Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3. |
|
Изъясненіе псалма 81 го.
Псаломъ Асафу. Въ предшествовавшемъ сему псалмѣ сказавъ объ отверженіи Іудеевъ, Пророкъ здѣсь ясно излагаетъ и причины, по которымъ Богъ отвергъ ихъ, научая, безъ сомнѣнія, и насъ, что, если будемъ подражать имъ, то и сами подпадемъ тому же, или еще и худшему.
(1). Богъ ста въ сонмѣ боговъ, посредѣ же боги разсудитъ. Пророкъ наименовалъ богами князей іудейскихъ, потому что имъ ввѣрено было право судить; такъ называетъ ихъ и законъ: боговъ да не злословиши, и князю людей твоихъ да не речеши зла (Исх. 22, 28). Поелику, хотя въ подлинномъ смыслѣ судія есть Богъ, но и людямъ даетъ власть судить; то, кому ввѣрено сіе, какъ уподобляющіеся въ семъ Богу, наречены богами. Но тѣхъ, которые не праведно судятъ, и вѣсовъ суда не держатъ неуклонно, правдивый Судія обличаетъ здѣсь, и предвозвѣщаетъ будущій Свой правдивый судъ.
(2). Доколѣ судите неправду, и лица грѣшниковь пріемлете? Долго ли вамъ не произносить суда безпристрастнаго, отказываться же отъ того, чтобы обличать неправду людей сильныхъ и беззаконныхъ? долго ли презирать живущихъ въ нищетѣ и обидимыхъ сильными?
(3). Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте. И тотъ и другой изъ нихъ имѣетъ нужду въ помощи.
(4). Измите нища и убога, изъ руки грѣшничи избавите его. — Подъ вашимъ начальствомъ, когда вамъ ввѣрено право суда, да не будетъ нищій отданъ въ руки обидчику.
(5). Не познаша ниже уразумѣша, во тьмѣ ходятъ. Но ничего этого не захотѣли они знать, не захотѣли озариться свѣтомъ словесъ Моихъ; а потому живутъ, какъ бы оставаясь въ ночи и во тьмѣ.
Да подвижатся вся основанія земли. По причинѣ сей неправды [1], жизнь полна смятенія и волненій, и земля приводится въ колебаніе непрерывными бѣдствіями.
(6). Азъ рѣхъ: бози есте и сынове Вышняго вси. Я почтилъ васъ, сообщилъ вамъ имя Мое, и нарекъ сынами Моими.
(7) Вы же яко человѣцы умираете, и яко единъ отъ князей падаете. А Симмахъ перевелъ такъ: вы же какъ человѣки, умрете, и какъ одинъ изъ князей падете; потому что, не познавъ собственной своей чести, подверглись вы тому же, чему подпалъ діаволъ, которому ввѣрено было Мною начальство, и который не восхотѣлъ пользоваться даннымъ ему, какъ должно, и утратилъ честь. И вы претерпите одинаковую съ другими людьми смерть, не пріобрѣтя никакой славы по смерти. Такъ пророческое слово, произнеся обличеніе судьямь неправеднымъ, умоляетъ Судію истиннаго и правдиваго, сотворить судъ вселенной.
(6). Воскресни Боже, суди земли: яко Ты наслѣдиши во всѣхъ языцѣхъ. — Сіе прямо даетъ разумѣть судъ Владыки Христа; ибо Ему, по человѣчеству Его, сказалъ Отецъ: проси отъ Мене, и дамъ Ти языки достояніе Твое, и одержаніе Твое концы земли (Псал. 2, 8). Его-то умоляетъ Пророкъ вскорѣ явиться и судить праведно, а судей неправдивыхъ отрѣшить, и оставить достояніе Іудеевъ, воспріять же достояніе язычниковъ, и всѣмъ людямъ даровать спасеніе.
Примѣчаніе:
[1] Вмѣсто обыкновеннаго чтенія: ταύτης ἔνεϰα τἦς ἀληϑειας, предпочитается здѣсь друтое: ταύτης ἔνεϰα τἦς ἀδιϰίας.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 81-83. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.