Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3. |
|
Изъясненіе псалма 55-го.
(1). Въ конецъ, о людехъ отъ святыхъ удаленныхъ, Давиду въ столпописаніе, внегда удержаша и иноплеменницы въ Геѳѣ. И надписаніе показываетъ, что смыслъ псалма есть двоякій, соотвѣтствующій какъ самому Давиду, такъ и народу содѣлавшемуся плѣннымъ и принужденному жить въ землѣ чуждой; потому что страданія сходны. И тѣ служили Вавилонянамъ, людямъ иноплеменнымъ: и Давидъ, бѣжавъ отъ Саула, жилъ вмѣстѣ съ иноплеменниками. Должно же знать, что Давидъ дважды приходилъ въ Геѳъ: въ первый разъ, будучи почтенъ за врага, потомъ подвергшись опасности и притворившись изступленнымъ, былъ отпущенъ и спасся бѣгствомъ; и въ другой разъ, пріобрѣтя довѣріе жителей Геѳа, пребывалъ у нихъ, наслаждаясь миромъ. Настоящій псаломъ написанъ Давидомъ, когда въ первый разъ подвергался онъ въ Геѳѣ опасности.
(2). Помилуй мя Боже, яко попра мя человѣкъ: весь день боря стужи ми. (3). Попраша мя врази мои весь день. Различными врагами изгоняемый, боримый, и какъ бы попираемый, и непрестанно терпя это, ожидаю Твоего человѣколюбія, Владыка. Слова: весь день Симмахъ перевелъ: всякій день, т. е. непрерывно, непрестанно.
Яко мнози борющіи мя съ высоты. Не убоялся я, говоритъ Пророкъ, благоденствія людей, понадѣявшись на которое предприняли они противъ насъ брань. Ибо высотою дня назвалъ онъ благоуспѣшность въ настоящей жизни, временную, однодневную, непрочную, и не далеко простирающуюся. Потомъ учитъ, почему не надобно бояться надмевающихся благоденствіемъ.
(4). Въ день не убоюся: азъ же уповаю на Тя. Не убоялся я, говоритъ Пророкъ, благоуспѣшности временной, имѣя Твою помощь. Симмахъ же перевелъ сіе такъ: въ какой бы день ни убояться мнѣ, на Тебя уповаю, то есть, страху противопоставляю твердую на Тебя надежду.
(5). О Бозѣ похвалю словеса моя: на Бога уповахъ, не убоюся, что сотворитъ мнѣ плоть. И когда говорю; украшаю рѣчь свою памятованіемъ о Богѣ. И когда нападаютъ на меня; твердо надѣюсь на Твою попечительность, пренебрегаю нападающихъ.
(6). Весь день словесъ моихъ гнушахуся: на мя вся помышленія ихъ на зло. Всякій помыслъ ихъ, говоритъ Пророкъ, устремленъ на злоумышленіе противъ меня, отвращаются они отъ словъ моихъ какъ отъ лживыхъ, и отвергаютъ приносимое оправданіе.
(7). Вселятся и скрыютъ: тіи пяту мою сохранятъ, якоже потерпѣша душу мою. Симмахъ яснѣе перевелъ сіе: собирались тайно, и наблюдали слѣды мои, ожидая души моей. Сими же словами изобразилъ Пророкъ ихъ подстереженія, сѣти и козни.
(8). Ни о чесомъ же отринеши я. Тебѣ нетрудно, говоритъ Пророкъ и крайне удобно ихъ отразить, низложить и предать смерти. Сказалъ: ни о чесомъ же вмѣсто: не трудно, легко.
Гнѣвомъ люди низведеши, Боже. Ибо подвергнешь наказанію не ихъ однихъ, но и всѣхъ, вознамѣрившихся жить беззаконно.
(9). Животъ мой возвѣстихъ Тебѣ. Явно для Тебя все, что у меня, дѣла, слова, помышленія. Такъ перевелъ и Симмахъ: внутреннее мое изчислено предъ Тобою.
Положилъ еси слезы моя предъ Тобою, яко и во обѣтованіи Твоемъ. Склонился Ты на слезы мои, говоритъ Пророкъ, и исполнилъ обѣтованія. Ибо давая законъ обѣщалъ внимать воздыханіямъ обиженныхъ; сказано въ законѣ: иже воздохнетъ ко Мнѣ, услышу его, милостивъ бо есмь (Исх. 22, 27).
(10). Да возвратятся врази мои вспять. Какъ скоро пріимешь Ты молитву мою, враги побѣгутъ, и прекратится ихъ смѣлость.
Въ оньже аще день призову Тя: се, познахъ, яко Богъ мой еси Ты. Получая просимое мною, самыми дѣлами увѣряюсь, какъ велико попеченіе Твое о мнѣ.
(11). О Бозѣ похвалю глаголъ: о Господѣ похвалю слово. (12). На Бога уповахъ, не убоюся, что сотворитъ мнѣ человѣкъ. Не призвавъ Тебя, не рѣшусь и рѣчи начать; но произнесу ли краткое слово, или поведу длинную рѣчь, украшу ихъ Твоимъ именемъ, и, твердо надѣясь на Тебя, буду пренебрегать человѣческія козни.
(13). Во мнѣ Боже молитвы, яже воздамъ хвалы Твоея. Съ признательностію, говоритъ Пророкъ, исполню обѣты мои Тебѣ; ибо молитвами (ἐυχαὶ) называетъ обѣщанія Богу. Такъ и въ другомъ мѣстѣ сказано: воздамъ Тебѣ молитвы моя, яже изрекостѣ устнѣ мои, и глаголаша уста моя въ скорби моей (Псал. 65, 13-14). Потомъ показываетъ, по какому случаю и какія даны обѣщанія.
(14) Яко избавилъ еси душу мою отъ смерти, очи мои отъ слезъ и нозѣ мои отъ поползновенія, благоугожду предъ Господемъ во свѣтѣ живыхъ. Воспользовавшись столькими благодѣяніями и преодолѣвъ различныя козни, позабочусь о служеніи Тебѣ, и изберу такую жизнь, которая и Тебѣ будетъ угодна, и мнѣ доставитъ вѣчную жизнь и оный свѣтъ, какой обѣщанъ живущимъ согласно съ закономъ. Сіе же, какъ сказалъ я, удобопримѣнимо и къ блаженному Давиду, и къ плѣнникамъ въ Вавилонѣ. А примѣнимо и къ намъ, которые терпимъ много козней отъ людей и отъ демоновъ, но при Божіемъ о насъ промышленіи избѣгаемъ вреда, отъ нихъ происходящаго.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 312-315. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.