Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3. |
|
Изъясненіе псалма 83-го.
(1). О точилѣхъ, сыномъ Кореовымъ. Пророчество псалма двоякое; ибо предвозвѣщаетъ не только призваніе Іудеевъ, но и спасеніе цѣлой вселенной. Точилами же, какъ говорили мы уже прежде, Пророкъ называетъ церкви; потому что въ нихъ, и духовный виноградъ приноситъ плодъ свой, и мы пріуготовляемъ спасительное вино, подлинно веселящее сердца вѣрующихъ.
(2). Коль возлюбленна селенія Твоя Господи силъ. (3). Желаетъ и скончавается душа моя во дворы Господни. И живущіе въ Вавилонѣ обучаемы были говорить это, чтобы возбуждалось въ нихъ желаніе возвратиться и стремленіе совершать Богослуженіе по закону; сему то должны обучаться и мы, улучившіе спасеніе и пожинающіе для себя пользу въ оградахъ Божіихъ. Да и преимущественно къ намъ относится сіе пророчество; потому что предрекаетъ многія будущія селенія, именуетъ многія точила, и упоминаетъ также о многихъ жертвенникахъ, тогда какъ Іудеи имѣли одинъ храмъ, а подобно и одинъ жертвенникъ. Каждое реченіе въ сказанномъ воспламеняетъ сердце Божественною любовію; потому что селенія Божіи называетъ возлюбленными и вожделѣнными, и говоритъ, что не только желаетъ, но и скончавается во дворы Господни. Согласно же съ этимъ и слѣдующее за симъ.
Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозѣ живѣ. Не одна душа веселится и радуется, но и тѣло пріобщилось радованія, пріявъ надежду воскресенія. Сіе даетъ разумѣть пророческое слово; а потому и назвало Бога живымъ, какъ подателя жизни. Поелику боги вавилонскіе и боги нашихъ предковъ были не одушевленные и совершенно безчувственные; то освободившіеся отъ нихъ весьма справедливо Бога истиннаго именуютъ живымъ.
(4). Ибо птица обрѣте себѣ храмину, и горлица гнѣздо себѣ, идѣже положитъ птенцы своя. Акила же перевелъ такъ: и птица нашла себѣ домъ, и воробей гнѣздо, гдѣ положить дѣтей своихъ. Ибо какъ воробьи, горлицы, равно и другія птицы, не имѣя еще гнѣзда, летаютъ съ мѣста на мѣсто, а устроивъ его, въ немъ обыкновенно проводятъ время и выкармливаютъ собственныхъ своихъ птенцовъ: такъ и мы древле скитались, а нынѣ, призванные Твоею благодатію и обрѣтши Твои селенія, при Твоихъ жертвенникахъ обучаемъ птенцевъ своихъ, при Тебѣ постоянно пребывая съ дѣтьми своими и отъ Тебя пріемля духовную пищу.
Олтари Твоя Господи силъ, Царю мой и Боже мой. Для насъ и гнѣздо, и мѣсто воскормленія птенцевъ, и наслажденіе благъ — святые алтари Твои; при нихъ, подобно птенцамъ, отверзтыми устами отъ Тебя пріемлемъ Божественную и спасительную пищу.
(5). Блажени вси живущіи въ дому Твоемъ: въ вѣки вѣковъ восхвалятъ Тя. Каждое изъ сихъ реченій, какъ образъ, приличествуетъ живущимъ въ Вавилонѣ, а въ самой дѣйствительности относится къ намъ. Ибо тѣ, находясь вдали отъ Божественнаго храма, ублажаютъ насладившихся находимою тамъ помощію, и мы, вкусивъ Божественной сладости, достойными соревнованія называемъ тѣхъ, которые непрестанно притекаютъ къ Богу, и услаждаются Божественными благами.
(6). Блаженъ мужъ, ему же есть заступленіе его у Тебе: восхожденія въ сердцѣ своемъ. Пророческое слово ублажаетъ того, кто всегда пользуется Божіею о немъ попечительностію, у кого просвѣщенъ умъ Божественною благодатію, и кто всегда даетъ въ себѣ мѣсто благочестивымъ помысламъ; потому что всхожденіями Божіими въ сердцѣ пророческое слово наименовало благочестивые помыслы о Богѣ.
