Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 87-го.

(1). Пѣснь псалма сыномъ Кореовыхъ въ конецъ, О Маелеѳѣ еже отвѣщати, разума Еману Ісраилтянину. Еманъ начальствовалъ надъ нѣкіимъ ликомъ поющихъ и пѣснословящихъ Бога. Словомъ: отвѣщати, подается мысль о взаимно отвѣтствующихъ чредахъ ликовъ. Пророчество же сіе предвозвѣщаетъ бѣдствія Іудеевъ и рабство въ Вавилонѣ, но показываетъ также и болѣзни всего вкупѣ человѣческаго рода послѣ грѣха. Притомъ пророчество въ псалмѣ излагается въ видѣ моленія, приносимаго человѣколюбивому Богу и Іудеями и вообще всѣми. Молитва же сія приличествуетъ наиболѣе благочестивымъ.

(2). Господи Боже спасенія моего, во дни воззвахъ, и въ нощи предъ Тобою: (3) Да внидетъ предъ Тя молитва моя. Знаю, что Ты, Владыка, — Господь моего спасенія; потому день и ночь умоляю принять мое прошеніе.

Приклони ухо Твое къ моленію моему. (4). Яко исполнися золъ душа моя, и животъ мой аду приближися. Воззри, умоляю Тебя, на множество окружающихъ меня золъ; ибо я при самой смерти, и имѣю нужду въ Твоей помощи.

(5). Привмѣненъ быхъ съ низходящими въ ровъ. Въ неизбѣжныя нѣкія впалъ я бѣдствія, и не нахожу никакого избавленія, но уподобляюсь тѣмъ, которые упали въ ровъ, и не могутъ выдти.

Быхъ яко человѣкъ безъ помощи, лишенъ всякаго о мнѣ промышленія и попеченія.

(6). Въ мертвыхъ свободь. Еще не дождавшись кончины, не прiявъ на себя рабства смерти, причисляю себя къ сущимъ въ мертвыхъ.

Яко язвеніи спящіи во гробѣ, ихже не помянулъ еси ктому, и тіи отъ руки Твоея отриновени быша. Съ словомъ: быхъ поставлено въ связи и сіе: быхъ яко человѣкъ безъ помощи, въ мертвыхъ свободь, не пріявъ еще на себя рабства смерти, быхъ яко язвенъ, получившій рану на войнѣ и предаваемый погребенію. Ибо Симмахъ выразилъ сіе такъ: что язвенные, лежащіе во гробѣ, о которыхъ не воспомянешь уже болѣе, тóже и тѣ, которые сражены Твоею рукою.

(7). Положиша мя въ ровѣ преисподнемъ, въ темныхъ и сѣни смертнѣй. И сіи слова приличествуютъ, какъ принужденнымъ жить въ Вавилонѣ, такъ и всему человѣческому роду. Ибо тѣ, находясь въ порабощеніи у людей лукавыхъ, проводили жизнь мучительную, и всѣ люди послѣ грѣха впали въ многоразличныя бѣдствія; потому что по преступленіи заповѣди явились и смерть, и печаль, и слезы, и воздыханія, и сѣтованіе, и вдовство, и сиротство, и нищета, и неудачи, и тысячи другихъ неописуемыхъ бѣдъ, которыя и на живыхъ наводятъ тму.

(8). На мнѣ утвердися ярость Твоя, и вся волны Твоя навелъ еси на мя. Симмахъ же перевелъ такъ: на меня напала ярость Твоя, и бурями Твоими истомилъ Ты меня, то-есть, продолжаешь наказывать меня и наносишь всякаго рода удары бѣдствій. Образъ же рѣчи заимствованъ отъ терпящихъ кораблекрушеніе и подвергающихся сильнымъ прираженіямъ волнъ и порывамъ вѣтровъ.

(9). Удалилъ еси знаемыхъ моихъ отъ мене. Не имѣю у себя ни близкихъ мнѣ, ни родныхъ. Ибо жившіе въ Вавилонѣ плѣнники, пріявъ на себя иго рабства, будучи разсѣяны, лишены связей и сожительства съ друзьями, не имѣли почерпаемаго въ этомъ утѣшенія; да и всѣ люди, пребывающіе въ злочестіи, не причастны ангельскаго о нихъ попеченія.

