Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 93-го.

Псаломъ Давиду въ четвертый субботы. Не надписанъ у Евреевъ. Очевидно, что надпись сія сдѣлана кѣмъ-либо другимъ, а не Пророкомъ и не переводившими псаломъ въ началѣ. Содержаніе же псалма слѣдующее. Многіе изъ Іудеевъ, и князья, и цари, возлюбили беззаконіе, и въ судѣ произносили приговоръ неправедно, отваживаясь на убійства, и за подарки продавая кровь неповинныхъ. Ихъ осуждалъ блаженный Исаія, говоря, услышите, князи Содомстіи (Ис. 1, 10); и еще: князи твои не покаряются, любяще дары, гоняще воздаяніе, сирымъ не судящіи, и суду вдовицъ не внимающiи (Ис. 1, 23); и не только осуждалъ, но и предлагалъ имъ увѣщанія: судите сиру, и оправдите вдовицу (Ис. 1, 17). Тоже обвиненіе дѣлалъ и блаженный Аввакумъ, и принося молитву Богу, сказалъ: сотвори ми человѣки яко рыбы морскія, и яко гады не имущія старѣйшины. Пожираетъ нечестивый праведнаго (Авв. 1, 13-14). Такъ и чудный Іеремія, а равно и другіе Пророки продолжали осуждать ихъ неправду. Сіе-то издали провидя пророческими очами, божественный Давидъ написалъ псаломъ сей, чтобы отъ сладкопѣнія, совершаемаго въ божественномъ храмѣ, получали пользу современники. Учитъ также о промыслѣ Божіемъ, а въ слѣдствіе онаго и о наказаніи живущихъ порочно. Представляетъ же псаломъ произнесеннымъ отъ лица воспитанныхъ въ благочестіи, которые терпятъ неправду отъ сихъ властителей.

(1). Богъ отмщенiй Господь, Богъ отмщеній не обинулся есть. Вмѣсто: не обинулся есть, Акила, а по добно и другіе толковники перевели: явись. Умоляю Тебя, Бога всяческихъ, Владыку, Правителя тварей, налагающаго достойное наказаніе на дѣлающихъ неправду, услыши и пріими прошеніе мое, говоритъ Пророкъ.

(2). Вознесися Судяй земли, воздаждь воздаяніе гордымъ. Всѣмъ яви высоту Твоего владычества, низложи надменіе кичливыхъ, уча самымъ опытомъ, что Ты — Судія вселенной.

(3). Доколѣ грѣшницы Господи, доколѣ грѣшницы восхвалятся? (4). Провѣщаютъ и возглаголютъ неправду, возглаголютъ вси дѣлающіе беззаконіе? Умоляетъ не о томъ, чтобы беззаконные подверглись погибели, но чтобы не владычествовали, и не имѣли власти, дающей имъ средства дѣлать неправду.

(5). Люди Твоя Господи смириша, и достояніе Твое озлобиша. (6). Вдовицу и сира умориша, и пришельца убиша. Отважились они, Владыка, на всякій родъ неправды; величаются владычествомъ, произносятъ неправдивыя рѣчи, а дѣла у нихъ хуже словъ. Лишившіяся супруговъ и оплакивающіе утрату отцевъ — готовая для нихъ добыча; пришедшіе изъ язычниковъ и пожелавшіе жительствовать по Твоимъ законамъ терпятъ отъ нихъ неправедное закланіе: ибо сихъ Пророкъ означилъ именемъ пришельца.

(7). И рѣша: не узритъ Господь: ниже уразумѣетъ Богъ Іаковль. Вотъ высшая степень нечестія! Отваживаются на сіе, говоритъ Пророкъ, не думая, что Ты назираешь и промышляешь о дѣлахъ человѣческихъ. Не просто же прибавлено: Богъ Іаковль, но къ увеличенію обвиненія. Ибо дознавъ, какъ великъ промыслъ Божій о народѣ, и въ посланіи Пророковъ, и въ поставленіи священниковъ, и во время войны, и во время мира, не боятся Бога всяческихъ, какъ назирающаго надъ нами. Послѣ сего Пророкъ подаетъ имъ совѣтъ и увѣщаніе.