(7). Положи во юдоль плачевную, въ мѣсто еже положи: ибо благословеніе дастъ законополагаяй. Пріявшій въ сердце восхожденія Божіи и дознавшій на себѣ благословенія Законоположника, предается не смѣху и забавамъ, но сѣтованію и слезамъ, желая себѣ освобожденія отсюда. Ибо слышитъ, что говоритъ Богъ: блажени плачущіи: яко тіи утѣшатся (Матѳ. 5, 11), и блажени рыдающіе; потому что возсмѣются (Лук. 5, 2). Посему, вступившій въ завѣтъ сей ожидаетъ благословенія отъ Законоположника. Юдоль же плачевная иносказательно есть мѣсто, гдѣ явившійся Ангелъ обличилъ народъ въ беззаконіи, и все множество побудилъ къ плачу, ибо отъ сего мѣсто сіе получило такое именованіе (Суд. 2, 1-5). Въ собственномъ же смыслѣ и въ самой дѣйствительности юдоль плачевная есть настоящая жизнь, въ которой, и Адамъ въ потѣ лица ѣстъ хлѣбъ, и Ева въ болѣзняхъ раждаетъ чадъ, и не согрѣшающіе только, но и Святые, воздыхаютъ и одинъ говоритъ, что опечалился до смерти (Іона. 4, 9), а другой взываетъ: пріими душу мою отъ мене, яко уне ми умрети, ниже жити (Іона. 4, 3). И великій проповѣдникъ истины говоритъ: и мы начатокъ духа имуще въ себѣ воздыхаемъ (Рим. 8, 23). Такимъ образомъ можно видѣть, что подвизающіеся Святые непрестанно употребляютъ въ помощь слезы, и въ этомъ находятъ для себя веселіе. Посему, въ сей юдоли плачевной пріявшіе восхожденія, и слезы проливаютъ, и любятъ жизнь многотрудную, и ожидаютъ благословенія отъ Законоположника.
(8). Пойдутъ отъ силы въ силу. Ибо ежедневно возрастаютъ крѣпостію, и съ приращеніемъ добродѣтелей пріобрѣтаютъ великую силу. Такъ возлюбившіе жизнь подвижническую отъ молитвы переходятъ къ пѣснопѣнію, отъ пѣснопѣнія къ прошенію, отъ прошенія къ чтенію Божественныхъ словесъ, а отъ сего къ увѣщанію и снабженію совѣтомъ менѣе совершенныхъ; восходя же отъ силы въ силу, съ каждымъ днемъ приращаютъ собственное свое богатство.
Явится Богъ боговъ въ Сіонѣ. Сію же во всемъ перемѣну, говоритъ Пророкъ, произвелъ вочеловѣчившись Богъ-Слово, явившійся людямъ во плоти, а прежде явленіе Свое совершившій въ Сіонѣ.
(9). Господи Боже силъ услыши молитву мою: внуши Боже Іаковль. (10). Защитниче нашъ виждь Боже, и призри на лице Христа Твоего. О семъ молится Пророкъ, издалека провидя спасеніе человѣковъ, и умоляя Бога всяческихъ, чтобы пріявъ прошеніе, сподоблялъ всегда собственнаго Своего попеченія спасенный народъ. Ибо его-то и назвалъ лицемъ Христа. Такъ нарекъ его и божественный Апостолъ: вы есте тѣло Христово и уди отъ части (1 Кор. 12, 27); и еще: не можетъ око рещи руцѣ; не требѣ ми еси: или паки глава ногамъ, не требѣ ми есте (1 Кор. 12, 21).
(11). Яко лучше единъ во дворѣхъ Твоихъ паче тысящъ. Ибо народъ твой, пользуясь Твоею о немъ попечительностію, всегда притекаетъ ко храму Твоему, пріобрѣтая отъ сего великую пользу. Ибо чтó пожнетъ человѣкъ здѣсь въ одинъ день, того не соберетъ въ другомъ мѣстѣ употребивъ на то многія тысящи дней. Такъ прилічно было говорить плѣнникамъ въ Вавилонѣ, которые были принуждены жить съ людьми нечестивыми, не получали оттого никакой выгоды, разсуждали же о прежней пользѣ отъ Божественнаго храма.
Изволихъ приметатися въ дому Бога моего паче, неже жити ми въ селеніихъ грѣшничихъ. Столько достолюбезенъ мнѣ домъ Божій, что желательнѣе быть поверженнымъ въ немъ на помостѣ и лежать при вратахъ его, нежели проводить время въ великихъ и свѣтлыхъ домахъ у живущихъ въ беззаконіи. А сіе равно и плѣнникамъ вавилонскимъ полезно, и намъ пригодно; потому что и ихъ научала благодать Духа не взирать равнодушно на запустѣніе Божія дома, и мы научаемся, всегда вожделѣвать домовъ, посвященныхъ Богу.
(12). Яко милость и истину любитъ Господь, Богъ благодать и славу дастъ: Господь не лишитъ благихъ ходящихъ незлобіемъ. Ибо возъимѣвшіе сіе расположеніе къ Богу насладятся всѣми сими благами; потому что изъ Божественныхъ оградъ истекаетъ милость, оттуда великое и обильное подаяніе истины; оттуда пріемлемъ ученіе благихъ догматовъ, изъ источниковъ же всесвятаго Духа почерпаемъ Божественную благодать; тамъ содѣлываемся знаменитыми и весьма славными, кратко же сказать, получаемъ всякое наслажденіе благами, избавляясь отъ порока и лукавства и предпочитая жить въ простотѣ и истинѣ.
(13). Господи Боже силъ, блаженъ человѣкъ уповаяй на Тя. Сіе заключеніе соотвѣтственно всему псалму; потому что ублажаетъ и именуетъ достойнымъ соревнованія того, кто пренебрегъ всякое житейское благополучіе, ободряетъ же себя единымъ упованіемъ на Бога, и пожинаетъ произрастающее отъ сего спасеніе.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 89-94. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.