Святоотеческое наследие
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.


[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ]
Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г. Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
Посланіе къ Маркеллину объ истолкованіи псалмовъ.

1) Хвалю тебя, возлюбленный Маркеллинъ, за изволеніе твое о Христѣ; потому что и настоящее искушеніе, въ которомъ много страдалъ ты, переносишь благодушно, и не оставляешь ученыхъ занятій. Ибо, спросивъ подателя письма, какъ проводишь ты время послѣ болѣзни, узналъ я, что занимаешься и всѣмъ божественнымъ Писаніемъ, гораздо же чаще читаешь книгу Псалмовъ и стараешься уразумѣть смыслъ, заключающійся въ каждомъ псалмѣ. За это-то и одобряю тебя нынѣ, потому что и самъ имѣю великую любовь къ той-же книгѣ, какъ и ко всему Писанію. Съ таковою-то любовію встрѣтилъ я однажды трудолюбиваго нѣкоего старца, и намѣреваюсь написать тебѣ, что этотъ старецъ повѣдалъ мнѣ о Псалтири, держа ее въ рукахъ. Рѣчь его сколько основательна, столько же не чужда и нѣкотораго краснорѣчія. Именно же, говорилъ онъ такъ:

2) Всяко Писаніе, т. е. и ветхозавѣтное и новозавѣтное, какое имѣемъ мы у себя, сынъ мой, по написанному, богодухновенно, и полезно есть ко ученію (2 Тим. 3, 16); книга же Псалмовъ для внимательныхъ заключаетъ въ себѣ нѣчто достойное особеннаго примѣчанія. Каждая книга выполняетъ собственное свое назначеніе; и излагаются напримѣръ: въ Пятокнижіи — происхожденіе міра, дѣянія патріарховъ, исшествіе израильтянъ изъ Египта, и чиноположеніе скиніи и священства; въ Троекнижіи — раздѣленіе земли по жребіямъ, дѣянія Судей и родословіе Давида; въ книгахъ Царствъ и Паралипоменонъ — дѣянія Царей; въ книгѣ Ездры — окончаніе плѣна, возвращеніе народа и построеніе храма и города; книги пророческія, пророчествуя о пришествіи Спасителя, заключаютъ въ себѣ напоминанія о заповѣдяхъ, укоризны преступающимъ ихъ, также пророчества язычникамъ. Книга же Псалмовъ, подобно саду, заключая въ себѣ насажденія всѣхъ другихъ книгъ, съ сладкопѣніемъ передаетъ излагаемое въ нихъ, и воспѣвая о томъ, показываетъ опять и свои особенности.

3) Изложенное въ книгѣ Бытія книга Псалмовъ воспѣваетъ въ псалмѣ восемнадцатомъ: небеса повѣдаютъ славу Божію, твореніе же руку Его возвѣщаетъ твердь (2), и двадцать третьемъ: Господня земля, и исполненіе ея, вселенная и вси живущіи на ней. Той на моряхъ основалъ ю есть (1-2). А изложенное въ книгахъ Исхода, Числъ, Второзаконія передаетъ въ прекрасныхъ пѣснопѣніяхъ въ псалмахъ семьдесятъ седьмомъ и сто тринадцатомъ, говоря: во исходѣ Израилевѣ отъ Египта, дому Іаковля изъ людей варваръ, бысть Іудея святыня Его, Израиль область Его (Псал. 113, 1-2). То-же воспѣваетъ и въ псалмѣ сто четвертомъ, говоря: посла Моѵсея раба Своего, Аарона, егоже избра Себѣ (26); положи въ нихъ словеса знаменій своихъ, и чудесъ своихъ въ земли Хамовѣ (27). Посла тму и помрачи, и преогорчиша словеса Его (28). Преложи воды ихъ въ кровь, и измори рыбы ихъ (29). Воскипѣ земля ихъ жабами въ сокровищницахъ царей ихъ (30). Рече, и пріидоша песіи мухи, и скнипы во вся предѣлы ихъ (31). И вообще можно находить, что о семъ написанъ весь этотъ псаломъ, а также и сто пятый. О священствѣ же и о скиніи въ исходѣ скиніи въ псалмѣ двадцать восьмомъ возвѣщаетъ: принесите Господеви сынове Божіи, принесите Господеви сыны овни: принесите Господеви славу и честь (1).

