Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 65-го.

(1). Въ конецъ, пѣснь псалма воскресенія. Сего прибавленія нѣтъ ни въ еврейскомъ текстѣ, ни у другихъ переводчиковъ, даже у седмидесяти въ экзаплахъ; вѣроятно же сдѣлано оное кѣмъ нибудь. И сей псаломъ божественный Давидъ написалъ отъ лица плѣнныхъ въ Вавилонѣ, но уже не молящихся о возвращеніи, а получившихъ оное и отправляющихся въ путь. Псаломъ предсказываетъ вмѣстѣ съ симъ и спасеніе язычниковъ.

(2). Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвалѣ Его. Всѣ люди, говоритъ Пророкъ, участвуйте съ нами въ пѣснопѣніи, и съ нами совокупно воздайте Богу подобающее чествованіе. Справедливо весь родъ человѣческій къ таковому общенію призываютъ іудеи; потому что въ нихъ предначертывалось спасеніе всѣхъ. Какъ іудеи избавились отъ рабства вавилонскаго; такъ всѣ люди освободились отъ горькаго мучительства діавола. Потомъ научаютъ, какъ возносить пѣснопѣніе.

(3). Рцыте Богу: коль страшна дѣла Твоя во множествѣ силы Твоея солжутъ Тебѣ врази Теои; то есть, удивляйтесь, сколько можете, чудесамъ, какія совершены Богомъ. Они такъ многочисленны и такъ велики, что злочестивые, по чрезмѣрности ихъ, не вѣрятъ имъ. Сказанное же: во множествѣ силы Твоея солжутъ Тебѣ врази Твои, — имѣетъ и другой смыслъ, засвидѣтельствованный дѣйствительностію, а именно: когда свѣтомъ Боговѣдѣнія озаривъ вселенную, обратишь весьма многихъ къ благочестію, тогда и одержимые тмою невѣрія примутъ наружно видъ благочестія, отрицаясь нечестія. И сіе, какъ видимъ, совершается непрестанно. Ибо многіе, раболѣпствующіе языческому заблужденію, не смѣютъ открыто исповѣдовать оное, и іудеи, находясь въ трудныхъ обстоятельствахъ, воспѣваютъ побѣду креста и повсюду открывается истинность пророчества.

(4). Вся земля да поклонится Тебѣ, и поетъ Тебѣ: да поетъ же имени Твоему Вышній. Яснѣе выразилъ сіе Симмахъ: всѣ живущіе на землѣ поклонятся Тебѣ, съ сладкопѣніемъ воспоютъ имя Твое. И это есть предреченіе о настоящемъ времени, въ которое у всѣхъ народовъ пѣснословится Богъ всяческихъ, и Владыка Христосъ у всѣхъ называется Вышнимъ.

(5). Пріидите и видите дѣла Божія, коль страшенъ въ совѣтѣхъ паче сыновъ человѣческихъ; то есть, обратите мысль свою, и размыслите о каждомъ дѣлѣ, какое совершается Богомъ, и подивитесь неизреченной Его премудрости, съ каковою руководствуетъ родъ человѣческій къ благочестію. Такъ Ѳеодотіонъ понималъ слова: страшенъ въ совѣтѣ паче сыновъ человѣческихъ. А Симмахъ перевелъ: страшны средства для сыновъ человѣческихъ, то есть, страшныя и чудныя средства употребляетъ для спасенія людей. Потомъ Пророкъ описываетъ совершенное древле.

(6). Обращаяй море въ сушу, въ рѣцѣ пройдутъ ногами. Здѣсь перемѣнено время: о прошедшемъ Пророкъ сказалъ, какъ о будущемъ. Впрочемъ другіе переводчики удержали и самое время. Симмахъ говоритъ такъ: премѣнилъ море въ сушу, рѣку перешли ногами. Сей Богъ, дарующій намъ спасеніе, есть тотъ же самый, который древле раздѣлилъ море и рѣку, и предкамъ нашимъ повелѣлъ прейдти безбѣдно.

Тамо возвеселимся о Немъ, то есть, при Іорданѣ. Ибо, упомянувъ о семъ и показавъ, какъ прешли Іорданъ предки, присовокупили Іудеи: тамо возвеселимся о Немъ.

(7). Владычествующемъ силою Своею вѣкомъ. Онъ имѣетъ, говоритъ Пророкъ, негибнующую державу и безпредѣльное царство.

Очи Его на языки призираетѣ. Не о насъ только печется, но промышляетъ и о цѣлой вселенной, и въ скоромъ времени всѣмъ сообщитъ познаніе о Себѣ. Такъ, ясно предвозвѣстивъ о семъ, а потому духовными очами провидя противящихся проповѣди, со всею ясностію предрекаетъ ихъ и невѣріе и высокомѣріе.

Преогорчевающіи да не возносятся въ себѣ. Ѳеодотіонъ назвалъ ихъ уклоняющимися; Акила — отпадаюшими, но яснѣе выразился Симмахъ: непокоряющіеся да не возносятся въ себѣ. Видимъ же и сего пророчества исполненіе. Какіе либо три или четыре эллина, оставшіеся въ нечестіи, высоко о себѣ думаютъ, потому что не увлечены вмѣстѣ съ народомъ. Имъ-то внушаетъ пророческое слово: преогорчевающiи да не возносятся въ себѣ; потому что раздражаютъ они противъ себя правдиваго Судію и навлекаютъ на себя справедливое наказаніе.

(8). Благословите языцы Бога нашего, и услышанъ сотворите гласъ хвалы Его. Услышанъ сотворите Симмахъ выразилъ: слышнымъ сдѣлайте. Іудеи продолжаютъ убѣждать язычниковъ, чтобы отступили отъ отеческихъ нравовъ, прославили ихъ Бога и невѣдущимъ показали силу Его. Сіе выразилъ Пророкъ словами: услышанъ сотворите, то есть, научите и другихъ.

