Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3. |
|
Изъясненіе псалма 67-го.
(1). Въ конецъ, псаломъ Давиду. Божественный Давидъ, видя водворяющееся у людей нечестіе и преобладаніе діавола, и наученный Всесвятымъ Духомъ о пришествіи Бога и Спасителя нашего, приноситъ молитву, прося, чтобы настало оное, какъ можно скорѣе; и немедленно пріемлетъ откровеніе будущаго; вмѣстѣ и поучается, и предлагаетъ ученіе о спасеніи человѣческаго рода, о погибели враговъ, кратко сказать, о необычайномъ измѣненіи дѣлъ.
(2). Да воскреснетъ Богъ, и расточатся врази Его, и да бѣжатъ отъ лица Его ненавидящіи Его. Время воскреснуть Тебѣ, Владыка, говоритъ Пророкъ, и совершить спасеніе человѣковъ. Все полчище враговъ немедленно обратится въ бѣгство, разсѣянное свѣтомъ Твоего пришествія. Воскресеніемъ же, какъ говорили мы неоднократно, называетъ не только прекращеніе долготерпѣнія, но и то, что Спаситель міра, пріявъ за насъ вольную смерть, по трехъ дняхъ воскресъ.
(3). Яко изчезаетъ дымъ, да изчезнутъ: яко таетъ воскъ отъ лица огня, тако да погибнутъ грѣшницы отъ лица Божія. Какъ дымъ разсѣвается прираженіемъ вѣтровъ, и воскъ таетъ, приближаясь къ огню; такъ Твоимъ пришествіемъ, Владыка, совершенно будутъ приведены въ бездѣйствіе непріязненные человѣку. Названныхъ у седмидесяти грѣшниками всѣ прочіе переводчики наименовали нечестивыми. Такъ называетъ ихъ и еврейскій текстъ и сирскій переводчикъ.
(4) А праведницы да возвеселятся. Когда же совершится сіе, говоритъ Пророкъ, радости исполнится весь сонмъ праведныхъ.
Да возрадуются предъ Богомъ, да насладятся въ веселіи. Симъ показалъ Пророкъ, что молитву сію принесъ онъ не противъ людей, но противъ демоновъ, враждующихъ на людей. Когда они будутъ разсѣяны и приведены въ бездѣйствіе, тогда возрадуются народы, и прославятъ спасшаго Бога. Ибо Пророкъ говоритъ.
(5). Воспойте Богу, пойте имени Его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему: и радуйтеся предъ Нимъ. Здѣсь Пророческое слово предлагаетъ священнымъ Апостоламъ съ ликованіемъ и пѣснопѣніемъ идти къ язычникамъ, и уготовать путь Всецарю всяческихъ. Сіе же сходно съ тѣмъ, что сказалъ имъ Господь: шедше научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19). Преподаяніемъ сего ученія и пакибытіемъ крещенiя путь суровый обращался въ гладкій и уготовлялся Богу, восхотѣвшему, по слову Пророка, вселиться и походить въ нихъ (Лев. 26, 12). Говоритъ же Пророкъ, что возшелъ Онъ на запады, означая тму, обымавшую тогда человѣческія души. Симмахъ перевелъ сіе: уравняйте путь ѣздящему по землѣ необитаемой. Необитаема же пустыня, и пустынею Божественное Писаніе называетъ часто язычниковъ. Ибо сказано: возвеселися пустыня жаждущая (Ис. 35, 1); и еще: яко многа чада пустыя паче, нежели имущія мужа (Ис. 54, 1). Надъ сею-то пустынею, необитаемою, лишенною свѣта, и потому названною западомъ, взошло Солнце правды, и разсѣяло мракъ, и необитаемую содѣлало храмомъ Своимъ.
(6). Да смятутся отъ лица Его, отца сирыхъ, и судіи вдовицъ. Ибо не стерпятъ пришествія Его, зная, что Онъ — правдивый судія. А попечительностію о вдовахъ, заботливостію о сиротахъ Пророкъ выразилъ правдивость Его Промысла, который демоновъ приводитъ въ смятеніе и страхъ, какъ открываетъ намъ божественная евангельская исторія. Ибо, слышимъ, сами они говорятъ; что намъ и Тебѣ, Сынъ Божій? пришелъ Ты прежде времени мучить насъ.