(8). Разумѣйте же безумнiи въ людехъ, и буіи нѣкогда умудритеся. Поздно со временемъ пожелаете, неразумные, уразумѣть и дознать свойство вещей.

(9). Насаждей ухо, не слышитъ ли? или создавый око, не сматряетъ ли? Въ самыхъ строгихъ умозаключеніяхъ изложилъ ученіе Пророкъ. Ибо говоритъ: образовавшій изъ персти око и даровавшій ему силу зрѣнія, а также создавшій уши и одарившій ихъ чувствомъ слуха, ужели Самъ не видитъ, не слышитъ, и Создатель сего Самъ лишенъ той силы, какую далъ другимъ?

(10) Наказуяй языки, не обличитъ ли? Язычниковъ, которые не пріяли закона, не пользуются ученіемъ пророческимъ, подвергаетъ Онъ наказаніямъ; ужели же не обличитъ ваше беззаконіе?

Учай человѣка разуму. Онъ создалъ человѣческую разумную природу, и тѣмъ, что видимо въ твари, и что каждый день бываетъ, сообщаетъ ей еще большее вѣдѣніе.

(11). Господь вѣсть помышленія человѣческая, яко суть суетна. Напротивъ того, не только видитъ и слышитъ, но и знаетъ помышленія наши, ложно заключающія о промыслѣ Его. Такъ, преподавъ приличное врачеваніе дѣлающимъ неправду, Пророкъ и обиженнымъ предлагаетъ достаточное утѣшеніе; а чтобы придать сему болѣе убѣдительности, разсуждаетъ такъ:

(12). Блаженъ человѣкъ, его же аще накажеши Господи, и отъ закона Твоего научиши его. Ибо многіе обыкли называть несчастными возлюбившихъ благочестіе и пріобрѣтающихъ пользу отъ закона Божія.

(13). Укротити его отъ дней лютыхъ. Кто и малое вразумленіе принялъ въ настоящей жизни, тотъ будущій судъ найдетъ для себя болѣе кроткимъ. Ибо днями лютыми Пророкъ назвалъ вѣчное мученіе.

Дондеже изрыется грѣшному яма; потому-то возлюбившіе беззаконіе преданы будутъ непрестанно продолжающемуся наказанію. Какъ для упадшаго въ глубокую яму не возможно выдти изъ нея, если никто не поможетъ: такъ нѣтъ возможности избѣжать вѣчнаго мученія, если не восхощетъ сего Божіе человѣколюбіе.

(14). Яко не отринетъ Господь людей Своихъ, и достоянія Своего не оставитъ. Народъ Божій и въ настоящей жизни будетъ пользоваться надлежащимъ о немъ промышленіемъ, какъ именующійся достояніемъ Божіимъ и людьми Божіими.

(15). Дондеже правда обратится на судъ. Будетъ же пользоваться симъ промышленіемъ, пока не явится правда Божія, сотворить судъ всѣмъ человѣкамъ. Симъ пророческое слово даетъ разумѣть воплощеніе Бога и Спасителя нашего и отреченіе Іудеевъ. Ибо правдою наименовало Самаго Владыку Христа, такъ какъ Онъ именуется и солнцемъ правды и о Немъ сказалъ блаженный Павелъ: данъ бысть намъ премудрость отъ Бога, правда же и освященіе и избавленіе (1 Кор. 1, 31). Посему Пророкъ, упомянувъ о Божественномъ промыслѣ, и сказавъ: яко не отринетъ Господь людей Своихъ, и достоянія Своего не оставитъ, и провидѣвъ будущее ихъ отреченіе, кстати присовокупилъ: дондеже правда обратится на судъ. Ибо, пока не станутъ отрицать пришествія правды, будутъ они пользоваться промышленіемъ о нихъ свыше.