4) Изложенное въ книгахъ Навина и Судей изображаетъ нѣсколько въ псалмѣ сто шестомъ, говоря: и составиша грады обительны (36), и насѣяша села, и насадиша винограды (37); потому что при Навинѣ раздѣлена израильтянамъ земля обѣтованная. Въ томъ-же Псалмѣ, неоднократно повторяя: и воззваша ко Господу, внегда скорбѣти имъ, и отъ нуждъ ихъ спасе я (6. 13. 19. 28), имѣетъ въ виду книгу Судей; потому что тогда взывали они, и Господь по временамъ возставлялъ имъ судей, и спасалъ людей Своихъ отъ притѣснителей. И дѣянія Царей воспѣваетъ нѣсколько въ псалмѣ девятнадцатомъ, говоря: сіи на колесницахъ, и сіи на конѣхъ (8), мы же во имя Господа Бога нашего возвеличимся (6). Тіи спяти быша и падоша: мы же возстахомъ и исправихомся (9). Господи, спаси царя, и услыши ны, въ оньже аще день призовемъ Тя (10).

А дѣянія Ездры изображаетъ въ сто двадцать пятой пѣсни степеней: внегда возвратити Господу плѣнъ Сіонь, быхомъ яко утѣшени (1); и въ сто двадцать первой пѣсни: возвеселихся о рѣкшихъ мнѣ: въ домъ Господень пойдемъ. Стояще бяху ноги наша во дворѣхъ твоихъ Іерусалиме. Іерусалимъ зиждемый яко градъ, емуже причастіе его вкупѣ. Тамо бо взыдоша колѣна, колѣна Господня, свидѣніе Израилево (1-4).

5) А что касается до книгъ пророческихъ, то книга Псалмовъ въ каждомъ почти псалмѣ возвѣщаетъ о пришествіи Спасителя, и о томъ, что пріидетъ Онъ, какъ сущій Богъ. Такъ, въ сорокъ девятомъ псалмѣ говоритъ: Богъ явѣ пріидеть, Богъ нашъ, и не премолчитъ (3); и въ псалмѣ сто семнадцатомъ: благословенъ грядый во имя Господне: благословихомъ вы изъ дому Господня (26). Богъ Господь, и явися намъ (27). О томъ же, что Спаситель есть Отчее Слово, такъ воспѣваетъ въ сто шестомъ псалмѣ: посла Слово Свое, и исцѣли я, и избави я отъ растлѣній ихъ (20). Ибо грядущій Богъ есть посланное Слово. Зная же, что Слово сіе есть Сынъ Божій, гласомъ Отца воспѣваетъ въ псалмѣ сорокъ четвертомъ: отрыгну сердце Мое Слово благо (2); и еще въ псалмѣ сто девятомъ: изъ чрева прежде денницы родихъ Тя (3). Ибо что иное назоветъ всякій Отчимъ рожденіемъ, какъ не Божіе Слово и не Божію Премудрость? И книга Псалмовъ, зная, что Спаситель есть Отчее Слово, которымъ Богъ глаголалъ: да будетъ свѣтъ, твердь и все (Быт. 1, 3 и сл.), въ тридцать второмъ псалмѣ изрекла: Словомъ Господнимъ небеса утвердишася, и Духомъ устъ Его вся сила ихъ (6).