Богъ вмѣстѣ святѣмъ Своемъ. Поелику Пророкъ сказалъ: да воскреснетъ Бог, и: путесотворите возшедшему на запады; то кстати присовокупилъ и сіе, чтобы никто не могъ подумать, будто бы Богъ всяческихъ совершаетъ дѣла Своего смотрѣнія, переходя съ мѣста на мѣсто. Подобно сему сказанное Господомъ: никтоже взыде на небо, токмо сшедый съ небесе, Сынъ человѣческій, сый на небеси (Іоан. 3, 13). Ибо симъ Господь, какъ показалъ неописуемость Божественнаго естества, такъ научилъ о Себѣ, что Онъ и снисшелъ, и пребывая долу, живя съ человѣками, былъ на небѣ, не отлучался отъ Отца.
(7). Богъ вселяетъ единомышленныя въ домъ, изводя окованныя мужествомъ, такожде преогорчевающыя живущія во гробѣхъ. Единомысленными называетъ Пророкъ тѣхъ, у которыхъ одна цѣль, которые рѣшились имѣть попеченіе объ одной только добродѣтели, и не предпочитаютъ иногда одно, а иногда другое; Пророкъ говоритъ, что они вселяются въ Божій домъ. Окованными же именуетъ обложенныхъ узами грѣха, и о нихъ предрекаетъ, что, будучи разрѣшены отъ узъ, сдѣлаются мужественными. Таковъ былъ Матѳей, таковъ Іаковъ Алфеевъ, таковъ Закхей; они, освободившись отъ узъ неправды, весьма мужественно вступили въ брань съ оковавшимъ ихъ. Но Пророкъ говоритъ, что не только окованныхъ дѣлаетъ мужественными, но и тѣхъ, которые дошли до крайней степени злочестія и, какъ въ смрадныхъ гробахъ, вселяются въ тѣлахъ своихъ, вмѣстѣ съ первыми сподобитъ спасенія.
(8). Боже, внегда исходити Тебѣ предъ людьми Твоими, внегда мимоходити Тебѣ въ пустыни; (9). Земля потрясеся, ибо небеса кануша. Симмахъ перевелъ это такъ: когда предшествовалъ Ты, Боже, народу Твоему, ходя по необитаемой; земля потряслась, небо кануло; то есть, когда намѣревался Ты проходить оною необитаемою и непріявшею еще въ себя лучей свѣта пустынею, восколебалъ и сотрясъ землю, съ неба же уканулъ росу благодати. Совершилось же сіе и въ то время, какъ былъ Ты на крестѣ, ибо тогда земля потряслась и камни распались, и по возшествіи на небеса, ибо тогда благодать Духа снизошла на Апостоловъ, какъ бы подобно какимъ каплямъ росы. Потомъ, яснѣе открывая іудеямъ Содѣлывающаго все сіе, Пророкъ присовокупилъ:
Отъ лица Бога Синаина, отъ лица Бога Израилева. Кто являлся предкамъ нашимъ на горѣ Синаѣ, говоритъ Пророкъ, тотъ и землю потрясъ во время страданія, обличая ваше безуміе; Онъ даровалъ и благодать Духа.
(10). Дождь воленъ отлучиши Боже достоянію Твоему. Что выше назвалъ Пророкъ каплями росы, то здѣсь именуетъ дождемъ; потому что учителямъ подавалась благодать соразмѣрно съ потребностію учащихся. Ибо дождемъ называетъ напоеніе ученіемъ. Наименовалъ же его вольнымъ по произвольному желанію; потому что непринужденно напоевается человѣкъ, но, убѣдившись ученіемъ, пріемлетъ благодать.
