Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4.

V ВѢКЪ

Блаж. Ѳеодоритъ Кирскій († 457 г.)
ТОЛКОВАНIЕ НА СТО ПЯТЬДЕСЯТЪ ПСАЛМОВЪ.

Изъясненіе псалма 109-го.

Псаломъ Давиду. Въ предпоставленномъ псалмѣ, предвозвѣстивъ спасительное страданіе, Пророкъ предрекаетъ вознесеніе Спасителя по страданіи. О началѣ же сего псалма упоминаетъ и божественнѣйшій Петръ въ Дѣяніяхъ, и говоритъ такъ: не бо Давидъ взыде на небеса, глаголетъ же самъ, рече Господь Господеви моему, сѣди одесную Мене: дондеже положу враги Твоя подножіе ногъ Твоихъ (Дѣян. 2, 34-35). И самъ Господь, видя, что фарисеи имѣютъ о Христѣ различныя мнѣнія, предложилъ имъ такой вопросъ: что вамъ мнится о Христѣ? чій есть сынъ? И когда сказали они: Давидовъ; отвѣтствовалъ; како убо Давидъ духомъ Господа Его нарицаетъ? глаголя, рече Господь Господеви Моему, сѣди одесную Мене. Потомъ выводитъ заключеніе: аще убо Давидъ нарицаетъ Его Господа, како сынъ ему есть (Матѳ. 22, 42-44)? Сказалъ же сіе, не отвергая того, что Христосъ есть сынъ Давидовъ, но къ признаваемому прилагая непознанное. Ибо фарисеи признавали, что Христосъ есть сынъ Давидовъ, но совершенно не знали, что Онъ и Господь Давидовъ. Посему прилагаетъ послѣднее, не отрицаетъ же и признаваемаго, научая, что Онъ — и сынъ Давидовъ по плоти, и Господь Давидовъ, какъ Богъ и Создатель. Посему блаженный Давидъ ясно проповѣдуетъ Божество Владыки Христа, и говоритъ:

(1). Рече Господь Господеви моему: сѣди одесную Мене. Если Давидъ царь, и царь благочестивый, сподобившійся пророчественной благодати, Владыку Христа называетъ своимъ Господомъ; то слѣдуетъ, что Христосъ — не человѣкъ только, какъ безумно говорятъ Іудеи, но и Богъ, какъ Создатель и Господь Давидовъ. А общность именъ означаетъ тождество сущности. Ибо Господь Господу, а не Господь твари, не Господь созданію, говоритъ: сѣди одесную Мене. Посему, хотя важно сіе, и не только выше естества человѣческаго, но выше и всякой твари; однако же и это изречено по человѣчеству; потому что Сынъ, какъ Богъ, имѣетъ престолъ вѣчный; сказано: престолъ Твой Боже въ вѣкъ вѣка (Псал. 44, 6). По крестѣ и по страданіи, не какъ Богъ сподобился сей чести, но какъ человѣкъ пріялъ, что имѣлъ какъ Богъ. Не смиренный вознесенъ, но Вышній, во образѣ Божіи сый, смирилъ Себя, зракъ раба пріимъ (Флп. 2, 6-7). Посему и Евангелистъ взываетъ: Единородный Сынъ, Сый въ лонѣ Отчи, Той исповѣда (Іоан. 1, 18). И самъ Господь говоритъ: Азъ во Отцѣ, и Отецъ во Мнѣ (14, 11); и въ другомъ мѣстѣ: прослави Мя Ты Отче славою, юже имѣхъ у Тебе прежде міръ не бысть (17, 5). Посему, какъ человѣкъ, слышитъ: сѣди одесную Мене; а какъ Богъ, имѣетъ вѣчную державу.

