Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 1.

IV ВѢКЪ

Преп. Антоній Великій († 358 г.)
ПИСЬМА КЪ МОНАХАМЪ [1].

1. О удаленіи отъ міра.

Возлюбленные, во-первыхъ я желаю вамъ спасенія отъ Господа, потомъ покажу вамъ различные образы удаленія отъ міра и обращенія къ Богу. Люди, которымъ преподаются истины Евангельскаго ученія, и которыхъ Духъ Божій призываетъ къ святой и благочестивой жизни, бываютъ троякаго рода. Одни, услышавши слово спасенія, убѣждаются въ истинѣ онаго почти также, какъ убѣждаются въ истинѣ словъ другаго человѣка. Посему, не медля ни мало, послѣдуютъ призыванію Божію, и стараются сообразовать жизнь свою съ ученіемъ Евангельскимъ. Такъ нѣкогда отецъ нашъ Авраамъ, услышавъ повелѣніе Божіе: изыди отъ земли твоея, и отъ рода твоего, и отъ дому отца твоего, и иди во землю, юже ти покажу (Быт. 12, 1), охотно и немедленно исполнилъ сіе повелѣніе, чрезъ то содѣлался примѣромъ послушанія для всѣхъ, коимъ проповѣдуется Евангеліе. Сей образъ удаленія отъ міра и обращенія къ Богу всегда предоставленъ свободѣ каждаго человѣка. И нынѣ если кто отворяетъ двери сердца своего Божественной благодати, вмѣстѣ съ сею благодатію принимаетъ залогъ будущихъ благъ.

Другіе возбуждаются къ жизни благочестивой только потому, что узнаютъ изъ Евангельскаго ученія о великихъ наказаніяхъ, которыя ожидаютъ грѣшника въ будущей жизни, и о неизрѣченномъ блаженствѣ, которое обѣщано праведнымъ. Страхъ подвергнуться первымъ и надежда получить послѣднее побуждаютъ ихъ исполнять волю Божію. Такимъ образомъ законъ Господень обращаетъ души ихъ (Псал. 18, 8), и явленіе словесъ Господнихъ просвѣщаетъ и вразумляетъ ихъ (Псал. 118, 130).

Иные, наконецъ, по развращенію и грубости сердца своего, по сильной и долговременной привычкѣ ко грѣхамъ не могутъ оставить порочную жизнь свою первыми двумя образами. Почему милосердый Богъ ввергаетъ ихъ въ бѣдствія и болѣзни, чтобы совѣсть ихъ пробудилась отъ грѣховнаго усыпленія, чтобы тяжкія несчастія побудили ихъ раскаяться всѣмъ сердцемъ въ беззаконіяхъ своихъ, послѣдовать призыванію Божію, и сдѣлаться участниками въ дарахъ духовныхъ также, какъ первый и второй родъ людей, обращающихся къ Богу. И такъ Богъ троякимъ образомъ показываетъ людямъ путь спасенія, чтобы могли они усвоить себѣ заслуги Искупителя, Сына Божія.

Кто совершенно удалился отъ міра, и всѣмъ сердцемъ обратился къ Богу, долженъ пріобрѣсти духовное мужество и научиться терпѣнію, чтобы могъ онъ твердо стоять противъ врага и отражать его нападенія. Духъ Святый въ началѣ обыкновенно дѣлаетъ для него легкими всѣ духовные подвиги, чтобы раскаяніе во грѣхахъ не было для него трудно и непріятно. Онъ показываетъ ему истинный путь къ благочестію, болѣе и болѣе усиливаетъ въ немъ духъ покаянія, укрѣпляетъ его въ добродѣтеляхъ, научаетъ обуздывать свое тѣло и очищать свое сердце, и такимъ образомъ содѣлываетъ его наслѣдникомъ жизни вѣчной. Тѣло умерщвляется обыкновенно долговременными постами, бдѣніемъ и трудами. Если человѣкъ постоянно питаетъ въ себѣ духъ покаянія, и не препятствуетъ дѣйствію Духа Божія, то трудные подвиги покаянія раждаютъ въ немъ духовное утѣшеніе, и онъ уже ясно чувствуетъ, что привязанность къ суетнымъ удовольствіямъ міра сего и возвращеніе къ жизни порочной гибельно для него. Тогда душевный взоръ человѣка на окружающіе его предметы просвѣщается, душа и тѣло очищаются, и въ чистотѣ своей дѣйствуютъ согласно между собою. Все сіе производитъ Духъ Святый, который постепенно истребляетъ въ человѣкѣ природное его поврежденіе, чтобы поставить его въ первобытное состояніе и чтобы не осталось въ немъ ничего, что собственно принадлежитъ врагу его. Когда душа человѣческая возвращаетъ первобытную свою чистоту: то тѣло уже теряетъ свое господство надъ нею, ибо тогда оно зависитъ отъ воли души, которая и предписываетъ ему правила воздержанія въ пищѣ и питіи и управляетъ имъ во всѣхъ его дѣйствіяхъ, какъ говоритъ Апостолъ о себѣ: умерщвляю тѣло мое и порабощаю (1 Кор. 9, 27).