И изнеможе, Ты же совершилъ еси е. Изнемогшимъ Пророкъ назвалъ не дождь, но достояніе; изнеможеніемъ же наименовалъ востаніе злочестивыхъ. Такъ и Господь сказалъ Павлу: довлѣетъ ти благодать Моя: сила бо Моя въ немощи совершается (2 Кор. 12, 9). Но и во время востанія Ты утвердилъ и подкрѣпилъ подвижниковъ; потому что они — Твое достояніе, по пророчеству, въ которомъ сказано: проси отъ Мене, и дамъ Ти языки достояніе Твое, и одержаніе Твое концы земли (Псал. 2, 8), Такъ перевелъ и Симмахъ: которое усовершилъ и прочно основалъ; Акила же еще яснѣе выразилъ: и утомленное содѣлалъ Ты твердымъ; потому что утружденное гоненіями достояніе сохранилъ незыблемымъ.
(11). Животная Твоя живутъ на ней. Животными Божіими называетъ Пророкъ священныхъ Апостоловъ, чрезъ которыхъ Господь отгналъ прелесть и людей обратилъ къ Боговѣдѣнію. Такъ и о Павлѣ сказано: сосудъ избранъ Ми есть сей, принести имя Мое предъ языки и царми, и сынми израилевыми (Дѣян. 9, 15). Они-то будутъ жить въ достояніи Божіемъ, то-есть, среди язычниковъ, — такъ возвѣщаетъ пророческое слово. Живутъ же и до сего дня, не только освящая приближающихся къ ракамъ вмѣщающимъ тѣла ихъ, но и обращая человѣческія души ученіемъ, заключающимся въ ихъ писаніяхъ.
Уготовалъ еси благостію Твоею нищему Боже. Сіе, говоритъ Пророкъ, по благости Твоей даровалъ Ты обнищавшему естеству человѣческому.
(12). Господь дастъ глаголъ благовѣствующимъ силою многою. Наименованныхъ выше животными называетъ здѣсь Пророкъ благовѣстниками. И поелику были они рыбари, мытари, скинотворцы, поставлены же учителями философовъ, софистовъ, риторовъ и величающихся даромъ слова; то кстати извѣщаетъ, откуда почерпая струи ученія, всѣхъ они напоеваютъ.
(13). Царь силъ Возлюбленнаго, красотою дому Твоего раздѣлити корысти. Симмахъ же перевелъ такъ: Господь далъ рѣчи благовѣствующимъ воинству многому. Цари воинствъ возлюблены, сдѣлались возлюбленными, и обитаніе дома раздѣлитъ корысти. Воинствомъ же многимъ называеть увѣровавшихъ. Такъ и Апостолъ, пиша къ Тимоѳею, говоритъ: да воинствуеши, доброе воинство (1 Тим. 1, 18); и: никто же воинъ бывая обязуется куплями житейскими, да воеводѣ угоденъ будетъ (2 Тим. 2, 4). А царями воинствъ наименовалъ ихъ учителей, и говоритъ, что они возлюблены и именуются возлюбленными. Такъ называетъ ихъ и Господь: вы друзи Мои есте. Не ктому васъ глаголю рабы, но други (Іоан. 15, 14-15). Такъ и божественный Апостолъ говоритъ: любовь Божія обдержитъ насъ (2 Кор. 5, 14); и: кто ны разлучитъ отъ любве Христовой (Рим. 8, 35)? И корыстями Пророкъ называетъ тѣхъ, которые древле собственные свои члены содѣлали рабами грѣха, и предали ихъ въ рабство діаволу. Ихъ-то раздѣлилъ священнымъ Апостоламъ, одного поставивъ учителемъ римлянъ, а другаго — еллиновъ, однихъ содѣлавъ проповѣдниками у индовъ, а другихъ у египтянъ. Сіи корысти священнымъ Апостоламъ раздѣлила красота дому. Домъ же Божій, по словамъ божественнаго Апостола, суть увѣровавшіе (Евр. 3, 6), а красота дому — благодать Святаго Духа, украшающая и осіявающая его всякимъ обиліемъ даровъ. И сіе яснѣе раскрылъ Пророкъ въ присовокупленномъ.
