Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. | Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3. |
|
Изъясненіе псалма 102-го.
Псаломъ Давиду. Псаломъ сей, по видимому, состоитъ въ связи съ предшествующимъ, и тогоже съ нимъ содержанія. Ибо въ томъ оплакивающіе бѣдствія свои въ Вавилонѣ просили Бога даровать имъ возвращеніе; а здѣсь улучившіе просимое пѣснословятъ Благодѣтеля. А я думаю, что пѣснопѣніе сіе приличествуетъ всѣмъ человѣкамъ, и освободившимся отъ болѣе горькаго рабства, и сподобившимся большей свободы. Да и значеніе самыхъ реченій даетъ видѣть, что послѣднее предположеніе вѣрнѣе перваго.
(1). Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Исполненные признательности къ божественнымъ милостямъ побуждаютъ самихъ себя къ пѣснопѣнію, воздавая, чѣмъ только можно, Благодѣтелю. Всегда же возможно пѣснословить и сохранять въ себѣ глубокое памятованіе благодѣяній. И они посвящаютъ всю внутренность, и всякій помыслъ устремляютъ къ божественному пѣснопѣнію; потому что словомъ: внутренняя Пророкъ назвалъ помыслы и всѣ душевныя движенія.
(2). Благослови душе моя Господа, и не забывай всѣхъ воздаяній Его. Душа поучается снова, какъ возбудить себя, разсѣять облако забвенія, и возобновить въ себѣ памятованіе Божіихъ благодѣяній. Слово: воздаянія Симмахъ перевелъ: благодѣянія. Потомъ Пророкъ исчисляетъ въ подробности сіи благодѣянія.
(3). Очищающаго вся беззаконiя твоя, исцѣляющаго вся недуги твоя. Ибо Онъ даровалъ тебѣ отпущеніе грѣховъ, Онъ исцѣлилъ тебя отъ страданій. Сего сподобился разслабленный; потому что въ одно время сказано ему: отпущаются тебѣ грѣси; и: возми одръ твой, и иди въ домъ твой (Марк. 2, 9. 11). Такъ сподобились отпущенія грѣховъ и жена грѣшница, и разбойникъ, и мытари, и всѣ увѣровавшіе.
(4). Избавляющаго отъ истлѣнгiя животъ твой. Отведенныхъ въ Вавилонъ плѣнниковъ, хотя освободилъ Богъ отъ рабства, но не избавилъ отъ тлѣнной жизни. А намъ даровалъ надежду воскресенія, далъ залогъ Духа, облекъ насъ въ ризу безсмертія.
Вѣнчающаго тя милостію и щедротами. Благодатiю есте спасени, какъ говоритъ божественный Апостолъ: и сіе не отъ васъ, Божiй даръ: да никтоже похвалится (Ефес. 2, 8-9); и еще: Христосъ Іисусъ пріиде въ міръ грѣшники спасти, отъ нихъ же первый есмь азъ. Но сего ради помилованъ быхъ, да во мнѣ первомъ покажетъ Іисусъ Христосъ все долготерпѣніе Свое, за образъ хотящихъ вѣровати Ему въ жизнь вѣчную (1 Тим. 1, 15-16). Поэтому вѣнецъ дается по благодати и человѣколюбію. Такъ и божественный Исаія отъ лица невѣсты взываетъ: да возрадуется душа моя о Господѣ: облече бо мя въ ризу спасенія, и одеждою веселія одѣя мя: яко на жениха возложи на мя вѣнецъ, и яко невѣсту украси мя красотою (Ис. 61, 10); и нѣсколько ниже: и будеши вѣнецъ доброты въ руцѣ Господни, и діадима царствія въ руцѣ Бога твоего (Ис. 62, 3). Все же это — дары и приношенія жениха; потому что невѣста принесла въ даръ единую вѣру.
(5). Исполняющаго во благихъ желаніе твое. Поелику есть пожеланіе предосудительное, воспрещаемое Божественнымъ закономъ, то кстати присовокупилъ Пророкъ: во благихъ; потому что Владыка исполняетъ благія наши пожеланія. Просите, говоритъ, и дастся вамъ: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вамъ. Всякъ бо просяй пріемлетъ, и ищай обрѣтаетъ, и толкующему отверзется (Матѳ. 7, 7-8). Ищите же прежде царствія Божія и правды Его, и сія вся приложатся вамъ съ избыткомъ (Матѳ. 6, 33).
