АФАНАСИЙ
ВЕЛИКИЙ
О явлении во плоти Бога Слова и против ариан
(отрывки)
Вознамерившиеся извращенно разуметь божественные Писания,
в подкрепление своей хулы выставляют изречения об Сына Божия относящиеся
к Его человечеству. Но в этих-то уничижительных высказываниях и действиях
усматривается вся определенная точность христианства. Поэтому, если
бы могли они слушать блаженного Павла, который пишет к Коринфянам: Ибо
вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат,
обнищал ради вас, дабы вы обогатились его нищетою (2Кор.8:9); то никак
не осмелились бы назвать Сына неподобным Отцу, особенно зная, какого
рода обнищание Его и какова сила креста Его... По сей то причине о нищете
и страданиях Его с дерзновением пишет: я же не желаю хвалиться, разве
только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят,
и я для мира (Гал.6:14). И ныне еретики эти, если бы разумели божественные
Писания, то не осмелились бы хулить Творца всяческих, называя Его тварью
или созданием.
Приводят в возражение: “как может Сын быть подобен
Отцу, или быть от Отчей сущности, когда написано: Ибо, как Отец имеет
жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Иоан.5:26).
Говорят: у дающего есть превосходство перед приемлющим; и еще: Боже
Мой, Боже Мой! для чего Ты меня оставил? (Мат. 27:46); и еще: Бог Отец
воскресил Его из мертвых (Гал.1:1). Как же, говорят, воскрешенный из
мертвых может быть подобен Воскресившему Его, или единосущен с Ним?"
2) Из многих возражений предложили мы эти
немногие, чтобы, по разрешении их, без труда было можно разуметь и прочие.
Поэтому обязаны мы, по возможности, объяснить силу их.
Если Павел говорит, что Отец воскресил Сына
Своего из мертвых; то Иоанн повествует: Иисус сказал им в ответ: разрушьте
храм сей, и я в три для воздвигну его. А он говорил о храме тела Своего
(Иоан.2:19, 21). Из этого для внимательных следует, что, поскольку воскрешено
тело, то у Павла говорится, что воскрешен из мертвых Сын, потому что относящееся
к Его телу говорится о Его лице. Посему таким же образом, когда говорится,
что Отец дал жизнь Сыну, разуметь должно жизнь, даруемую плоти. Ибо если
Сын есть жизнь, то для чего жизни принимать жизнь? И если Он сам дает
обетование, говоря: Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они
идут за Мною. И я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек (Иоан.10:27,28)...
И если говорит: Боже Мой, Боже Мой! для чего
Ты Меня оставил? то говорит это от нашего лица; потому что Он принял образ
раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек: смирил
Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной, и проч. (Фил. 2:7,8);
и как говорит Исаия: Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни
(Ис.53:4). Поэтому, не о Себе болезнует, но о нас; не сам Он оставлен
Богом, но оставлены мы, и ради нас оставленных пришел Он в мир. И когда
Апостол говорит: Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого
имени (Фил.2:9); говорит это о храме, т.е. теле Его.
3) Ибо не Вышний возносится, возносится же
плоть Вышнего, и плоти Вышнего дал имя выше всякого имени. Не Божие Слово
по благодати приняло то, чтобы именоваться Богом; но плоть Его вместе
с Ним наименована Богом. Не сказано: Слово стало Богом, но: Слово было
Бог (Иоан.1:1), то есть, всегда был Бог-Слово, и Сей самый Бог соделался
плотию, чтобы плоть его соделалась Богом-Словом; и как Фома, осязав плоть
Его воскликнул: Господь мой и Бог мой! (Иоан.20:28)...
4) Посему, как скоро Писание говорит, что
Сын принял, что Сын прославлен, говорит это о Нем по человечеству, а не
по Божеству. И когда Сын говорит: пославший Меня Отец Мой более Меяя(Иоан.
14:28), Отца называет большим Себя, потому что сделался человеком; а как
Отчее Слово, равен Он Отцу. Ибо говорит: Я и Отец - одно (Иоан. 10:30);
и: Видевший Меня видел и Отца (Иоан.14:9). И не хищением приобретает,
чтобы Ему быть равным с Отцом, но равен по естеству и единосущен Отцу,
потому что рожден от Отчей сущности.
И когда Апостол говорит, что во Христе обитает
вся полнота Божества телесно (Колос. 2:9); должно понимать, что вся полнота
Божества живет в плоти Его...
22) И если Господь в Евангелии от Иоанна говорит:
сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного
Тобою Иисуса Христа (Иоанна 17:3); то этот же Иоанн в другом месте называет
Сына истинным Богом. Ибо говорит: знаем также, что Сын Божий пришел и
дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем в истинном
Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (1Иоан.5:20).
Посему Сын - истинный Бог и прежде нежели соделался человеком, и после
того, как стал Ходатаем Бога и человеков, человеком Иисусом Христом...
Это же написали мы отчасти, дабы мы не были,
как сказал Апостол, более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким
ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения
(Еф.4:14)".
Текст приведен по изданию: Св.Афанасий Великий. Творения" в 4-х тт.,
М. 1994г., т.III, с. 251-276.
Источник текста: Библейское
Общество Апологетических Исследований
|