А есть и другіе псалмы, въ надписаніи которыхъ находится ихъ имя, и которые, если дастъ Богъ, объяснимъ мы. Настоящій же псаломъ, приписываемый Асафу, согласенъ съ псалмомъ ему предшествующимъ; потому что предвозвѣщаетъ также будущій судъ и пришествіе Бога и Спасителя нашего; предвозвѣщаетъ вмѣстѣ и новый завѣтъ, показывая, что служеніе подзаконное Богу не угодно.

(1). Богъ боговъ Господь глагола, и призва землю отъ востокъ солнца до западъ. Предыдущій псаломъ призывалъ къ слышанію ученія всѣхъ людей, а этотъ призываетъ всѣ концы вселенной. Ибо сіе означаютъ слова: отъ востокъ солнца до западъ. А сказанное: Богъ боговъ три переводчика истолковали иначе: Богъ крѣпкій, возглаголавъ, призвалъ землю. Но семьдесятъ именуютъ богами тѣхъ, которымъ дано право начальствовать и судить, что свойственно единому Богу. Сему научаетъ насъ псаломъ восемьдесятъ первый, надписанный также Асафу. Ибо сказавъ: Богъ ста въ сонмѣ боговъ: посредѣ же боги разсудитъ, Пророкъ присовокупилъ: доколѣ судите неправду и лица грѣшниковъ пріемлете? Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте (Псал. 81, 1-3); а сіе свойственно iереямъ и всѣмъ другимъ, кому поручечено творить судъ. Такъ и законъ предписываетъ: боговъ да не злословиши, и князю людей твоихъ да не речеши зла (Исх. 22, 28). Въ смыслѣ же болѣе собственномъ богами могутъ быть названы сотворенные по образу Божію и сохранившіе сей образъ неизмѣненнымъ, потому что ихъ-то Богъ и собираетъ вселенную на судъ.

(2). Отъ Сіона благолѣпiе красоты его. Онъ самый на Сiонѣ явилъ Свое благолѣпіе и Свою красоту, пріялъ спасительныя страданія, и въ изъясненныхъ псалмахъ названъ краснымъ добротою паче сыновъ человѣческихъ.

(3). Богъ явѣ пріидетъ, Богъ нашъ, и не премолчитъ. Не думайте, что второе пришествіе Его будетъ таково же, какъ и первое. Тогда велелѣпіе Свое сокрылъ Онъ въ уничиженіи и нищетѣ; а теперь всѣмъ явственно покажетъ Свое владычество и царское достоинство, не долготерпѣніемъ уже водясь, но судя правдиво.

Огнь предъ Нимъ возгорится, и окрестъ Его буря зѣлна. Сіе зрѣлъ блаженный Даніилъ. Ибо говоритъ: рѣка огненна течаше исходящи предъ Нимъ: престолъ Его пламень огненный, колеса Его огнь палящь (Дан. 7, 9-10).

(4). Призоветъ небо свыше, и землю, разсудити люди Своя. И во время законоположенія повелѣлъ блаженному Моѵсею собрать народъ, и засвидѣтельствовать небомъ и землею: что и сдѣлалъ Моѵсей, давъ такое начало своей пѣсни: вонми небо, и возглаголю, и да слышитъ земля глаголы устъ моихъ (Втор. 32, 1). Призываетъ же ихъ во свидѣтельство для устрашенія слышащихъ, не потому, что и они одушевлены, но потому что заключаютъ въ себѣ всѣ прочія твари. Такъ блаженный Авраамъ поставилъ седмь агницъ во свидѣтельство, и говоритъ: мой кладязь сей (Быт. 21, 30). Такъ Іаковъ и Лаванъ назвали холмъ холмомъ свидѣтельства (Быт. 31, 47).

(5). Соберите Ему преподобныя Его, завѣщающiя завѣтъ Его о жертвахъ. (6). И возвѣстятъ небеса правду Его: яко Богъ судія есть. Въ сказанномъ выше Пророкъ показалъ, что судъ Его страшенъ; а въ сихъ и слѣдующихъ словахъ открываетъ несовершенство подзаконнаго служенія и небогоугодность приносимыхъ жертвъ. Преподобными же называетъ Моѵсея, Аарона, Елеазара, Финееса и всѣхъ, которые послѣ нихъ священствовали подъ закономъ. Имъ-то повелѣваетъ Богъ собраться, не для того, чтобы подвергнуть ихъ наказанію, какъ мыслившихъ что-либо противное (потому что Богомъ данъ законъ, и закону повинуясь, каждый изъ поименованныхъ нами приносилъ жертвы); но чтобы посредствомъ настоящаго показать имъ собственную Свою цѣль и, положивъ конецъ ученію, которое прилично было младенцамъ, преподать ученія совершенныя. По совершеніи же сего, говоритъ Пророкъ, дивятся небеса правдивости опредѣленія, а подъ небесами разумѣетъ небесныя Силы.

