Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3. |
|
Изъясненіе псалма 92-го.
Хвала пѣсни Давиду, не надписанъ у Евреевъ. Словъ: не надписанъ у Евреевъ — нѣтъ ни въ Ексаплахъ, ни у Евсевія. Псаломъ же предвозвѣщаетъ перемѣну въ людяхъ, потому что Богъ не преложенъ и неизмѣняемъ, всегда тотъ же и таковъ же. Не возможно сказать, что иногда Онъ царствуетъ, а иногда не имѣетъ царства; напротивъ того всегда Онъ — Царь по естеству, хотя не всегда явно сіе для людей. Весьма долгое время многіе, не познавъ Его, подобающее Богу служеніе воздавали идоламъ. Но, по вочеловѣченіи Бога и Спасителя нашего, Богопознаніе, подобно свѣту, распространилось по всей вселенной.
(1). Господь воцарися, въ лѣпоту облечеся. Поелику страданіе и познавшимъ произрастающій отъ него плодъ казалось горестнымъ, такъ что и Пророкъ взываетъ: и видѣхомъ Его, и не имяше вида, ни доброты: но видъ Его безчестенъ, умаленъ паче всѣхъ сыновъ человѣческихъ (Ис. 53, 2-3); по вознесеніи же на небо, издало оно боголѣпные лучи: то справедливо возглашаетъ Пророкъ: Господь воцарися, въ лѣпоту облечеся. Ибо не то пріялъ, чего не имѣлъ, но то явилъ въ Себѣ, что имѣлъ. Такъ и Отцу Своему говоритъ: прослави Мя Отче славою, юже имѣхъ у Тебе, прежде міръ не бысть (Іоан. 17, 5).
Облечеся Господь въ силу и препоясася. Что Христосъ — Божія сила и Божія премудрость (1 Кор. 1, 24), ясно научилъ насъ сему божественный Павелъ. Поэтому не отъ инуду пріялъ силу, которой бы прежде не имѣлъ, но собственною Своею силою дѣйствовалъ на враговъ. Пророческое же слово изображаетъ Христа какъ бы нѣкіимъ царемъ, который облекается въ царское всеоружіе, препоясуется поясомъ и вступаетъ въ борьбу со врагами; а потомъ показываетъ происшедшія отъ сего благія дѣйствія.
Ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Незыблемою и твердою содѣлалъ вселенную; потому что имѣетъ уже въ себѣ неколеблемость Божественнаго вѣдѣнія и освобождена отъ прелести лжи. Люди не покланяются уже, то тѣмъ, то другимъ богамъ, но воздаютъ чествованіе истинному Богу.
(2). Готовъ престолъ Твой оттолѣ: отъ вѣка Ты еси. Не нынѣ возведенъ Ты на царство, но имѣешь присносущную державу и царство вѣчное. И о царствѣ Пророкъ сказалъ въ псалмѣ сорокъ четвертомъ: престолъ Твой Боже въ вѣкъ вѣка (Псал. 44, 7); о неизмѣняемости же и непреложности Его научаетъ еще насъ въ псалмѣ сто первомъ; ибо говоритъ: Ты же тойжде еси, и лѣта Твоя не оскудѣютъ (Псал. 101, 28). А оба сіи свидѣтельства блаженный Павелъ отнесъ ко Владыкѣ Христу (Евр. 1, 8. 12).
(3). Воздвигоша рѣки Господи, воздвигоша рѣки гласы своя: (4). Возмутъ рѣки сотренія своя. Пророкъ называетъ рѣками священныхъ Апостоловъ и послѣ нихъ прiявшихъ на себя дѣло проповѣди; потому что, подобно рѣкамъ, доставили они людямъ всякое орошеніе. Такъ нарекъ ихъ и блаженный Аввакумъ: рѣками разсядется земля (Авв. 3, 9), то-есть, разверзется и пріиметъ орошеніе. Такъ и Господь сказалъ: вѣруяй въ Мя, якоже рече писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы (Іоан. 7, 38). Сіи-то рѣки воздвигоша гласы своя, проповѣдуя божественные догматы и пролагая себѣ пути. Ибо сотреніями Пророкъ назвалъ стези. Поелику вода смываетъ обыкновенно землю, по которой течетъ, и пролагаетъ себѣ путь; то теченіе сихъ рѣкъ справедливо назвалъ сотреніемъ, потому что первые вѣровавшіе проповѣди уготовляли путь другимъ, и преподаваніе ученія дѣлали для нихъ нетруднымъ и безбѣдственнымъ.
Отъ гласовъ водъ многихъ, дивны высоты морскія. Какъ при впаденіи въ море великихъ рѣкъ, задерживающихъ стремленіе морскихъ волнъ по песку, волны сіи противоборствомъ рѣчныхъ теченій отражаются на большое пространство; такъ, когда сладкое и удобопіемое ученіе Апостоловъ внесено было въ соленое и горькое море вселенной, произошелъ нѣкій водоворотъ, и однѣ противъ другихъ воздымались волны. Сіе предрекъ и блаженный Аввакумъ; ибо, сказавъ: рѣками разсядется земля, узрятъ тя, и поболятъ людіе, расточая воды шествія, присовокупилъ: даде бездна гласъ свой, высота привидѣнія своя (Авв. 3, 9-10). Всякій городъ исполнился сея бури; таково слово Самаго Господа: не пріидохъ воврещи миръ на вселенную, но мечъ, разлучити человѣка на ближняго, сына на отца своего, дщерь на матерь свою, невѣсту на свекровь свою (Матѳ. 10, 34-35). Но въ началѣ проповѣди была сія буря; нынѣ же Владыка моря запретилъ бурному вѣтру, и премѣнился онъ въ тихое вѣяніе, и умолкли волны морскія, и бысть тишина велія (Матѳ. 8, 26).
Дивенъ въ высокихъ Господь. Акила перевелъ такъ: весьма великъ на высотѣ Господь. И пророкъ весьма кстати присовокупилъ это къ сказанному, показывая тѣмъ силу Совершившаго; потому что Онъ великъ, есть Вышній и Господь, имѣетъ силу неизмѣряемую словомъ и непостижимую для ума.
(5). Свидѣнія Твоя увѣришася зѣло. Все же сіе предвозвѣстилъ Ты издревле, и предрекъ чрезъ святыхъ Пророковъ Твоихъ; а истина сего доказана свидѣтельствомъ дѣлъ. Прекрасно и сіе присовокупленіе: зѣло, то-есть, въ пророчествахъ не возможно усмотрѣть и малѣйшей лжи, но съ точносгію предречено все нынѣ видимое.
Дому Твоему подобаетъ святыня Господи въ долготу дній. Но величайшее и наилучшее изъ всѣхъ благъ есть то, что наслажденіе даруемымъ есть не скоропреходящее и не временемъ ограниченное, подобно служенію іудейскому, но постоянное, всегда пребывающее и вѣчное; потому что сіе соотвѣтствуетъ и приличествуетъ новому дому Твоему. А домомъ Божіимъ божественный Павелъ нарекъ собраніе вѣрующихъ, которому, какъ сказалъ Пророкъ, подобаетъ святыня. Поэтому надлежитъ намъ, по апостольскому увѣщанію, очистить себе отъ всякія скверны плоти и духа, творить же святыню въ страсѣ Божіи (2 Кор. 7, 1), чтобы, уготовивъ достойный Богу храмъ, пріять намъ въ него вѣчнаго Обитателя.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 144-148. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.