Дѣйствія человѣческаго тѣла, по моему мнѣнію, бываютъ троякаго рода. Однѣ относятся къ обыкновеннымъ занятіямъ жизни человѣческой, когда человѣкъ посредствомъ тѣла исполняетъ всѣ внѣшнія дѣла свои. Сіи дѣйствія всегда зависятъ отъ воли души. Другія тѣлесныя дѣйствія побуждаютъ человѣка желать пріятной и роскошной пищи и питія. Когда онъ удовлетворяетъ сему желанію, то изобиліе крови и соковъ, произшедшихъ отъ пищи, производитъ волненіе въ тѣлѣ и раждаетъ различныя порочныя желанія. Посему-то Господь нашъ Іисусъ Христосъ говоритъ своимъ ученикамъ: внемлите себѣ, да не когда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піянствомъ (Лук. 21, 34) и Апостолъ Павелъ запрещаетъ упиваться виномъ, въ немъ же есть блудъ (Ефес. 5, 18). И такъ всякій, кто удаляется отъ міра и обращается къ Богу, долженъ наблюдать строгое воздержаніе въ пищѣ и питіи, и такимъ образомъ умерщвлять тѣло свое, чтобъ въ чистотѣ совѣсти могъ онъ говорить съ Апостоломъ Павломъ: умерщвляю тѣло мое и порабощаю. Наконецъ иныя дѣйствія въ человѣческомъ тѣлѣ происходятъ отъ злыхъ духовъ, которые стараются совратить съ пути чистоты вступившихъ въ оный. Если душа постоянно питаетъ въ себѣ духъ покаянія, и непрестанно старается строго исполнять евангельскія заповѣди, то Духъ Святый показываетъ ей средства управлять дѣйствіями тѣла своего, или совершенно уничтожать оныя. Но если человѣкъ Не обращаетъ вниманія на заповѣди Господни, и не хочетъ послѣдовать имъ, то чувственныя желанія его усиливаются, и душу его порабощаютъ господству тѣлесныхъ страстей, такъ что она не знаетъ, откуда получить себѣ помощь. Если же человѣкъ прибѣгаетъ къ Богу съ молитвою о помощи, и въ дѣлахъ своихъ старается руководиться Духомъ Божіимъ, то противоборство страстямъ своимъ для него есть духовный покой и миръ.