Дондеже положу враги Твоя подножіе ногъ Твоихъ. Враги по преимуществу — діаволъ и служители его, демоны, кромѣ же ихъ и противящіеся божественной проповѣди Его, Іудеи и язычники. Реченіе же: дондеже не время означаетъ, но есть особенный образъ выраженія, свойственный божественному писанію. Ибо такъ и чрезъ Пророка говоритъ Богъ: Азъ есмь, Азъ есмь, и дондеже состарѣешися, Азъ есмь (Ис. 46, 4). Явно же, что бытіе Божіе не оканчивается съ старостію человѣческою. Ибо, если о небѣ и о землѣ говоритъ Пророкъ: та погибнутъ, Ты же пребываеши (Псал. 101, 27): и еще: Ты же тойжде еси, и лѣта Твоя не оскудѣютъ (28); тѣмъ паче и послѣ того, какъ человѣкъ состарѣется и окончитъ жизнь, пребываетъ Владыка всяческихъ. Сіе подобно оному апостольскому изреченію: подобаетъ бо Ему царствовати, дондеже положитъ вся враги подъ ногама Своима (1 Кор. 15, 25). Ибо здѣсь реченіе: дондеже не время означаетъ. Да и какое было бы основаніе, царствовать Ему, пока иные еще противятся, и лишиться царства, какъ скоро всѣ покорятся? И Даніилъ Пророкъ сказалъ, что по убіеніи звѣрей воцарится Онъ во вѣки, и царствію Его не будетъ конца (Дан. 7, 27). Какъ будутъ соцарствовать Святые, или съ кѣмъ будутъ они царствовать, если обѣтовавшій царство отложитъ царскую власть? Посему рѣченіе: дондеже не время означаетъ, но употреблено по особенному образу выраженія, какой свойственъ божественному Писанію.

(2). Жезлъ силы послетъ Ти Господь отъ Сіона. Хотя изъ Виѳлеема жезлъ Іессеевъ; ибо сказано: изыдетъ жезлъ изъ корене Іессеова, и цвѣтъ отъ корене его взыдетъ: и почiетъ на Немъ Духъ Божій (Ис. 11, 1-2); но слѣдующія за симъ слова изображаютъ державу Жезла — спасительный крестъ; потому что крестомъ покорилъ все полчище сопротивныхъ; а крестъ водруженъ на Сіонѣ.

И господствуй посредѣ враговъ Твоихъ. Ибо не попутными вѣтрами водились проповѣдники евангелія, но, терпя нападенія отъ Еллиновъ и варваровъ, будучи окружены потоками злочестія, возобладали непріязненными, и какъ нѣкіихъ плѣнниковъ привели къ Царю и заставили возлюбить служеніе Ему.

(3). Съ Тобою начало въ день силы Твоея, во свѣтлостехъ святыхъ Твоихъ. Ты имѣешь негиблющую державу; преимущественно же покажешь сіе въ день суда, въ который Святыхъ содѣлаешь свѣтлыми и славными. Ибо днемъ силы Пророкъ назвалъ второе пришествіе Спасителя, когда пріидетъ Онъ съ Ангелами во славѣ Отчей; тогда и Святые просвѣтятся яко солнце, по слову самаго Господа (Матѳ. 13, 43). Изъ чрева прежде денницы родихъ Тя. Здѣсь открыто велелѣпіе Божества Его, и изрекшій Ему Господь: сѣди одесную Мене, исповѣдуетъ единосущіе, и провозглашаетъ тождество естества. Сказанное: прежде денницы, даетъ видѣть, что бытіе Его прежде временъ и прежде вѣковъ, А слово: изъ чрева показываетъ тождество сущности. Не отъ инаго чего, говоритъ Богъ, но отъ Моего естества рожденъ Ты. И слово: чрево очевидно разумѣется примѣнительно. Какъ изъ чрева раждаютъ люди, и раждаемое имѣетъ одно естество съ родившими; такъ рожденъ Ты отъ Меня, и показуешь въ Себѣ сущность Родшаго.

