Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3. |
|
Изъясненіе псалма 52-го.
(1). Въ конецъ, о Маелеѳѣ, разума Давиду. Слова: о Маелеѳѣ Ѳеодотіонъ перевелъ: для ликованія, Симмахъ: съ помощію лика, Акила же: при ликованіи. Псаломъ сей заключаетъ въ себѣ одну и туже мысль съ псалмомъ предыдущимъ, равно какъ и псаломъ тринадцатый. Ибо содержаніе обоихъ псалмовъ одно. Въ обоихъ охуждается хула Сеннахирима и Рапсака; а также предвозвѣщается погибель злочестивыхъ. Почему и въ надписаніи упомянуто ликованіе, каковому, безъ сомнѣнія, предались улучившіе спасеніе и пѣснословящіе Бога. Присовокуплено же: въ конецъ, потому что пророчество пришло въ исполненіе на послѣдокъ временъ.
(2). Рече безуменъ въ сердцы своемъ: нѣсть Богъ. Ибо, не только на такъ именуемыхъ боговъ, но и на Бога истиннаго подвигъ языкъ свой, говоря: не возмогли боги языковъ избавить страну свою отъ руки моей. Избавитъ ли Господь Іерусалимъ? Гдѣ Богъ Емаѳа? И гдѣ Богъ Арфада? И гдѣ Богъ града Сепфаруима (4 Цар. 18, 33-35)?
Растлѣша и омерзишася въ беззаконiихъ. Причиною злочестія, говоритъ Пророкъ, беззаконная жизнь; безстрашно дѣлая все, что имъ угодно, не хотятъ и помыслить о Богѣ, назирающемъ надъ всѣми, но увѣрили сами себя, что никто не управляетъ тварію.
Нѣсть творяй благое, то-есть, всѣ возлюбили лукавство Ассиріянъ.
(3). Богъ съ небесе приниче на сыны человѣческія, видѣти, аще есть разумѣваяй или взыскаяй Бога. Однакоже Богъ, въ Котораго они не вѣруютъ, Богъ, обитающій въ вышнихъ и призирающій на смиренныхъ, восхотѣлъ изслѣдовать дѣла ихъ.
(4). Вси уклонишася, вкупѣ непотребни быша: нѣсть творяй благое, нѣсть до единаго, то-есть, всѣхъ нашелъ уклонившимися съ праваго пути и возлюбившими всѣ роды порока.
(5). Ни ли уразумѣютъ вси дѣлающіи беззаконіе, снѣдающiи люди Моя въ снѣдь хлѣба? Господа не призваша. Но опытомъ дознаютъ вредъ неправды покушавшіеся, подобно хлѣбу, поѣдать народъ Мой, и пренебрегавшіе Промыслителя Бога.
(6). Тамо устрашатся страха, идѣже не бѣ страхъ. Содѣлаю, что придутъ въ ужасъ и смятеніе, когда не примѣтно будетъ ничего, приводящаго въ страхъ, но невидимо постигнетъ ихъ наказаніе. А чрезъ сіе означаетъ пораженіе, нанесенное имъ Ангеломъ.
Яко Богъ разсыпа кости человѣкоугодниковъ: постыдѣшася, яко Богъ уничижи ихъ. Слова: разсыпа кости человѣкоугодниковъ Акила и Симмахъ перевели такъ: Богъ разсыпалъ кости расположившихся станомъ окрестъ Тебя. Посему-то, говоритъ Пророкъ, устрашатся страха, идѣже не бѣ страхъ; такъ какъ Богъ, Котораго они хулили, видя, что несправедливо обложили городъ Его, предалъ ихъ погибели, отдавъ на снѣденіе птицамъ и звѣрямъ, и разсыпалъ кости ихъ. И не погрѣшитъ, кто человѣкоугодникомъ назоветъ Рапсака, который, происшедши отъ Евреевъ, произнесъ хульныя слова на Бога всяческихъ, думая угодить тѣмъ Ассиріянамъ.
(7). Кто дастъ отъ Сіона спасенiе Израилево? Кто даровалъ намъ сіе услажденіе, говоритъ Пророкъ, Тотъ подастъ спасеніе и содѣлавшимся плѣнниками: потому что были уже порабощены и переселены десять колѣнъ, и также взяты и многіе города іудейскіе.
Внегда возвратитъ Богъ плѣненіе людей Своихъ, возрадуется Іаковъ и возвеселится Израиль, то-есть, тогда будемъ имѣть совершенную радость, когда увидимъ, что и другіе плѣнники возвратились въ отечество. Симъ научаемся и мы, по апостольской заповѣди, плакать съ плачущими, радоваться съ радующимися, тожде другъ ко другу мудрствовать (Рим. 12, 15), и благоденствіе ближняго почитать собственною своею радостію.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 299-302. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.