(7). Услышите людіе Мои, и возглаголю вамъ. И показывая, къ какому народу обращаетъ рѣчь, присовокупилъ: Израилю, и засвидѣтельствую тебѣ. А потомъ открываетъ владычество Свое: Богъ, Богъ твой есмь Азъ, Я освободилъ тебя отъ египетскаго рабства, даровалъ путь чрезъ море, препиталъ въ пустыни, далъ тебѣ оный законъ. Не иного законодателя, признавай во Мнѣ, усматривая разность законовъ.

(8). Не о жертвахъ твоихъ обличу тя, всесожженія же твоя предо Мною суть выну. Не въ нерадѣніи о жертвахъ, говоритъ, буду обвинять тебя, потому что приносишь ихъ непрестанно; но даю тебѣ совѣтъ, не въ нихъ поставлять праведность.

(9). Не пріиму отъ дому твоего телцовъ, ниже отъ стадъ твоихъ козловъ. (10). Яко Мои суть вси звѣріе дубравніи, скоти въ горахъ и волове. (11). Познахъ вся птицы небесныя, и красота сельная со Мною есть. Я — Творецъ и Владыка всѣхъ, и животныхъ живущихъ на сушѣ, и птицъ летающихъ по воздуху Поэтому не думай, что удовлетворяешь Моей нуждѣ. Я далъ и имъ бытіе, и плодамъ повелѣваю произрастать изъ земли. Ибо красотою сельною называетъ всякаго рода земные плоды. Поелику же изъ животныхъ живущихъ на сушѣ приносимы были въ жертву волы, козлы и овцы, а изъ птицъ — голуби и горлицы, и изъ плодовъ —семидалъ, вино, елей, и благовонія: то необходимо упомянулъ о всемъ этомъ, чтобы положить конецъ всему таковому служенію. Потомъ, какъ бы посмѣваясь, говоритъ:

(12). Аще взалчу, не реку тебѣ: Моя бо есть вселенная, и исполненіе ея. Если потребуется Мнѣ пища, не имѣю нужны въ твоемъ подаяніи; потому что Я — вмѣстѣ Творецъ и Владыка всякой твари. Потомъ даетъ видѣть безстрастіе естества Своего.

(13). Еда ямъ мяса юнча? Или кровь козловъ пію? Такъ показавъ малосмысленность ихъ, и внушивъ, что ради дѣтскаго ихъ разумѣнія узаконилъ имъ древле приносить оныя жертвы, предварительно даетъ откровеніе о завѣтѣ новомъ, и узаконяетъ жертву Ему благоугодную.

(14). Пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя: (15). И призови Мя въ день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя. Благовременно открылъ и досточтимое число Святыя Троицы, и совокупилъ оное съ новымъ завѣтомъ; потому что съ нимъ пріяли мы и вѣдѣніе о Святой Троицѣ. Пророкъ же вводитъ раздѣленіе не для того, чтобы раздѣлить дѣйствiя нераздѣлимой и Святой Троицы, а чтобы пророчески научить сему числу потомство. Посему говоритъ: пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя, и призови Мя въ день скорби твоея. А изъ сего познаемъ три Лица, впрочемъ не въ томъ смыслѣ, что просимое подаетъ или только Богъ, или только Вышній, или пріемлющій жертву хвалы. Ибо каждое Лице есть и Богъ, и Вышній, и Податель благъ. Жертвою же хвалы называетъ Пророкъ подобающія праведнымъ пѣснопѣнія, и молитвами — ихъ обѣты. Ибо такъ говоритъ и въ псалмѣ двадцать первомъ: молитвы моя воздамъ предъ боящимися Его (Псал. 21, 26). Поелику же сказалъ: не о жертвахъ твоихъ обличу тя; то показываетъ наконецъ, въ чемъ будетъ обличать.