Обновится яко орля юность твоя. И сіе обновленіе въ святомъ крещеніи даровалъ намъ также Владыка, и отсѣкши ветхость грѣха, изъ состарѣвшихся содѣлалъ юными. Согласно съ симъ говоритъ Богъ чрезъ Пророка Исаію: терпящіи Меня измѣнятъ крѣпость, окрылатѣютъ аки орли (Ис. 40, 31). Поелику при сотвореніи пріяли мы въ себя Божественныя и царственныя черты, а потомъ помрачили и повредили ихъ всякаго рода грѣховными начинаніями; то пророческое слово обѣщаетъ намъ возстановленіе царскаго достоинства; потому что орелъ есть царственная птица, и ему ввѣрено царство пернатыхъ. Открываетъ же намъ Пророкъ и самый образъ Божественной щедрости.
(6). Творяй милостыни Господь, и судьбу всѣмъ обидимымъ. Ибо не отъ дѣлъ праведныхъ, ихъ же сотворихомъ мы, какъ говоритъ божественный Апостолъ, но по Своей Его милости, спасе насъ, банею пакибытія, и обновленія Духа Святаго (Тит. 3, 5). И увидѣвъ, что потерпѣли мы обиду отъ врага истины, намъ обновилъ источники милости, а на него произнесъ правдивый приговоръ.
(7). Сказа пути Своя Моѵсеови, сыновомъ Израилевымъ хотѣнія Своя. Но не по раскаянію устроилъ намъ сіе спасеніе, напротивъ того издревле предвозвѣстилъ сіе чрезъ Пророковъ, и чрезъ божественнаго Моѵсея предначерталъ наше спасеніе. И море стало прообразомъ всесвятаго крещенія, камень — сѣнію безсмертныхъ токовъ, а манна — изображеніемъ небесной снѣди; и не перечисляя всего въ подробности, скажемъ, что можно найдти предъизображеннымъ у нихъ и иное.
(8). Щедръ и милостивъ Господь, долготерпѣливъ и многомилостивъ. А причиною сихъ благъ, говоритъ Пророкъ, — бездна Божіей благости, неизмѣримая милость, море человѣколюбія.
(9). Не до конца прогнѣвается, ниже въ вѣкъ враждуетъ: (10). Не по беззаконіемъ нашимъ сотворилъ есть намъ, ниже по грѣхомъ нашимъ воздалъ есть намъ. Не восхотѣлъ соразмѣрить наказаніе съ нашими грѣхами и еще продолжать гнѣвъ Свой на насъ.
(11). Яко по высотѣ небеснѣй отъ земли, утвердилъ есть Господь милость Свою на боящихся Его: (12). Елико отстоятъ востоцы отъ западъ, удалилъ есть отъ насъ беззаконія наша. Если бы Пророкъ нашелъ разстоянія болѣе далекія, то, конечно, ихъ и представилъ бы на среду, стараясь показать безпредѣльность Божіей благости. Но человѣческій помыслъ не нашелъ ничего, что было бы выше неба, и имѣло болѣе далекое разстояніе, чѣмъ востокъ отъ запада.
(13). Якоже щедритъ отецъ сыны, ущедри Господь боящихся Его. Онъ, Создатель и Творецъ, уподобился въ благости отцу, и такую же нѣжную любовь оказалъ къ рабамъ, какую отецъ оказываетъ къ дѣтямъ.
(14). Яко Той позна созданіе наше, помяну яко персть есмы. Создатель зналъ немощь нашего естества, зналъ, изъ чего мы созданы, и опять куда пойдемъ.
(15). Человѣкъ, яко трава дніе его, яко цвѣтъ селный тако оцвѣтетъ. Ни чѣмъ не отличаемся мы отъ травы и отъ цвѣтка, который весною разцвѣлъ, и вскорѣ вянетъ и облетаетъ.
(16). Яко духъ пройде въ немъ, и не будетъ, и не познаетъ ктому мѣста своего. А Симмахъ перевелъ такъ: потому что духъ пройдетъ имъ, и потомъ его нѣтъ. Духомъ же Пророкъ называетъ душу. Пока душа въ тѣлѣ, оно живетъ и дѣйствуетъ; а какъ скоро душа отлетѣла, оно угасаетъ и истлѣваетъ, такъ что не узнаешь прежнихъ чертъ, не различишь, что это — тѣло одного, а это — тѣло другаго. И сіе каждый въ точности увидитъ, приникнувъ въ гробъ; потому что все одинаковымъ образомъ дѣлается добычею тлѣнія, и не сохраняетъ прежнихъ чертъ.