(9). Положшаго душу мою въ животь, и не давшаго во смятеніе ногъ моихъ. Ибо, предавъ меня людямъ злочестивымъ, не попустилъ мнѣ совратиться и оставить путь правый. Замѣтить же надобно, что все сіе говоритъ сонмъ благочестивыхъ; потому что Богъ послалъ съ ними мужей, сіяющихъ благочестіемъ, какъ нѣкіихъ наставниковъ и пѣстуновъ, которые всѣхъ поощряютъ, просвѣщаютъ и руководствуютъ къ благочестію. Таковъ былъ Даніилъ, таковъ Іезекіиль, таковы Ананія, Азарія и Мисаилъ. Имъ и тѣмъ, которые имъ подобны, прилично было сказать предлагаемыя здѣсь слова: ибо отъ ихъ лица написала сіе благодать Духа.

(10). Яко искусилъ еси ны Боже, разжеглъ ны еси, якоже разжизается сребро; то есть, попустилъ Ты намъ потерпѣть сіе съ тѣмъ намѣреніемъ, чтобы всѣмъ показать истинное наше благочестіе.

(11). Ввелъ ны еси въ сѣть, положилъ еси скорби на хребтѣ нашемъ. (12). Возвелъ еси человѣки на главы наша: проидохомъ сквозѣ огнь и воду, и извелъ еси ны въ покой. Такова была пещь, въ которой Духъ вѣяніемъ Своимъ прохлаждалъ подвижниковъ. Сѣтію и сѣтію неизбѣжною былъ ровъ львиный, однако же Пророкъ по благодати Божiей избѣжалъ ея. Вѣроятно же, что іудеевъ, какъ плѣнниковъ и рабовъ, поработившіе ихъ били и заставляли терпѣть жестокости. Потому и сказали они: положилъ еси скорбь на хребтѣ нашемъ, возвелъ еси человѣки на главы наша. Изъ свободныхъ стали мы рабами. Но избавившись отъ всего этого и получивъ возможность возвратиться, принесемъ Тебѣ узаконенныя жертвы. Ибо Пророкъ присовокупилъ и сіе.

(13). Вниду въ домъ Твой со всесожженіемъ, воздамъ Тебѣ молитвы моя, (14) яже изрекостѣ устнѣ мои, и глаголаша уста моя вь скорби моей: то есть, все что обѣщалъ я когда скорбѣлъ и молился, воздамъ съ признательностію.

(15). Всесожженiя тучна вознесу Тебѣ съ кадиломъ, и овны, вознесу Тебѣ волы съ козлы. Что надлежитъ приносить Тебѣ въ жертву, то и принесу съ усердіемъ. Тучными назвалъ упитанныхъ и утучнѣвшихъ животныхъ. Ибо такъ и законъ повелѣвалъ приносить въ жертву животныхъ непорочныхъ и совершенныхъ. Пророкъ Малахiя проклинаетъ тѣхъ, которые имѣютъ у себя таковыхъ животныхъ, а въ жертву приносятъ увѣчныхъ. Это было началомъ бѣдъ и для Каина. И мы научаемся изъ сего чествовать Бога тѣмъ, что имѣемъ у себя драгоцѣннѣйшаго.

(16). Прiидите, услышите, и повѣмъ вамъ, вси боящіися Бога, елика сотвори души моей; то есть, не напрасно обѣщаюсь приносить сіи дары, но воспользовавшись великими отъ Него дарами, о которыхъ желаю сообщить вѣдѣніе и вамъ, чтущимъ Бога. Такъ и въ двадцать первомъ псалмѣ Пророкъ сказалъ: молитвы моя воздамъ предъ боящимся Его (Псал. 21, 26). А симъ научаемся боящихся Бога имѣть своими сообщниками и имъ преимущественно повѣдать о Божественномъ. Ибо сказано: не дадите святая псомъ, ни пометайте бисеръ вашихъ предъ свиніями (Матѳ. 7, 6); и: тайны Мои — Мнѣ и Моимъ [1].

(17). Къ Нему усты моими воззвахъ, и вознесохъ подъ языкомъ моимъ. А Симмахъ перевелъ такъ: Его призвалъ устами моими, и немедленно вознесся языкъ мой. Ибо какъ скоро принесъ моленіе, получилъ я просимое, и исполнившись веселія подвигъ языкъ къ благодарственному пѣснопѣнію.

(18). Неправду аще узрѣхъ въ сердцы моемъ, да не услышитъ мене Господь. У Симмаха переведено такъ: если предусмотрѣлъ я неправду въ сердцѣ своемъ, да не услышитъ Господь; то есть, если, умоляя объ освобожденіи меня отъ рабства и о возвращеніи моемъ, замышлялъ я по возвращеніи сдѣлать какую либо неправду; то да не удостоюсь Божія благоволенія. А что не лгу, свидѣтельствуютъ о семъ дѣла.

(19). Сего ради услыша мя Богъ, внятъ гласу моленія моего. Ибо узрѣвъ меня чистымъ отъ таковыхъ помысловъ, щедро сподобилъ даровъ Своихъ. Такъ сонмъ благочестивыхъ, повѣдавъ о семъ, заключаетъ рѣчь свою пѣснію.

(20). Благословенъ Богъ, иже не отстави молитву мою и милость Свою отъ мене; то есть, пѣснопѣніями воздаю Благодѣтелю, пріявшему молитву мою и даровавшему мнѣ милость.

Примѣчаніе:
[1] Слова сіи по нѣкоторымь изданіямъ читаются у Пророка Исаіи гл. 24. ст. 17.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 359-365. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online