Положиша мя мерзость себѣ, то-есть враги мои. Преданъ быхъ и не исхождахъ, не нахожу никакого избавленія отъ окружающихъ меня золъ.

(10). Очи мои изнемогостѣ отъ нищеты. А Симмахъ перевелъ такъ: «око мое истекло отъ злостраданія»; потому что слезами истощилъ я очи свои, будучи принужденъ плакать отъ мучительной болѣзни.

Воззвахъ къ Тебѣ Господи весь день, воздѣхъ къ Тебѣ руцѣ мои. Посему даруй единый способъ къ избавленію отъ бѣдъ — Твое, Владыка, о мнѣ промышленіе; потому что, простирая всегда руки, умоляю Тебя. А такое положеніе показываетъ жестокую душевную болѣзнь; потому что вынуждаемый необходимосiю человѣкъ въ такомъ видѣ съ большимъ усиліемъ проситъ того, кто можетъ ему дать.

(11). Еда мертвыми твориши чудеса? или врачеве воскресятъ, и исповѣдятся Тебѣ? Пока еще я живъ, говоритъ Пророкъ, покажи чудо Твое; потому что, когда умру, не увижу его. Ибо нѣтъ врача, который бы могъ освободить отъ смерти. И какое врачество имѣетъ эту силу?

(12). Еда повѣсть кто во гробѣ милость Твою, и истину Твою въ погибели? (13). Еда познана будутъ во тмѣ чудеса Твоя, и правда Твоя въ земли забвеннѣй? Мертвецамъ, разрѣшившимся въ прахъ, пребывающимъ во гробѣ смерти и преданнымъ забвенію, возможно ли ощущать Твое человѣколюбіе и быть зрителями чудесъ Твоихъ?

(14). И азъ къ Тебѣ Господи воззвахъ, и утро молитва моя предваритъ Тя. Нетерпѣливо желая въ жизни избавиться отъ обстоящихъ золъ, въ сердечной тугѣ умоляю Тебя, и въ моленіи достигаю утра.

(15). Всякую Господи отрѣеши душу мою? отвращаеши лице Твое отъ мене? Итакъ почему же отсылаешь меня, Владыка? Почему не удѣляешь мнѣ благоснисходительности Твоей?

(16). Нищъ есмь азъ и въ трудѣхъ отъ юности моея. Юность для Израильтянъ — исшествіе изъ Египта, а для всѣхъ людей — жизнь внѣ рая по преступленіи заповѣди: потому что тѣ и другіе все остальное время проводили бѣдствуя [1].

Вознесжеся, смирихся и изнемогохъ. И Іудеи, послѣ прославленія, впали въ рабство, и естество человѣческое, созданное по образу Божію и сподобившееся жизни въ раю, вожделѣвъ большаго, лишилось и дарованнаго.

(17). На мнѣ преидоша гнѣви Твои, устрашенія Твоя возмутиша мя: (18). Обыдоша мя яко вода, то-есть весь гнѣвъ подвигъ Ты противъ меня; страшными казнями приводилъ Ты меня въ смятеніе, и, какъ въ водахъ, оставлялъ меня погруженнымъ въ нихъ.

Весь день одержаша мя вкупѣ. Каждый день потопляютъ онѣ меня.

(19). Удалилъ еси отъ мене друга и искренняго и знаемыхъ моихъ отъ страстей. Борясь съ столькими бѣдствіями, не имѣю утѣшенія, доставляемаго близкими знакомыми, будучи лишенъ сожительства съ ними по причинѣ бѣдственнаго рабства. Сіе же прилично было говорить не Іудеямъ только, но и всѣмъ людямъ, жившимъ до пришествія Спасителева; даже и нынѣ, кто подобно сему страждетъ, тому свойственно и сообразно сіе моленіе. Ибо, по словамъ божественнаго Апостола, елика преднаписана быша, въ наше наказаніе преднаписашася: да терпѣніемъ и утѣшеніемъ писаній, упованiе имамы (Рим. 15, 4).

Примѣчаніе:
[1] Ибо изшедшіе изъ Египта Израильтяне всѣ, кромѣ двоихъ, умерли въ пустынѣ.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 108-112. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online