И держащіися ея вси правіи сердцемъ. Акила же и Ѳеодотіонъ перевели: и въ слѣдъ ея всѣ правые сердцемъ; то-есть, за симъ Источникомъ спасенія, Который у Пророка названъ правдою, послѣдуютъ имѣющіе разумъ, не омраченный невѣріемъ, и водящіеся правыми помыслами. Согласны съ сказаннымъ и слова Господа. Ибо, увидѣвъ Петра и Андрея, вметающихъ мрежи въ море сказалъ имъ: грядита по Мнѣ, и сотворю вы ловца человѣкомъ (Матѳ. 4, 19); и сказавшему: повели ми прежде ити и погребсти отца моего, отвѣчалъ Господь, остави мертвыхъ погребсти своя мертвецы; а ты гряди по Мнѣ (Матѳ. 8, 21-22). Посему Пророкъ говоритъ, что Богъ будетъ промышлять объ Іудеяхъ до отреченія ихъ, а правые сердцемъ содѣлаются Его послѣдователями, держащимися Его, преданными Ему и вовсе не желающими оставить Его.

(16). Кто востанетъ ми на лукавнующія? или кто спредстанетъ ми на дѣлающія беззаконіе? Яснѣе перевелъ Симмахъ; кто возстанетъ за меня противъ злодѣевъ? кто станетъ за меня противъ дѣлающихъ неправды? Лишенъ я всякой человѣческой помощи, но имѣю великаго Помощника, Который легко можетъ разсыпать полчища сопротивныхъ. Сіе далъ видѣть Пророкъ въ присовокупляемыхъ словахъ.

(17). Аще не Господь помоглъ бы ми, вмалѣ вселилася бы во адъ душа моя. Если бы не пользовался я промышленіемъ Его о мнѣ; то, безъ сомнѣнія, предали бы меня смерти.

(18). Аще глаголахъ, подвижеся нога моя, милость Твоя Господи помогаше ми. Ибо немедленно призывая на помощь Твой промыслъ и открывая немощь свою, пользовался я Твоимъ человѣколюбіемъ.

(19). По множеству болѣзней моихъ въ сердцѣ моемъ, утѣшенія Твоя возвеселиша душу мою. Отъ Твоей благости получалъ я утѣшеніе, соотвѣтственное болѣзнямъ. Такъ сказалъ и блаженный Павелъ: якоже избыточествуютъ страданія Христова въ насъ, тако Христомъ избыточествуетъ и утѣшеніе наше (2 Кор. 1, 5); и еще: во всемъ скорбяще, но не стужающе си: нечаеми, по не отчаяваеми: гоними, но не оставляеми: низлагаеми, но не погибающе (2 Кор. 4, 8-9).

(20). Да не прибудетъ Тебѣ престолъ беззаконія, созидаяй трудъ на повелѣніе. Яснѣе перевелъ Симмахъ: да не присоединяется къ Тебѣ престолъ оскорбленія, вопреки повелѣнію устрояющій бѣдствіе; то-есть, не соглашайся быть сообщникомъ неправды съ судящими беззаконно; произносящіе приговоръ вопреки тому, что повелѣно Тобою, навлекаютъ происходящее отъ сего бѣдствіе. Ибо престоломъ оскорбленія и беззаконія Пророкъ назвалъ неправдивыхъ судей, которые плодомъ неправды пожинаютъ трудъ и бѣдствіе.

(21). Уловятъ на душу праведничу, и кровь неповинную осудятъ. Въ томъ и дѣло сихъ беззаконныхъ судей, чтобы употреблять всякое ухищреніе противъ праведныхъ, и неповинныхъ, ни въ чемъ не погрѣшившихъ, осуждать на смерть.

(22). И бысть мнѣ Господь въ прибѣжище, и Богъ мой въ помощь упованія моего. А я пользовался промышленіемъ о мнѣ Владыки, и Его имѣлъ крѣпкимъ оплотомъ.

(23). И воздастъ имъ Господь беззаконіе ихъ, и по лукавствію ихъ погубитъ я Господь Богъ. Они соберутъ плоды своихъ трудовъ, и получатъ достойное ихъ лукавства воздаяніе. Написано сіе не для нихъ только, но и для всѣхъ людей; потому что Богъ всяческихъ, промышляя о всѣхъ людяхъ, всѣмъ предлагаетъ полезное врачеваніе.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 148-155. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online