Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3. |
|
Изъясненіе псалма 100-го.
Псаломъ Давиду. Въ нѣкоторыхъ спискахъ читается еще: въ четвертый субботы; но ни въ еврейскомъ, ни у другихъ толковниковъ, ни у Седмидесяти не нашли мы сего прибавленія. Содержаніе же псаломъ имѣетъ слѣдующее: царь Іосія до основанія разрушилъ всѣ идольскіе жертвенники, жрецовъ идольскихъ умертвилъ, и народъ научилъ прежнему благочестію, — и не о здравомъ только разумѣніи догматовъ заботился, но прилагалъ попеченіе о преспѣяніи въ добродѣтели, судя право, награждая праведность, помогая обиженнымъ, наказывая дѣлающихъ обиды, радѣя о пользѣ гражданъ. Сіе издалека провидѣвъ, блаженный Давидъ написалъ псаломъ сей, изобразивъ въ немъ добродѣтель Іосіи и представивъ всѣмъ людямъ черты совершенства.
(1). Милость и судъ воспою Тебѣ Господи. Поелику чудный Іосія и къ обиженнымъ былъ милостивъ, и дѣлающихъ обиды осуждалъ, то повѣствованіе объ этомъ Пророкъ назвалъ хваленіемъ милости и суда.
(2). Пою и разумѣю въ пути непорочнѣ. А Симмахъ перевелъ такъ: буду воспѣвать, мысленно представлять путь непорочный; — тотъ путь непорочный и богоугодный, который увидѣлъ я по благодати Духа, изображу теперь съ сладкопѣніемъ.
Когда пріидеши ко мнѣ? Ибо сей чудный мужъ въ такой мѣрѣ пріобрѣлъ чистоту, что съ дерзновеніемъ взывалъ къ Богу: когда пріидеши ко мнѣ? то-есть, уготовалъ я Тебѣ благолѣпный царскій чертогъ, вожделѣваю Твоего пришествія, исполни же мое желаніе.
Прехождахъ въ незлобіи сердца моего посредѣ дому моего. Въ простотѣ проводилъ я жизнь; не прибѣгалъ къ двоедушію, и не инымъ показывалъ себя внѣ дома, противное тому дѣлая въ домѣ, но съ видимымъ сходно было и сокровенное.
(3). Не предлагахъ предъ очима моима вещь законопреступную. Не только гнушался дѣлами законопреступными, но удалялъ отъ себя и помышленіе о нихъ, прежде всего другаго устрояя и приводя въ порядокъ помыслъ.
Творящія преступленіе возненавидѣхъ. Отвращался отъ пренебрегающихъ божественные уставы.
(4). Не прилпе мнѣ сердце строптиво. Близки ко мнѣ были чтущіе правдивость, а предпочетшихъ противное и не желающихъ имѣть правый помыслъ держалъ я вдали отъ собраній моихъ.
Уклоняющагося отъ мене лукаваго не познахъ. Если же кто изъ приближенныхъ ко мнѣ, водясь лукавствомъ, желалъ отдалиться отъ меня, такого отлученія не почиталъ я и отлученіемъ. Столь крайняго презрѣнія казался мнѣ достойнымъ предающійся пороку.
(5). Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгоняхъ. Не принималъ я обвиненій, дѣлаемыхъ тайно, а покушающихся дѣлать это изгонялъ отъ себя.
Гордымъ окомъ, и несытымъ сердцемъ съ симъ не ядяхъ. Не дѣлалъ я своими сотрапезниками ведущихъ себя горделиво.
(6). Очи мои на вѣрныя земли, посаждати я со мною. Сообщниками же моими въ собраніяхъ и въ совѣтѣ были тѣ, которые украшались вѣрою и высоко чтили божественное.
Ходяй по пути непорочну, сей ми служаше. Не только же о друзьяхъ и совѣтникахъ, но и о служашихъ мнѣ прилагалъ я великое попеченіе; потому что употреблялъ въ дѣло служителей радѣющихъ о добродѣтели и чуждыхъ порока.
(7). Не живяше посредѣ дому моего творяй гордыню. Не любилъ имѣть при себѣ людей, которые на другихъ смотрятъ съ презорствомъ.
Глаголяй неправедная, не исправляше предъ очима моима. А если кто совѣтовалъ мнѣ несправедливое, или просилъ несправедливаго; то отходилъ отъ меня ни съ чѣмъ.
(8). Во утрія избивахъ вся грѣшныя земли, еже потребити отъ града Господня вся дѣлающія беззаконіе. Ясно дознаемъ сіе изъ исторіи; потому что Іосія предалъ смерти всѣхъ злочестивыхъ жрецовъ, и очистилъ священный градъ. А кто хочетъ подробнѣйшія имѣть свѣдѣнія о добродѣтели сего мужа, тотъ найдетъ это во второй книгѣ Паралипоменонъ и въ четвертой книгѣ Царствъ.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 180-182. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.