Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 100-го.

Псаломъ Давиду. Въ нѣкоторыхъ спискахъ читается еще: въ четвертый субботы; но ни въ еврейскомъ, ни у другихъ толковниковъ, ни у Седмидесяти не нашли мы сего прибавленія. Содержаніе же псаломъ имѣетъ слѣдующее: царь Іосія до основанія разрушилъ всѣ идольскіе жертвенники, жрецовъ идольскихъ умертвилъ, и народъ научилъ прежнему благочестію, — и не о здравомъ только разумѣніи догматовъ заботился, но прилагалъ попеченіе о преспѣяніи въ добродѣтели, судя право, награждая праведность, помогая обиженнымъ, наказывая дѣлающихъ обиды, радѣя о пользѣ гражданъ. Сіе издалека провидѣвъ, блаженный Давидъ написалъ псаломъ сей, изобразивъ въ немъ добродѣтель Іосіи и представивъ всѣмъ людямъ черты совершенства.

(1). Милость и судъ воспою Тебѣ Господи. Поелику чудный Іосія и къ обиженнымъ былъ милостивъ, и дѣлающихъ обиды осуждалъ, то повѣствованіе объ этомъ Пророкъ назвалъ хваленіемъ милости и суда.

(2). Пою и разумѣю въ пути непорочнѣ. А Симмахъ перевелъ такъ: буду воспѣвать, мысленно представлять путь непорочный; — тотъ путь непорочный и богоугодный, который увидѣлъ я по благодати Духа, изображу теперь съ сладкопѣніемъ.

Когда пріидеши ко мнѣ? Ибо сей чудный мужъ въ такой мѣрѣ пріобрѣлъ чистоту, что съ дерзновеніемъ взывалъ къ Богу: когда пріидеши ко мнѣ? то-есть, уготовалъ я Тебѣ благолѣпный царскій чертогъ, вожделѣваю Твоего пришествія, исполни же мое желаніе.

Прехождахъ въ незлобіи сердца моего посредѣ дому моего. Въ простотѣ проводилъ я жизнь; не прибѣгалъ къ двоедушію, и не инымъ показывалъ себя внѣ дома, противное тому дѣлая въ домѣ, но съ видимымъ сходно было и сокровенное.

(3). Не предлагахъ предъ очима моима вещь законопреступную. Не только гнушался дѣлами законопреступными, но удалялъ отъ себя и помышленіе о нихъ, прежде всего другаго устрояя и приводя въ порядокъ помыслъ.

Творящія преступленіе возненавидѣхъ. Отвращался отъ пренебрегающихъ божественные уставы.

(4). Не прилпе мнѣ сердце строптиво. Близки ко мнѣ были чтущіе правдивость, а предпочетшихъ противное и не желающихъ имѣть правый помыслъ держалъ я вдали отъ собраній моихъ.

Уклоняющагося отъ мене лукаваго не познахъ. Если же кто изъ приближенныхъ ко мнѣ, водясь лукавствомъ, желалъ отдалиться отъ меня, такого отлученія не почиталъ я и отлученіемъ. Столь крайняго презрѣнія казался мнѣ достойнымъ предающійся пороку.

(5). Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгоняхъ. Не принималъ я обвиненій, дѣлаемыхъ тайно, а покушающихся дѣлать это изгонялъ отъ себя.

Гордымъ окомъ, и несытымъ сердцемъ съ симъ не ядяхъ. Не дѣлалъ я своими сотрапезниками ведущихъ себя горделиво.

(6). Очи мои на вѣрныя земли, посаждати я со мною. Сообщниками же моими въ собраніяхъ и въ совѣтѣ были тѣ, которые украшались вѣрою и высоко чтили божественное.

Ходяй по пути непорочну, сей ми служаше. Не только же о друзьяхъ и совѣтникахъ, но и о служашихъ мнѣ прилагалъ я великое попеченіе; потому что употреблялъ въ дѣло служителей радѣющихъ о добродѣтели и чуждыхъ порока.

(7). Не живяше посредѣ дому моего творяй гордыню. Не любилъ имѣть при себѣ людей, которые на другихъ смотрятъ съ презорствомъ.

Глаголяй неправедная, не исправляше предъ очима моима. А если кто совѣтовалъ мнѣ несправедливое, или просилъ несправедливаго; то отходилъ отъ меня ни съ чѣмъ.

(8). Во утрія избивахъ вся грѣшныя земли, еже потребити отъ града Господня вся дѣлающія беззаконіе. Ясно дознаемъ сіе изъ исторіи; потому что Іосія предалъ смерти всѣхъ злочестивыхъ жрецовъ, и очистилъ священный градъ. А кто хочетъ подробнѣйшія имѣть свѣдѣнія о добродѣтели сего мужа, тотъ найдетъ это во второй книгѣ Паралипоменонъ и въ четвертой книгѣ Царствъ.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 180-182. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online