Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 94-го.

Хвала пѣсни Давиду, не надписанъ у Еврей. Царь Іосія былъ весьма благочестивъ. Увидѣвъ, что большая часть народа возлюбили служеніе идоламъ, повелѣлъ онъ умертвить всѣхъ жрецовъ идольскихъ, жертвенники же идольскіе разорить до основанія; и даже раскопавъ гробы умершихъ жрецовъ, кости ихъ сожегъ на самыхъ демонскихъ жертвенникахъ. Потомъ, собравъ весь народъ, увѣщаваетъ прибѣгнуть къ покаянію, умилостивить Бога и тѣмъ избѣжать угрожающей конечной гибели; потому что пророчица Олда предвозвѣщала всему народу страшныя и тяжкія бѣдствія. Посему-то блаженный Давидъ, издалека провидя сіе пророческими очами, написалъ псаломъ сей на пользу Іудеямъ и въ наученіе всѣмъ человѣкамъ. Псаломъ же предлагается какъ бы отъ лица Іосіи и священниковъ Божіихъ.

(1). Пріидите возрадуемся Господеви, воскликнемъ Богу Спасителю нашему. Начало приличное ликующимъ и радующимся объ избавленіи отъ нечестія. Вкупѣ, сказано, восшлемъ Богу побѣдную пѣснь; потому что воскликновеніе есть кличь одерживающихъ побѣду. Сонмъ же благочестивыхъ побѣдилъ полчище злочестивыхъ. Поэтому не безъ причины возносятъ Богу побѣдную пѣснь.

(2). Предваримъ лице Его во исповѣданіи, и во псалмѣхъ воскликнемъ Ему. Принесемъ покаяніе прежде, нежели наступило время наказанія; и прежде, нежели произнесенъ на насъ приговоръ, умилостивимъ Владыку; вознесемъ же Ему подобающее пѣснопѣніе. Потомъ Пророкъ извѣщаетъ о побѣдѣ Божіей и объ одолѣніи идоловъ.

(3). Яко Богъ велій Господь, и Царь велій по всей земли. Неизреченна сила нашего Владыки; Онъ — истинный Богъ, Ему принадлежитъ держава надъ всѣми, Онъ обличаетъ ложное названіе такъ именуемыхъ боговъ. Потомъ Пророкъ, сколько возможно сіе для естества человѣческаго, показываетъ признаки Божіей силы.

(4). Яко въ руцѣ Его вси концы земли, и высоты горъ Того суть. (5). Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руцѣ Его создастѣ. Онъ — всѣхъ Творецъ, всѣхъ Владыка, всѣмъ управляетъ; въ рукѣ Своей содержитъ тварь, словомъ создалъ влажную сущность и сушу; Ему принадлежатъ верхи горъ, хотя демоны тысячекратно убѣждаютъ людей неразумныхъ, водружать тамъ капища имъ.

(6). Пріидите, поклонимся и припадемъ Ему, и восплачемся предъ Господемъ сотворшимъ насъ. Посему всѣ притечемъ къ Нему усердно, и воздадимъ Ему подобающее чествованіе, сѣтуя и проливая слезы, испросимъ у Него милость; потому что Онъ — и Творецъ и Владыка нашъ. Показываетъ же и исторія, что Іосія и народъ, по прочтеніи Второзаконія, проливали слезы.

(7). Яко Той есть Богъ нашъ, и мы людіе пажити Его, и овцы руки Его. И по естеству Онъ — Владыка нашъ, и по преимуществу — нашъ Богъ; потому что называетъ насъ народомъ Своимъ, и какъ о Своихъ овцахъ прилагаетъ о насъ попеченіе. Потомъ непокаряюшимся Пророкъ угрожаетъ уже наказаніемъ, устрашая напоминаніемъ объ отцахъ, и ихъ обвиненіемъ стараясь доставить пользу.

Днесь аще гласъ Его услышите, (8). Не ожесточите сердецъ вашихъ, яко въ прогнѣваніи. Поелику Владыка, по человѣколюбію Своему, презрѣлъ прежнее ваше нечестіе; то, по крайней мѣрѣ, теперь послушайте Его увѣщаній и предлагаемаго Имъ спасительнаго ученія, и не подражайте нерѣшительному и упорному нраву отцевъ. Ибо прогнѣваніемъ Пророкъ назвалъ неоднократное ихъ прекословіе въ пустынѣ. Такъ и въ другомъ псалмѣ сказалъ: колькраты преогорчиша Его въ пустыни, прогнѣваша Его въ земли безводнѣй (Псал. 77, 40)? Но Пророкъ показалъ и самоволіе ихъ; ибо не просто сказалъ: не ожесточайтесь, но не ожесточите сердецъ вашихъ, давая знать, что сами сдѣлали такимъ сердце свое. Потомъ яснѣе напоминаетъ о непокорности отцевъ.

По дни искушенія въ пустыни: (9). Идѣже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видѣша дѣла Моя, (10). Четыредесять лѣтъ. Поелику не захотѣли войдти въ обѣтованную землю, представляя въ предлогъ неразумный страхъ, и съ боязнію говоря, что сами будутъ убиты, а дѣти ихъ содѣлаются плѣнниками; то Богъ устроилъ, что сорокъ лѣтъ провели они въ пустынѣ, пока не вымерли.

Негодовахъ рода того, и рѣхъ: присно заблуждаютъ сердцемъ. Вмѣсто: негодовахъ Акила и Симмахъ перевели: недоволенъ Я былъ; то-есть, за сіе возгнушался Я родомъ этимъ, увидѣвъ ихъ легкомысліе и непостоянство сердца.

Тiи же не познаша путей Моихъ: (11). Яко кляхся во гнѣвѣ Моемъ, аще внидутъ въ покой Мой. Не захотѣли внять угрозамъ, произнесеннымъ съ клятвою, не разсудили отвратить угрозу покаяніемъ; а потому не достигли земли, обѣтованной отцамъ. Ибо оную землю Пророкъ нарекъ покоемъ. Поелику, ходя по пустынѣ, часто перемѣняли мѣста въ предшествіи скиніи, въ которой, по ихъ мнѣнію, обиталъ Богъ, въ землѣ же обѣтованія и сами прекратили странствованіе, и скинія водружаема была на мѣстахъ освященныхъ; то Пророкъ землю обѣтованія справедливо назвалъ покоемъ. А путями Божіими наименовалъ Божіе домостроительство.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 155-158. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online