Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3. |
|
Изъясненіе псалма 57-го.
(1). Въ конецъ, да не растлиши, Давиду въ столпописаніе. И сей псаломъ заключаетъ въ себѣ ту же мысль; потому что описываетъ лукавство Саула и лживость словъ его. Не разъ поклявшись прекратить вражду, нарушалъ онъ клятву, и старался уловить Давида. Прилагается же опять къ надписанію: да не растлиши; потому что Давидъ, двукратно имѣвъ Саула въ рукахъ, не восхотѣлъ умертвить его.
(2). Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите сынове человѣчестіи. Слова сіи обращены къ Саулу, который поклялся не преслѣдовать, и вопреки клятвамъ ополчился. Будь, говоритъ Пророкъ, судіею того, что дѣлаешь; и, какъ тебѣ повѣряю судъ, то произнеси приговоръ правый и справедливый.
(3). Ибо въ сердцѣ беззаконіе дѣлаете на земли: неправду руки ваша сплетаютъ. У тебя, говоритъ Пророкъ, рѣчи мирныя, и намѣренія лукавыя и всякаго рода злокозненныя умышленія. Поэтому разсмотри, согласны ли дѣла съ словами. Но напрасно судъ свой поручилъ я тебѣ, не имѣющему и намѣренія судить справедливо.
(4). Очуждишася грѣшнщы отъ ложеснъ, заблудиша отъ чрева, глаголаша лжу. Издавна отступивъ отъ истины, возлюбили вы ложь. Пророкъ присовокупилъ: отъ ложеснъ, отъ чрева, потому что Богъ и до созданія зналъ дѣла ихъ. Такъ и Іереміи сказалъ: прежде неже Мнѣ создати тя во чревѣ, познахъ тя, и прежде неже изыти тебѣ изъ ложеснъ, освятихъ тя (Іер. 1, 5); и фараону: на истое сіе воздвигохъ тя, яко да покажу тобою силу Мою (Рим. 9, 17). Но не предвѣдѣніе Божіе, какъ фараона содѣлало злымъ, такъ Іеремію святымъ; напротивъ того Господь, какъ Богъ, предузналъ только, каковы они будутъ.
(5). Ярость ихъ по подобію зміину. Въ памятозлобіи и злокозненности подражаютъ они змію.
Яко аспида глуха и затыкающаго уши свои: (6). иже не услышитъ гласа обавающихъ, обаваемь обавается отъ премудра. Затыкаютъ уши подобно аспиду, который дѣлаетъ сіе обыкновенно отъ чрезмѣрной злости, чтобы не быть очаровану обаяніями и не уступить дѣйствію состава, приготовленнаго такъ называемымъ мудрецомъ. Ибо премудрымъ Пророкъ назвалъ здѣсь въ несобственномъ смыслѣ тѣхъ, которые заговариваютъ звѣрей, какъ именованіе сіе употребляется въ изреченіяхъ: мудри суть, еже творити злая (Іер. 4, 22); и: гдѣ премудръ? гдѣ книжникъ (1 Кор. 1, 20)? Такъ называетъ ихъ Писаніе не какъ истинно мудрыхъ, но какъ по мнѣнію нѣкоторыхъ таковыми признаваемыхъ. Поелику блаженный Давидъ, хотя много убѣжденій дѣлалъ Саулу, называлъ себя рабомъ, а его господиномъ и царемъ, и самыми дѣлами доказывалъ, что не желаетъ смерти его, однакожъ не убѣдилъ Саула прекратить вражду: то весьма прилично уподобилъ его аспиду, который не по природѣ глухъ, но затыкаетъ уши и не допускаетъ до себя обаятельныхъ словъ.
(7). Богъ сокрушитъ зубы ихъ во устѣхъ ихъ. Но надъ всѣмъ Надзирающій ухищренія ихъ противъ насъ содѣлаетъ недѣйствительными.
Членовныя львовъ сокрушилъ есть Господь. И въ предыдущемъ псалмѣ именовалъ ихъ скимнами, и здѣсь именуетъ львами; посему упомянулъ и о зубахъ и о членовныхъ. Членовными же называетъ сторонніе зубы, которыми обыкновенно разжевываемъ пищу. А тѣмъ и другимъ Пророкъ показалъ, что Богъ всяческихъ разрушитъ всѣ ихъ злоумышленія.
(8). Уничижатся яко вода мимотекущая, то-есть, сдѣлаются презрѣнными, подобно водѣ пролитой и ни къ чему негодной.
Напряжетъ лукъ свой, дондеже изнемогутъ. Богъ не престанетъ поражать ихъ наказаніями, пока не сокрушитъ ихъ силу.
(9). Яко воскъ растаявъ отъимутся: паде огнь на нихъ, и не видѣша солнца. Подобно воску, который близъ огня и таетъ, будутъ они истреблены и лишатся жизни. Въ семъ смыслѣ сказалъ Пророкъ: и не видѣша солнца, потому что умершіе не могутъ видѣть луча солнечнаго.
(10). Прежде еже разумѣти тернія вашего рамна [1], яко живы, яко во гнѣвѣ пожретъ я. Симмахъ перевелъ это яснѣе: прежде нежели вырастутъ тернія ваши и образуется изъ нихъ рамнъ, еще живыхъ, какъ нѣчто совершенно высохшее, подыметъ вихрь. А симъ означается слѣдующее: Божественное Писаніе всякій грѣхъ называетъ терніемъ, и рамнъ есть терніе, только самое большое, похожее на дерево. Посему предреченіе сіе угрожаетъ Саулу и споспѣшникамъ его скорымъ наказаніемъ. Именно же сказуетъ имъ: прежде нежели лукавство ваше возрастетъ и уподобится рамну, то есть большому терну, постигнетъ васъ казнь отъ Бога и обратитъ въ ничто. Какъ поглощенное дѣлается уже невидимымъ; такъ и вы преданы будете забвенію. Сіе и сбылось; потому что Саулъ, по прошествіи немногаго времени, на войнѣ съ иноплеменниками получивъ рану, пересталъ уже возврашать лукавство и невольно прекратилъ брань съ Давидомъ.
(11). Возвеселится праведникъ, егда увидитъ отмщенiе: руцѣ свои умыетъ въ крови грѣшника. Веселится же рачитель добродѣтели, видя, что дѣлатель грѣха наказуется, веселится, не издѣваясь надъ нимъ, но усматривая Божіе промышленіе, которое не оставляетъ безъ призрѣнія обиженныхъ имъ. Умываетъ же руки свои, не кровію обагряя и оскверняя ихъ, но доказывая, что невиненъ и далекъ отъ его лукавства. Ибо не кровію умываетъ, какъ полагали нѣкоторые, но умываетъ при видѣ крови, какъ не имѣвшій никакого общенія съ грѣшникомъ.
(12). И речетъ человѣкъ: аще убо есть плодъ праведнику, убо есть Богъ судя имъ на земли Реченіе: убо (ἄρα) употреблено здѣсь въ смыслѣ утвердительномъ. И Пророкъ говоритъ, что всякій, видя, какъ живущій злочестиво подвергается наказанію въ сей жизни, исповѣдуетъ, что Богъ есть, что Онъ назираетъ все, что ни дѣлается, премудро всемъ управляетъ, и праведнымъ удѣляетъ соразмѣрные ихъ трудамъ плоды, а избравшихъ противное наказываетъ и налагаетъ на нихъ достойныя ихъ казни.
Примѣчаніе:
[1] Рамнъ — колючее растеніе, называемое иначе жестеръ и растущее при дорогахъ.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 320-324. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.