(14). Аще поспите посредѣ предѣлъ, крилѣ голубинѣ посребренѣ, и междорамія ея въ блещаніи злата. Крилами голубиными Пророкъ называетъ благодать Духа, потому что въ видѣ голубинѣ снисшелъ на струи іорданскія. Говоритъ же, что крила Его посребрены, а междорамія украшены золотомъ; потому что людямъ простымъ предлагаетъ простѣйшее и удобнѣйшее къ уразумѣнію, а совершеннымъ – болѣе глубокое. Ибо тайны Мои — Мнѣ и Моимъ [1]. И однихъ, какъ несовершеныхъ, напоеваетъ млекомъ, а другимъ предлагаетъ твердую пищу. Предѣлами же называетъ два завѣта. Посему въ томъ и другомъ ученіи говоритъ: приступите, и узрите многоразличную благодать Святаго Духа. Повелѣваетъ же не просто приступить, но всегда прилѣжно внимать.
(15). Внегда разнствитъ Небесный цари на ней, оснѣжатся въ Селмонѣ. И выше Апостоловъ назвалъ царями, какъ наслѣдниковъ небеснаго Царствія, подобно тому какъ въ псалмѣ 44-мъ наименовалъ ихъ князьями. Ибо говоритъ: поставиши ихъ князи по всей земли (Псал. 44, 17). Предсказываетъ же снисшествіе Всесвятаго Духа, бывшее въ день Пятьдесятницы, въ который пріяли они благодать различныхъ языковъ. Посему сказуетъ, что въ то время, когда раздѣлитъ имъ царство вселенной, и повелитъ начальствовать одному надъ тѣми, а другому надъ другими народами, содѣлаетъ ихъ блистающими и убѣлитъ подобно снѣгу. Предсказываетъ же и мѣсто, гдѣ сіе будетъ; потому что Селмономъ наименовалъ Іерусалимъ. Ибо, въ немъ пребывая, апостольскій ликъ сподобился благодати Всесвятаго Духа.
(16). Гора Божія, гора тучная: гора усыренная, гора тучная. Названныхъ животными, благовѣстниками, царями именуетъ и горою. Такъ и Господь въ священномъ Евангеліи сказалъ: не можетъ градъ укрытися верху горы стоя (Матѳ. 5, 14). Такъ и Исаія взываетъ: будетъ въ послѣдняя дни явлена гора Господня (Ис. 2, 2). Называетъ же ее тучною и усыренною, какъ доставляющую обильное питаніе пасущимся на ней стадамъ, и пріявшую много тука отъ Божественной благодати.
(17). Вскую непщуете горы усыренныя? гора, юже благоволи Богъ жити въ ней. Акила же перевелъ такъ: для чего состязуетесь горы надменныя съ горою, которой возжелалъ Богъ, чтобы возсѣдать на ней? Пророческое слово сіе обращено къ іудеямъ и беззаконнымъ еретическимъ сборищамъ, которыя именуютъ себя церквами. Оно говоритъ: для чего кичитесь, состязуясь и равняя себя съ горою, которую Богъ содѣлалъ своею обителію?
Ибо Господь вселится до конца. Не какое-либо опредѣленное время, какъ обиталъ Онъ у васъ, іудеи, будетъ обитать и въ горѣ сей; напротивъ того вѣчное въ ней имѣть будетъ жилище. Ибо сіе означаетъ сказанное: до конца.
(18). Колесница Божія тмами темъ, тысяща гобзующихъ. У васъ, іудеи, Богъ имѣлъ малое число святыхъ, на которыхъ возсѣдалъ, и съ которыми былъ въ общеніи, но не такъ будетъ и теперь. Ибо тьмы темъ достойны Божія на нихъ возсѣданія; безчисленныя тысячи и тьмы гобзующихъ и плодоносящихъ Богу благочестіе имѣетъ новое достояніе; всѣ они благоустроены, достойны вѣнцевъ, поспѣшаютъ къ почести высшаго званія (Флп. 3, 14).