(16). Грѣшнику же рече Богъ: вскую ты повѣдаеши оправданія Моя, и воспріемлеши завѣтъ Мой усты твоими? (17) Ты же возненавидѣлъ еси наказаніе, и отверглъ еси словеса Моя вспять. Поелику иные, когда погрѣшаютъ другіе, укоряютъ ихъ и напоминаютъ имъ Божіи законы, а сами нарушаютъ то, чему учатъ; то по справедливости обращаетъ къ таковымъ слово, говоря: почему же, величаясь Моими оправданіями, такъ и иначе толкуя о законѣ, сами не извлекали изъ сего пользы, какую надлежало извлечь, и оказываете небреженіе къ словамъ Моимъ? Пророкъ описываетъ и самыя преступленія, на какія они отважились.

(18). Аще видѣлъ еси татя, теклъ еси съ нимъ, и съ прелюбодѣемъ участіе твое полагалъ еси. (19). Уста твоя умножиша злобу, и языкъ твой сплеташе льщенія. (20). Сѣдя на брата твоего клеветалъ еси, и на сына матери твоея полагалъ еси соблазнъ. Многочисленны и разнообразны преступленія закона, на которыя ты отваживаешься; ибо, говоря словами Апостола, глаголяй не прелюбы творите, прелюбы твориши (Рим. 22, 22), и дѣлаешься содѣйственникомъ и сообщникомъ отваживающихся на подобное. Лишивъ уста истины, наполнилъ ты ихъ ложью и лукавствомъ; притворство изощряетъ языкъ твой. А потому пренебрегаешь родство, попираешь законы естества, въ тайнѣ соплетаешь козни братьямъ, не перестаешь и очернять словомъ и уготовлять зло самымъ дѣломъ. Такъ, изобразивъ беззаконіе ихъ, даетъ знать, какое у Него долготерпѣніе, и также предсказываетъ, какое наложитъ наказаніе.

(21). Сія сотворилъ еси, и умолчахъ, вознепщевалъ еси беззаконіе, яко буду тебѣ подобенъ. Я видя, на что отваживаешься ты, и водясь долготерпѣніемъ, ожидаю покаянія. А ты и долготерпѣніе обратилъ въ поводъ къ злочестію, предположивъ, что, услаждаясь твоимъ беззаконіемъ, не налагаю на тебя наказанія. Поэтому обличу тя и представлю предъ лицемъ твоимъ грѣхи твоя. Поелику не исцѣлили тебя легкія врачевства долготерпѣнія, то приготовлю для тебя врачевства сильно дѣйствующія, наложу на тебя клеймо обличеній. А сіе согласно съ онымъ апостольскимъ изреченіемъ: невѣдый, яко благость Божiя на покаяніе тя ведетъ, по жестокости Твоей и непокаянному сердцу собираеши себѣ гнѣвъ въ день гнѣва и откровенiя праведнаго суда Божія, Иже воздастъ коемуждо по дѣломъ его (Рим. 2, 4-6). Такъ, послѣ угрозъ наказаніемъ, Человѣколюбецъ снова предлагаетъ увѣщаніе.

(22). Разумѣйте убо сія забывающіи Бога, да не когда похититъ, и не будетъ избавляяй; то есть, тщательно размыслите обо всемъ сказанномъ. И недуговавшіе забвеніемъ Бога, потому что забвеніе Бога ведетъ ко грѣху, уврачуйте язвы врачевствами покаянія, пока не похитила васъ смерть, которая подобно льву нападаетъ на людей, такъ что никто не въ состояніи остановить сильнаго устремленія ея. Потомъ Пророкъ обращается къ новому законоположенію, и имъ украшаетъ окончаніе псалма.

(23). Жертва хвалы прославитъ Мя: и тамо путь, имже явлю ему спасеніе Мое. Симмахъ же перевелъ это яснѣе: приносящій жертву вмѣсто хвалы прославитъ Меня, и шествующему чинно явлю спасеніе Божіе. Ибо надлежитъ не пѣснословить только Бога, и не жертву только хвалы приносить Ему, но и ходить чинно и благоустроять жизнь свою. Ибо такимъ образомь возможно улучить спасеніе отъ Бога. По переводу же седмидесяти, Богъ говоритъ: услаждаюсь жертвою хвалы, ее признаю приличною для Меня славой, и приносящему сію жертву покажу за нее путь Мой, котораго конецъ — спасеніе отъ Бога. Надлежитъ же замѣтить, что здѣсь упомянуты два Лица; Богъ говоритъ: жертва прославитъ Мя. А симъ указавъ на собственное свое Лице, присовокупилъ: и тамо путь, имже явлю ему спасеніе Божіе. Ибо съ новымъ завѣтомъ, наставляющимъ въ томъ, что совершенно, должно быть соединено и совершенное ученіе Боговѣдѣнія.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 278-285. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online