Изъ всего сказаннаго мною видно, что истинное покаяніе и обращеніе къ Богу требуетъ чистоты не только душевной, но и тѣлесной. Человѣкъ, который хочетъ удалиться отъ міра, прежде всего долженъ обращаться къ Богу съ молитвою о божественной помощи. Духъ Святый ниспосылаетъ свою помощь человѣку по мѣрѣ его ревности къ благочестію, по мѣрѣ того, какъ онъ сильно чувствуетъ нужду въ пособіи, и желаетъ получить оное. Когда Божественная благодать не находитъ препятствій своимъ дѣйствіямъ въ сердцѣ человѣческомъ, то она постепенно искореняетъ въ немъ всѣ страсти, какъ тѣ, которыхъ сѣмя скрывается въ тѣлѣ человѣческомъ, такъ и тѣ, которыя раждаются собственно въ сердцѣ. Она просвѣщаетъ взоры человѣка, чтобы они были свѣтлы и чисты, и чтобы въ нихъ не было ничего помрачающаго или ослѣпляющаго ихъ; исправляетъ слухъ его, чтобы человѣкъ обращалъ оный только ко гласу истины, а не къ клеветѣ или поношенію, и чтобы особенно приклонялъ оный къ воплямъ угнетенныхъ и несчастныхъ; освящаетъ и языкъ его, чтобы онъ говорилъ всегда истину, полезное и назидательное для другихъ. Ибо человѣкъ часто впадаетъ во многіе грѣхи единственно потому, что не обуздываетъ языка своего. О семъ Апостолъ Іаковъ такъ говоритъ: аще кто мнится вѣренъ быти въ васъ, и не обуздываетъ языка своего, но льститъ сердце свое, сего суетна есть вѣра (Іак. 1, 26) и въ другомъ мѣстѣ: языкъ малъ удъ есть, но сквернитъ все тѣло (Іак. 3, 5-6). Когда человѣкъ укрѣпится въ благодати, то обращаетъ вниманіе на каждое слово свое, чтобы въ словахъ его не видно было никакого чувственнаго желанія, но чтобы вси глаголы устъ его, какъ говоритъ Соломонъ (Прит. 8, 8), были съ правдою, и ничтоже въ нихъ было стропотно или развращенно, чтобы языкъ его, какъ языкъ премудрыхъ, исцѣлялъ другихъ (Прит. 12, 18). У порочнаго человѣка руки обыкновенно служатъ орудіемь ко грѣху, напротивъ у благочестиваго человѣка, котораго всѣ дѣла освящаются внутреннею его святостію, руки выражаютъ возвышенность и стремленіе духа его на небо: ибо во время молитвы онѣ воздѣваются къ небу. Такимъ образомъ на благочестивомъ человѣкѣ исполняются слова Писанія, сказанныя о сильной и святой молитвѣ людей благочестивыхъ: Воздѣяніе руку моею, какъ жертва вечерняя. Сверхъ сего благотвореніе и раздаяніе милостыни есть одна изъ необходимыхъ обязанностей, исполненіемъ которой руки праведныхъ людей освящаются. Человѣкъ, истинно удалившійся отъ міра и обратившійся къ Богу, наблюдаетъ строгое воздержаніе въ пищѣ и питіи, и никогда не увлекается примѣромъ тѣхъ, которые не сохраняютъ сей добродѣтели, такъ какъ говоритъ о семъ псалмопѣвецъ: гордымъ окомъ и несытымъ сердцемъ, съ симъ не ядяхъ (Псал. 100, 5). Ибо онъ опасается, чтобы пища и питіе не отяготило его, и чтобы невоздержаніе не ослабило духовныхъ силъ его, и такимъ образомъ не покорило власти врага. Посему человѣкъ любящій воздержаніе исполняетъ наставленіе Апостола Павла: аще убо ясте, аще ли піете, аще ли ино что творите, вся во славу Божію творите (1 Кор. 10, 31) Если возникаютъ въ немъ чувственныя желанія, дабы совратить его съ пути правды, онъ спокойно удаляетъ оныя, и сохраняетъ себя въ чистотѣ. Его защита, помощь и укрѣпленіе есть Духъ Святый, который научаетъ его побѣждать всякое зло, и даетъ ему силу умерщвлять уды свои, яже на земли, блудъ, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоиманіе, еже есть идолослуженіе (Кол. 3, 5). Наконецъ, благочестивый человѣкъ направляетъ на путь истины и стопы свои, если онѣ уклонялись на путь неправды: но болѣе всего соблюдаетъ чистоту сердца своего, хранитъ благодать, обитающую въ ономъ, и всегда располагаетъ оное къ исполненію всякаго добраго дѣла. И такъ человѣкъ, желающій себѣ спасенія, старается, чтобы и душа и тѣло его были совершенны и покорны благодати. Тѣло его нѣкоторымъ образомъ участвуетъ въ силѣ и совершенствахъ будущаго, блаженнаго тѣла, которое откроется въ воскресеніи мертвыхъ.

