Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3. |
|
Изъясненіе псалма 60-го.
(1). Въ конецъ, въ пѣснехъ, Давиду. Начало сего псалма состоитъ въ связи съ окончаніемъ предыдущаго. Ибо, сказавъ: о Бозѣ сотворимъ силу: и Той уничижитъ стужающія намъ, Пророкъ научаетъ пребывающій въ плѣну народъ, какую молитву надлежитъ принести Богу.
(2). Внуши Боже моленіе мое, вонми молитвѣ моей. Пріими, говоритъ, прошеніе, Владыка, и благоволительно выслушай слова молитвы моей. Потомъ показываетъ, кто молящіеся.
(3). Отъ конецъ земли къ Тебѣ воззвахъ. Поелику Вавилонъ отстоялъ отъ Палестины на много переходовъ; то отведенные въ плѣнъ будучи принуждены жить въ вавилонской землѣ, представляли, что живутъ на краю вселенной.
Внегда уны сердце мое: на камень вознеслъ мя еси. Умоляю же Тебя о томъ, чтобы отъ Тебя имѣть мнѣ утѣшеніе; потому что, болѣзнуя и оплакивая отяготѣвшія на мнѣ бѣдствія, пользовался я Твоею помощію и преодолѣвалъ враговъ.
Наставилъ мя еси (4). Яко былъ еси упованiе мое, столпъ крѣпости отъ лица вражія. Понадѣявшись имѣть часть въ Твоемъ промышленіи, не обманулся я въ надеждѣ. Ибо Ты содѣлался моимъ вождемъ и крѣпкимъ столпомъ. При Твоей о мнѣ попечительности, избѣгнувъ вражескихъ злоумышленій, улучу и возвращеніе.
(5). Вселюся въ селеніи Теоемъ во вѣки, покрыюся въ кровѣ крилъ Твоихъ. Селеніемъ Божіимъ именуетъ Іерусалимъ; потому что въ немъ Богъ являлъ Свое присутствіе іудеямъ. Посему Пророкъ говоритъ: когда сподоблюсь возвращенія, неисходно буду пребывать въ храмѣ Твоемъ и пользоваться Твоимъ промышленіемъ. Крилами называетъ попеченіе Божіе; а слово: во вѣки Пророкъ употребилъ вмѣсто: непрестанно.
(6). Яко Ты Боже услышалъ еси молитвы моя: далъ еси достояніе боящимся имени Твоего. Всегда буду воспѣвать Тебя; потому что, пріявъ мои прошенія, обѣтованное предкамъ нашимъ достояніе даровалъ Ты намъ, потомкамъ ихъ. Говорятъ же сіе іудеи, какъ скоро вступили въ путь. Но должно знать, что въ настоящихъ словахъ заключается намекъ на истинное достояніе; а истинное достояніе есть вѣчная жизнь, о которой Владыка Христосъ стоящимъ одесную агнцамъ сказалъ: пріидите благословеніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ Царствіе отъ сложенія міра (Матѳ. 25, 34). Сіе-то достояніе обѣтовалъ Владыка боящимся Его; іудеямъ же, какъ бы въ прообразованіе, далъ обѣтованную землю.
(7). Дни на дни царевы приложиши: лѣта его до дне рода и рода (8). Пребудетъ въ вѣкъ предъ Богомъ. Такую принесши молитву, получивъ просимое и исповѣдавъ за сіе благодареніе: просятъ Бога, дарованнаго имъ царя сохранить на долгое время. Царствовалъ же надъ ними тогда Зоровавель. Но къ нему не примѣнимы всѣ слова пророчества. Сказанное: дни на дни царееы приложиши — приличествуетъ и ему; прочее же прилично не ему, но по великому человѣколюбію отъ него Произшедшему по плоти, какъ вѣдаетъ Самъ Произшедшій. Ибо на Немъ истинно исполняются слова пророчества: лѣта Его до дне рода и рода, пребудетъ въ вѣкъ предъ Богомъ. Къ Нему обращая рѣчь, сей же Пророкъ сказалъ въ сто первомъ псалмѣ: Ты же тойжде еси, и лѣта Твоя не оскудѣютъ (Псал. 101, 28). Да и Зоровавель есть образъ Владыки Христа: ибо какъ тотъ плѣнныхъ изъ Вавилона привелъ въ отеческую землю: такъ Владыка Христосъ все естество человѣческое, содѣлавшееся плѣннымъ, возвелъ въ прежнее благородство, и, разрушивъ державу смерти, даровалъ жизнь пребывающимъ подъ ея владычествомъ.
Милость и истину Его кто взыщетъ? Кто въ состояніи въ точности дознать сокровенную и правдивую милость Божію? Ибо судьбы Божіи бездна многа (Псал. 35, 7).
(9) Тако воспою имени Твоему во вѣки, воздати ми молитвы моя день отъ дне. Всегда буду пѣснословить Тебя, ежедневно повѣдывать милости Твои, и не нарушу обѣтовъ моихъ. Ибо молитвами называетъ Пророкъ обѣты.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 338-341. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.