Преподобный Исидор Пелусиот. (Письма). Т. 3

51. Диакону Илии.
На сказанное в 61-м псалме: единою глагола Бог, двоя сия слышах
(12).

Добыча, которую желаешь ты уловить, наилучший, и разумнейшими с трудом уловляется, а для умов дебелых вовсе неуловима. Спрашивал ты, что значит: единою глагола Бог, двоя сия слышах? Посему (так как надобно открыть дверь разумения и разбор затруднительного в изречении предоставить более разумным) думаю, что сказано сие в таком смысле, в каком сказал бы иной: такой-то встретился со мною однажды, но вел разговор о различных предметах.

Таков ближайший смысл изречения, представляющийся с первого взгляда; более же глубокий и близкий к делу рассеян во всех Писаниях. Но укажу оный, взяв в руки одно или два места, хотя можно обращать внимание и на многие другие места, заключающие в себе такой же высокий смысл, как и у Песнопевца.

Бог сказал Адаму: земля еси, и в землю отыдеши (Быт.3:19), - и не присовокупил: "обратишься в ничто и не возвратишься более к жизни". По причине сего молчания проразумеваю воскресение, ибо сим Господь дал изгнаннику надежду на возвращение. Определение Божие, кажущееся односторонним, выражает Царское человеколюбие и порождает надежду на возвращение.

И Ниневитяне, народ жестокий, выслушав о себе почти прямое определение, не потерпели ничего жестокого. Но в сказанном: еще три дни, и Ниневия превратится (Ион.3:4), - уразумели, что выражается сим Божие человеколюбие, ибо определение, исполненное неизбежной угрозы, заключало в себе тайную мысль, сокрытую в присовокупленной отсрочке. Не было сказано в оном: "после трех дней"; напротив того, заключалось в нем как бы следующее: "три дня потерплю еще вас"; и образумившись, они отклонили от себя погибель и приобрели спасение. Определение Божие, по-видимому, заключало не одно что-то, но две вещи: или наказание нераскаянным, или спасение кающимся. Сие-то показал и самый итог, соответствующий более сему изъяснению, нежели определению.