(4). Клятся Господь, и не раскается: Ты еси іерей во вѣкъ, по чину Мелхиседекову. Вполнѣ истолковалъ сіе божественный Апостолъ въ посланіи къ Евреямъ, и доказалъ нескончаемость сего первосвященства тѣмъ, что священство левитское не съ клятвою пріяло обѣтованія, а сіе подтверждено клятвою. И посему присовокуплено: и не раскается; потому что Богъ всяческихъ не однократно домостроительствовалъ многое, и попускалъ, что подвергалось сіе измѣненіямъ. Такъ священство іудейское учредилъ, и отмѣнилъ; такъ царство іудейское воставилъ, и разрушилъ; такъ попускалъ быть царствамъ ассирійскому, вавилонскому и македонскому, и повелѣвалъ сокрушаться. Благоволивъ же, чтобы священство сіе было вѣчное, какъ сказано, поклялся, что не раскается. А сказано сіе человѣчески; потому что Божество не знаетъ страданія, раскаяніе же есть страданіе. Мелхиседекъ — іерей не Іудеевъ, но язычниковъ; такъ и Владыка Христосъ не за Іудеевъ только, но за всѣхъ человѣковъ принесъ Себя въ жертву Богу. Начинаетъ же священство въ ту ночь, въ которую претерпѣлъ страданіе; когда пріемъ хлѣбъ, и благословивъ преломи, и рече: пріимите ядите отъ него: сіе есть тѣло Мое; а также и чашу растворивъ, даде ученикамъ Своимъ, глаголя, пійте отъ нея вси: сія бо есть кровь Моя, новаго завѣта, яже за многія изливаема во оставленіе грѣховъ (Матѳ. 26, 26-28). Находимъ же, что Мелхиседекъ — и іерей и царь (потому что былъ образомъ истиннаго іерея и царя), и приноситъ Богу не безсловесныя жертвы, но хлѣбъ и вино. Ибо сіе принесъ и Аврааму, духовно провидя въ чреслахъ Патріарха Первообразъ собственнаго своего первосвященства. Посему, если отъ Давида Христосъ по плоти, Давидъ же отъ Іуды, а Христосъ пріялъ первосвященство по чину Мелхиседекову; то священство левитское престало, благословеніе же высшаго священства перешло на колѣно Іудово.

(5). Господь одесную Тебе сокрушилъ есть въ день гнѣва Своего цари. Противоборныхъ и дерзкихъ нынѣ князей и царей предастъ мученію въ день суда. Сказанное же: Господь одесную Тебе, подобно сказанному въ пятнадцатомъ псалмѣ: предзрѣхъ Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся (Псал. 15, 8). И тамъ изрекъ сіе по человѣчеству, и выразйлъ неотлучность соединившагося естества; и здѣсь изрекаетъ вмѣстѣ и Божеское и человѣческое. Сказанное: сѣди одесную Мене относится къ естеству человѣческому; а слова: изъ чрева прежде денницы родихъ Тя, означаетъ Божество. А сіе: Ты еси іерей во вѣкъ, опять сказано человѣку; также слова: Господь одесную Тебѣ значатъ: неотлучнымъ имѣешь соединившееся Божество.

(6). Судитъ во языцѣхъ, исполнитъ паденія, сокрушитъ главы на земли многихъ. Еще яснѣе выразилъ здѣсь судъ и то, что въ оный день казнямъ всякаго рода предастъ жившихъ злочестиво, хотя и въ настоящей жизни многократно подвергалъ ихъ многимъ вразумленіямъ, научая невѣдущихъ познать силу Его.

(7). Отъ потока на пути піетъ: сего ради вознесетъ главу, то-есть, вочеловѣчившись будетъ жить въ великой скудости, такъ что водами, находимыми на пути, станетъ утолять жажду. Подобное сему изрекъ и Апостолъ Павелъ: смирилъ Себе даже до смерти, смерти же крестныя. Тѣмже и Богъ его превознесе (Флп. 2, 8-9). Явно же, что сіе сказано по человѣчеству; потому что, какъ Богъ не смиреннымъ бывъ превознесенъ, но будучи Всевышнимъ, смирилъ Себя; а какъ человѣкъ, пріялъ, чего не имѣлъ.

Печатается по изданію: Творенiя блаженнаго Ѳеодорита, епископа Кирскаго. Часть третья. — М.: Въ типографiи В. Готье, 1856. — С. 255-261. (Творенiя святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академiи, томъ 28.)

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online