(17). Милость же Господня отъ вѣка и до вѣка на боящихся Его: (18). И правда Его на сынѣхъ сыновъ хранящихъ завѣтъ Его, и помнящихъ заповѣди Его творити я. Такъ скорогиблюща природа человѣческая! Но человѣколюбіе Божіе даруетъ долговѣчную жизнь, и воздаяніе правды, должное предкамъ, соблюдаетъ до потомковъ. Такъ до четвертаго рода соблюло царскую власть Іиую, не стяжавшему совершеннаго благочестія, но въ началѣ только царствованія показавшему ревность. Такъ божественному Давиду соблюло неугасшею искру рода, хотя между тѣмъ прозябали и многіе нечестивые. Милость же сію, говоритъ Пророкъ, простретъ Богъ на хранящихъ завѣтъ Его, и не просто помнящихъ заповѣди Его, но къ словамъ присоединяющихъ и дѣла, и по заповѣдямъ благоустрояющихъ жизнь свою.
(19). Господь на небеси уготова престолъ Свой, и царство Его всѣми обладаетъ. Сіе сходно съ сказаннымъ въ другомъ псалмѣ: на высокихъ живый, и на смиренныя призираяй (Псал. 112, 5-6). Ибо и здѣсь пророческое слово научаетъ насъ, что Господь всяческихъ, хотя имѣетъ престолъ на небѣ, но, какъ Создатель, Царь и владыка всего, назираетъ надъ тварію и правитъ ею.
(20). Благословите Господа вси Ангели Его, сильніи крѣпостію, творящіи слово Его, услышати гласъ словесъ его. Справедливо Пророкъ къ общенію въ пѣснопѣніи призвалъ и невидимыя Силы; потому что человѣческая природа не въ состояніи достойно воспѣть Тебя Благодѣтеля, безплотныя же и святыя природы, имѣя жизнь свободную отъ страстей, имѣютъ и достаточныя силы исполнять Божественныя заповѣди.
(21). Благословите Господа вся силы Его, слуги Его творящіи волю Его. Чиновъ небесныхъ много, и они различны; потому что есть Начала, Власти, Престолы, Господства, Серафимы, Херувимы, и другія неизвѣстныя намъ именованія, какъ говоритъ божественный Апостолъ (Кол. 1, 16). Но всѣ сіи чины пророческое слово заключило подъ сими двумя именованіями; ибо назвало Ангелами, какъ споспѣшествующихъ исполненію Божіихъ заповѣдей и распространяющихъ словеса Божіи, — Силами же, какъ достаточно сильныхъ дѣлать повелѣнное, и таковую силу въ самомъ естествѣ получившихъ отъ Сотворшаго.
(22). Благословите Господа вся дѣла Его на всякомъ мѣстѣ владычества Его. Сіе не приложимо къ Іудеямъ; потому что, когда плѣнившіе ихъ повелѣвали воспѣть отъ пѣсней сіонскихъ, поступая законно, сказали они: како воспоемъ пѣснь Господню на земли чуждей (Псал. 136. 4)? А намъ божественный Апостолъ предписываетъ молитвы творя на всякомъ мѣстѣ, воздѣвать преподобныя руки (1 Тим. 2, 8). Сіе и Владыка Христосъ сказалъ Самарянкѣ: аминь, аминь глаголю тебѣ, жено, яко грядетъ часъ, и нынѣ есть, егда ни въ горѣ сей, ни во Іерусалимѣхъ поклонятся Отцу. Ибо Духъ есть Богъ: и иже кланяются Ему, духомъ, и истиною достоитъ кланятися (Іоан. 4, 21. 24).
Благослови душе моя Господа. Конецъ согласенъ съ началомъ. Ибо Пророкъ, къ общенію въ пѣснословіи призвавъ умныя сущности, и насъ научаетъ; сколько сіе возможно, чествовать Творца, и соразмѣрно силамъ, возносить Ему благодарственную пѣснь.
Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 190-197. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)
«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко.
При поддержкѣ Canto.ru.