Все, доселѣ сказанное нами, относится къ тѣмъ порочнымъ пожеланіямъ души, которыя раждаются въ ней по причинѣ соединенія ея съ тѣломъ. Сіи пожеланія всегда стремятся къ тому, чтобы ослабить душу, и подвергнуть ее власти духа злобы. Въ душѣ бываютъ и другіе пороки, какъ-то: гордость, ненависть, гнѣвъ, малодушіе, нерадѣніе, и другіе подобные симъ. Когда душа совершенно предается Богу, то преблагій Богъ даруетъ ей духъ истиннаго покаянія, и очищаетъ ее отъ всѣхъ пороковъ, чтобы духъ злобы не могъ имѣть власти надъ нею: ибо онъ всегда старается содержать ее въ рабствѣ страстей и чрезъ то господствовать надъ нею. Если душа постоянно повинуется внушеніямъ Духа Святаго, и терпѣливо переноситъ труды покаянія, то милосердый Творецъ взираетъ благосклоннымъ окомъ на всѣ ея подвиги, какъ-то: на долговременный и строгій постъ, бдѣніе, размышленіе при чтеніи Слова Божія, непрестанную молитву, на искреннее и чистосердечное служеніе всѣмъ людямъ, на нищету духа. Преблагій Богъ наконецъ освобождаетъ ее отъ всѣхъ искушеній, и изливаетъ ей духовное утѣшеніе. Ибо Онъ человѣколюбецъ есть. Ему и Единородному Его Сыну и Святому Духу должно быть приносимо славословіе во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Всѣхъ писемъ Антонія Великаго, которыя посылалъ онъ въ различные египетскія монастыри, считается двадцать. Онъ писалъ ихъ на египетскомъ языкѣ, на которомъ онѣ и донынѣ сохраняются во многихъ Египетскихъ монастыряхъ. Еще въ четвертомъ вѣкѣ по Р. X. съ египетскаго языка онѣ переведены на греческій, въ восьмомъ на арабскій, а въ семнадцатомъ вѣкѣ съ арабскаго на латинскій маронитомъ Авраамомъ Ехелленскимъ, который и издалъ ихъ въ Парижѣ въ 1641 году. Святый Антоній писалъ сіи письма въ старости. Это видно какъ изъ слѣдующихъ словъ его въ седьмомъ письмѣ: Вся протекшая, довольно долговременная, жизнь моя была не что иное, какъ непрестанный плачь и стенаніе о грѣхахъ моихъ, такъ и изъ того, что въ четвертомъ письмѣ онъ упоминаетъ объ аріевой ереси, которая начала распространяться въ восьмидесятыхъ годахъ жизни святаго Антонія.
О подлинности первыхъ семи писемь, по Галландову изданію оныхъ, свидѣтельствуетъ Іеронимъ (Catalog. de vir. illustr. cap. 88), который говоритъ, что въ нихъ видѣнъ апостольскій духъ, и что лучшее изъ нихъ есть то, которое святый Антоній послалъ въ монастыри, находящіеся близъ города Арсиноя (письмо шестое). Святому Антонію приписываетъ сіи письма и неизвѣстный греческій писатель книги О дѣлахъ и изреченіяхъ отцевъ, которую Фотій разсматриваетъ въ своей Библіотекѣ (cod. 198). Сей неизвѣстный писатель, приводя одно мѣсто изъ перваго, предлагаемаго здѣсь, письма, прибавляетъ, что такъ сказалъ Антоній. Что касается до прочихъ тринадцати писемъ: то, по мнѣнію Комбефизія (Recens. auct. Bibl. concion. tom. I. p. 5), подлинность ихъ видна и изъ слога и изъ духа ихъ, сходнаго съ слогомъ и духомъ первыхъ писемъ и прочихъ сочиненій святаго Антонія. — Настоящій переводъ сдѣланъ по Галландову латинскому изданію оныхъ въ его Библіотекѣ древнихъ отцевъ.

Печатается по изданiю: Святаго отца нашего Антонія Великаго, Письма къ монахамъ. 1. О удаленіи отъ міра.. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — 1826 г. — Часть XXII. – С. 40-52.

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online