Господь въ нихъ въ Синаи во Святѣмъ. Кто на Синаѣ являлся предкамъ нашимъ, говоритъ Пророкъ, Тотъ самый правитъ и сими. Ибо не иный есть тотъ, и иный — этотъ, но одинъ и тотъ же Господь всѣхъ, богатый во всѣхъ призывающихъ Его. Такъ пророческое слово, указавъ снисшедшаго и низложившаго полчище враговъ, показываетъ Его же восходящаго и дарующаго свободу древле плѣненнымъ.
(19). Возшелъ еси на высоту, плѣнилъ еси плѣнъ. Восхожденіе даетъ видѣть и нисхожденіе. Свидѣтель сему Апостолъ, который говоритъ а еже, взыде, что есть, точію, яко и сниде прежде въ долнѣйшія страны земли? Сшедый, Той есть и возшедый превыше всѣхъ небесъ (Ефес. 4, 9-10). Плѣнилъ же плѣнъ, воспріявъ содѣлавшихся древле плѣнниками, и какъ бы снова плѣнивъ ихъ и даровавъ имъ свободу.
Пріялъ еси даянія въ человѣцѣхъ. Апостолъ сказалъ: далъ (Ефес. 4, 11). Совершено же то и другое. Ибо, пріемля отъ приходящихъ къ Нему вѣру, даруетъ благодать.
Ибо непокоряющіяся еже вселитися. Это яснѣе перевелъ Акила: даже не соглашавшихся поселиться. Не воззрѣлъ Ты, говоритъ Пророкъ, на прежнюю ихъ непокорность, но, и видя противорѣчущими, продолжалъ благодѣтельствовать, пока не содѣлалъ ихъ собственнымъ Своимъ жилищемъ.
(20). Господь Богъ благословенъ, благословенъ Господь день дне. Справедливо Пророкъ подвигъ языкъ свой къ пѣснопѣнію. Показавъ столь великое человѣколюбіе, говоритъ онъ, Ты достоинъ всегда быть воспѣваемымъ.
Поспѣшитъ намъ Богъ спасеній нашихъ. Кто даровалъ намъ спасеніе, говоритъ Пророкъ, Тотъ уравняетъ и путь, чтобы не остаться намъ не достигшими столькихъ благъ.
(21). Богъ нашъ Богъ еже спасати. Подастъ же сіе, будучи источникомъ спасенія.
И Господня Господня исходища смертная. Ибо Господь отверзъ намъ неисходную темницу смерти, сокрушилъ врата мѣдная, и сломилъ вереи желѣзныя (Ис. 45, 2). Сіе и даетъ видѣть Пророкъ въ присовокупленномъ.
(22). Обаче Богъ сокрушитъ главы враговъ Своихъ, верхъ власъ преходящихъ въ прегрѣшеніихъ своихъ. Онъ, говоритъ Пророкъ, отверзъ намъ врата смертныя, сокрушивъ главы враговъ, которые входили въ разысканіе человѣческихъ прегрѣшеній, не хотѣли оставитъ не разысканными даже волосъ головныхъ. Подъ волосомъ же разумѣетъ самый маловажный проступокъ. И смыслъ словъ сихъ есть слѣдующій: Богъ въ наказаніе согрѣшающимъ опредѣлилъ смерть. Діаволъ же, какъ безжалостный какой исполнитель казни, подвергая разысканію жизнь человѣчеекую, не опускаетъ изъ вида и самаго маловажнаго, но предаетъ смерти естество наше. Посему, увидѣвъ Владыку Христа облеченнаго тѣмъ же естествомъ, приступилъ къ Нему, отыскивая вины смертной. Ибо сіе сказалъ и Господь въ священномъ Евангеліи: грядетъ сего мира князь, и во Мнѣ не обрящетъ ничесоже (Іоан. 14, 30). Впрочемъ, и ничего не обрѣтши, неправедно предалъ смерти. Сія-то неправда сокрушила его державу, а человѣкамъ отверзла адъ, о чемъ пространнѣе сказано мною въ словахъ о Промыслѣ. Да и божественный Апостолъ сказалъ, что діаволъ имѣетъ державу смерти (Евр. 2, 14).
(23) Рече Господь: отъ Васана обращу, обращу во глубинахъ морскихъ. Симмахъ же переводитъ такъ: сказалъ Господь: отъ Васана возвращу, изъ глубинъ морскихъ. А Васанъ въ переводѣ значитъ стыдъ; стыдъ же есть плодъ грѣха. Посему отъ грѣха и изъ глубинъ морскихъ обратилъ насъ Богъ всяческихъ. Что же такое глубина морская, научаетъ сему самъ Пророкъ, взывая: да избавлюся отъ ненавидящихъ мя, и отъ глубокихъ водъ. Да не потопитъ мене буря водная ниже да пожретъ мене глубина. (Псал. 68, 15-16).
(24). Яко да омочится нога Твоя въ крови, языкъ песъ Твоихъ отъ врагъ отъ него. Симмахъ же переводитъ такъ: да сокрушитъ нога Твоя до крови, и языкъ псовъ Твоихъ полижетъ каждаго изъ враговъ Твоихъ. Поелику Пророкъ показалъ, что Богъ всяческихъ, какъ доблестный нѣкій воитель, побораетъ враговъ и освобождаетъ порабощенныхъ неправедно; то изображаетъ словомъ и потоки крови, и попираемыхъ мертвецовъ, которые притомъ брошены непогребенными и оставлены въ снѣдь псамъ. Такъ и чрезъ Исаію взываетъ Господь: одинъ истопталъ Я точило, и отъ языкъ никто не былъ со Мною, попрахъ я яростію Моею, и сведохъ кровь ихъ въ землю, и окропилъ ризы Моя пораженіемъ ихъ (Ис. 63, 3).
(25). Видѣна быша шествія Твоя Боже, шествія Бога моего Царя, иже во святѣмъ. Шествіями Божіими Пророкъ называетъ дѣла домостроительства; а святымъ — отъ сѣмени Давидова воспріятый храмъ. Всѣмъ человѣкамъ, говоритъ Пророкъ, явно стало промышленіе Твое, всѣ познали различныя дѣла домостроительства Твоего.
(26). Предвариша князи близъ поющихъ, посредѣ дѣвъ тимпанницъ. Здѣсь уже показываетъ Пророкъ веселіе церквей; князьями же называетъ священныхъ Апостоловъ, какъ содѣлавшихся архитектонами церквей, и дѣвами тимпанницами хранящихъ дѣвство и приносящихъ Богу божественное сладкопѣніе.
(27). Въ церквахъ благословите Бога, Господа отъ источникъ израилевыхъ. Пророкъ показалъ прекращеніе Ветхаго Завѣта; потому что храмъ іудейскій былъ одинъ, а здѣсь предвозвѣщаетъ множество церквей, въ которыхъ повелѣваетъ Господа всяческихъ воспѣвать отъ источникъ Израилевыхъ. Источниками же Израилевыми справедливо иный назоветъ пророческія книги, изъ которыхъ приносимъ сладкопѣніе Богу. Но поелику кромѣ пророческихъ источниковъ даровалъ намъ Богъ и апостольскіе; то Пророкъ справедливо присовокупляетъ:
(28). Тамо Веніаминъ юнѣйшій во ужасѣ. Акила же переводитъ: тамъ Веніаминъ малый, обладающій ими; а по переводу Ѳеодотіона: наставникъ ихъ. Веніаминъ же юнѣйшій есть блаженный Павелъ, произшедшій отъ колѣна Веніаминова. Онъ юнѣйшій, какъ послѣ всѣхъ призванный и такимъ наименованный. Сверхъ того исторія Дѣяній называетъ его юношею (Дѣян. 7, 58). Онъ обладаетъ въ Церкви, наставляетъ въ божественномъ, и желающихъ руководить ко спасенію. Но былъ онъ и въ ужасѣ отъ того, что Гонимый имъ и почитаемый мертвымъ — на небесахъ. Но поелику не блаженный только Павелъ, но и прочій ликъ Апостоловъ наставляютъ вѣрующихъ въ божественномъ; то справедливо пророческое слово упомянуло и о нихъ.
Князи Іудовы владыки ихъ, князи Завулони, князи Нефѳалимли. Ибо отъ сихъ колѣнъ вели родъ свой прочіе Апостолы. И именуемые братія Господни происходили изъ колѣна Іудина. Петръ и Андрей, Іаковъ и Іоаннъ и Филиппъ были изъ селенія Виѳсаиды; а Матѳей и Іаковъ, по сказанію исторіи, жили въ Капернаумѣ; Симонъ Зилотъ называется Кананитомъ; а это были селенія галилейскія: Завулонъ же и Нефѳалимъ Галилею имѣли своимъ жребіемъ. На сіе два есть свидѣтеля: Пророкъ и Евангелистъ, и одинъ предсказываетъ, а другой приводитъ въ свидѣтельство; говорят же такъ: земля Завулоня, и земля Нефѳалимля, и прочіи при мори живущіи, и объ ону страну Іордана, людіе сѣдящіи во тмѣ, видѣша свѣтъ велій (Ис. 9, 1-2. Матѳ. 4, 15-16).
(29). Заповѣждь Боже силою Твоею: укрѣпи Боже сіе, еже содѣлалъ еси въ насъ. (30). Отъ храма Твоего во Іерусалимъ. Симмахъ переводитъ такъ: повели, Боже, о силѣ Твоей. Укрѣпи, Боже, что содѣлалъ Ты намъ, ради храма Твоего, который надъ Іерусалимомъ, то есть, утверди, Владыка, благодать, какую даровалъ ради храма Твоего, отъ насъ Тобою занятаго, и посажденнаго превыше всякаго начальства и власти и силы, и всякаго имени, именуемаго не точію въ вѣцѣ семъ, но и во грядущемъ (Ефес. 1, 21). Ибо Іерусалимомъ Пророкъ называетъ вышній градъ, о которомъ блаженный Павелъ говоритъ: а вышній Іерусалимъ: свободь есть, иже есть мати всѣмъ намъ (Гал. 4, 26). Посему просятъ ради родства съ храмомъ утвердить данную благодать, чтобы ради начатка и все смѣшеніе насладилось сообщеннымъ даромъ. Отсюда Пророкъ начинаетъ предсказаніе объ обращеніи царей.
Тебѣ принесутъ царіе дары. Ибо, прекративъ гоненіе, воздадутъ достолѣпное чествованіе, какъ Богу. И какъ сами пріемлютъ дань отъ подданныхъ, такъ, подобно рабамъ и подданнымъ, принесутъ они дары Тебѣ. Свидѣтелями сему собственныя наши очи, которыми видимъ истинность пророчества.
(31). Запрети звѣремъ тростнымъ; въ иныхъ же спискахъ читается: лѣснымъ. Но принять ли лѣсъ, или трость, тѣмъ и другимъ означается безплодіе. Имѣютъ же ихъ жилищемъ своимъ мысленные звѣри, которыхъ Пророкъ научилъ изгонять призываніемъ имени Божія.
Сонмъ юнецъ въ юницахъ людскихъ, еже затворити искушенныя сребромъ. Юнцами Пророкъ называетъ все множество іудеевъ, за обычную ихъ дерзость, а юницами людскими наименовалъ увѣровавшихъ изъ язычниковъ, по новости ихъ призванія. Посему пророческое слово предсказываетъ востанія іудеевъ на благочестивыхъ, бывшія въ началѣ проповѣди. Поступятъ же такъ іудеи, говоритъ Пророкъ, въ намѣреніи отлучить и даннаго благаго жребія лишить тѣхъ, которые, подобно разжженному серебру, оказались достоцѣнными. Сіе сказалъ о нихъ и блаженный Павелъ: ревнуютъ по васъ не добрѣ, но отлучити васъ хотятъ (Гал. 4, 17). Поелику же и между язычниками были прекословящіе, предававшіе святыхъ различнымъ смертямъ, то Пророкъ и о нихъ справедливо говоритъ:
Расточи языки хотящiя бранемъ. Такъ, возвѣстивъ о прекословящихъ, Пророкъ обращаетъ рѣчь къ увѣровавшимъ.
(32). Прiдутъ молитвенницы отъ Египта. Объ Египтѣ упомянулъ о первомъ, какъ издревле преобладавшемъ въ нечестіи. Упоминаетъ же объ Египтянахь и исторія Дѣяній, повѣствуя о собранныхъ въ день Пятьдесятницы, въ которой снизошла на Апостоловъ благодать Всесвятаго Духа.
Еѳіопія предваритъ руку свою къ Богу. И сіе пришло въ исполненіе. Свидѣтель сему евнухъ царицы еѳіопской Кандакіи, котораго Филиппъ привелъ къ истинѣ. Потомъ Пророкъ призываетъ царства цѣлой вселенной.
(33). Царства земная пойте Богу, воспойте Господеви. Всѣ живущіе во вселенной, говоритъ Пророкъ, примите свѣтъ Боговѣдѣнія, и за благодѣяніе принесите пѣснопѣніе.
(34). Возшедшему на небо небесе на востоки. Ибо Владыка Христосъ возшелъ не на видимое только, но и на превысшее, небо, и сѣде одесную величествія, въ превыспренней горницѣ Своего востока, ниспосылая лучи всѣмъ человѣкамъ.
Се, дастъ гласу своему гласъ силы. Означаетъ же симъ Пророкъ по вознесеніи Спасителя нашего бывшее сошествіе Всесвятаго Духа. Ибо и Господь наименовалъ оное силою, сказавъ: вы же сѣдите во градѣ семъ, дондеже облечетеся силою свыше (Лук. 24, 49). О гласѣ семъ упоминаетъ и блаженный Лука, говоря: и бысть гласъ съ небесе, яко носиму дыханiю бурну, и исполни весь домъ, идѣже бяху сѣдяще (Дѣян. 2, 2).
(35). Дадите славу Богови. Сіе сходно съ узаконеніемъ Апостола; ибо говоритъ: прославите Бога въ тѣлѣ вашемъ и въ духѣ вашемъ, яже суть Божія (1 Кор. 6, 20). Воспользовавшись столькими благами, справедливо за все прославлять благодѣтеля.
На Израили велелѣпота Его, и сила Его на облацѣхъ. Священные Апостолы, ведя родъ свой отъ Израиля, доказали величіе Божіе тѣми чудесами, какія они совершали; а послѣ нихъ пріявшіе дарованіе учительства, подобно нѣкіимъ облакамъ, почерпая дождь изъ моря всесвятаго Духа, приносятъ людямъ орошеніе.
(36). Дивенъ Богъ во святыхъ Своихъ. И всѣ другіе любители добродѣтели, говоритъ Пророкъ, уготовляются пѣснословить Бога, по слову Господа да просвѣтится свѣтъ вашъ предъ человѣки, яко да видятъ ваша добрая дѣла: и прославятъ Отца вашего, иже на небесѣхъ (Матѳ. 5, 16).
Богъ Израилевъ, Той дастъ силу и державу людемъ Своимъ. Не просто Пророкъ упомянулъ здѣсь объ Іаковѣ, потому что Іаковъ, убоявшись Исава, а потомъ сподобившись Богоявленія, укрѣпился и изгналъ изъ сердца страхъ. Научаетъ же насъ слово сіе, что Содѣлавшій сильнымъ Іакова и показавшій его побѣдителемъ непріязненныхъ, и новый народъ Свой укрѣпитъ и содѣлаетъ непреоборимымъ и непобѣдимымъ.
Благословенъ Богъ. Приличное псалму окончаніе! Ибо сказаніе о столь многихъ благахъ и надлежало заключить пѣснопѣніемъ.
Примѣчаніе:
[1] Слова сіи по нѣкоторымь изданіямъ читаются у Пророка Исаіи гл. 24. ст. 17.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть вторая. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 368-385. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 27.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.