6) Не былъ ей невѣдомъ и самъ грядущій Христосъ; напротивъ же того, много говоритъ о Немъ въ псалмѣ сорокъ четвертомъ: престолъ Твой Боже въ вѣкъ вѣка; жезлъ правости, жезлъ царствія Твоего (7). Возлюбилъ еси правду, и возненавидѣлъ еси беззаконіе: сего ради помаза Тя, Боже, Богъ Твой елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ (8). И чтобы не подумалъ кто, будто бы придетъ Онъ въ мечтательномъ видѣ, даетъ разумѣть, что Онъ содѣлается человѣкомъ, и есть Тотъ самый, Кѣмъ все приведено въ бытіе, ибо говоритъ въ восемьдесятъ шестомъ псалмѣ: мати Сіонъ речетъ: человѣкъ, и человѣкъ родися въ немъ: и Той основа и Вышній (5); а это равнозначительно сказанному: и Богъ бѣ Слово. Вся Тѣмъ быша. И слово плоть бысть (Іоан. 1, 1. 3. 14). Посему, книга Псалмовъ, зная и рожденіе отъ Дѣвы, не умолчала о семъ, но тотчасъ даетъ это уразумѣть, говоря въ сорокъ четвертомъ псалмѣ: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и домъ Отца Твоего (11). Ибо возжелалъ Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой (12); а это опять подобно сказанному Гавріиломъ: радуйся Благодатная, Господь съ Тобою (Лук. 1, 28). Ибо, наименовавъ Его Христомъ, открываетъ тотчасъ и человѣческое Его рожденіе отъ Дѣвы, говоря: слыши, дщи.

И какъ Гавріилъ, будучи чуждъ Дѣвѣ по рожденію, называетъ Ее по имени Маріею; такъ Давидъ, поелику Дѣва раждается отъ его сѣмени, именуетъ Ее дщерію.

7) Сказавъ же, что Господь содѣлается человѣкомъ, сообразно съ этимъ книга Псалмовъ изображаетъ Его и страждующимъ по плоти; и видя злоумышленіе іудеевъ, воспѣваетъ во второмъ псалмѣ: вскую шаташася языцы, и людіе поучишася тщетнымъ? (1) предсташа царіе земстіи, и князи собрашася вкупѣ на Господа и на Христа Его (2). А въ двадцать первомъ псалмѣ о самомъ родѣ смерти говоритъ отъ лица Спасителева: въ персть смерти свелъ Мя еси (16). Яко обыдоша Мя пси мнози, сонмъ лукавыхъ одержаша Мя: ископаша руцѣ Мои и нозѣ Мои (17). Исчетоша вся кости Моя: тіи же смотриша и презрѣша Мя (18). Раздѣлиша ризы Моя себѣ, и о одежди Моей меташа жребій (19). Но кто говоритъ: ископаны руки мои и ноги мои, чтó иное означаетъ, какъ не крестъ? И книга Псалмовъ, открывая это, присовокупляетъ, что Господь страждетъ это не ради Себя, но ради насъ, и отъ лица Его говоритъ опять въ псалмѣ восемьдесятъ седьмомъ: на Мнѣ утвердися ярость Твоя (8), и въ шестьдесятъ восьмомъ: яже не восхищахъ, тогда воздаяхъ (5); потому что не за вину Онъ умеръ, но пострадалъ за насъ, и на Себѣ понесъ гнѣвъ, бывшій на насъ за преступленіе заповѣди, говоря чрезъ Исаію: Сей грѣхи наша носитъ (Ис. 53, 4). И какъ мы говоримъ въ сто тридцать седьмомъ псалмѣ: Господь воздастъ за мя (8); такъ Духъ вѣщаетъ въ семьдесятъ первомъ псалмѣ: и спасетъ сыны убогихъ, и смиритъ клеветника (4). Яко избави нища отъ руки сильна, и убога, емуже не бѣ помощника (12).

8) Посему, книга Псалмовъ предвозвѣщаетъ и Господне восхожденіе съ плотію на небо, и говоритъ въ псалмѣ двадцать третьемъ: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вѣчная: и внидетъ Царь славы (9), и въ псалмѣ сорокъ шестомъ: взыде Богъ въ воскликновеніи, Господь во гласѣ трубнѣ (6). Возвѣщаетъ и о сѣдѣніи одесную, говоря въ псалмѣ сто девятомъ: рече Господь Господеви Моему: сѣди одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножіе ногъ Твоихъ (1). Въ псалмѣ же девятомъ присовокупляетъ и о погибели діавола, и восклицаетъ: сѣлъ еси на престолѣ, судяй правду (5). Запретилъ еси языкомъ, и погибе нечестивый (6). Книга Псалмовъ не утаила и того, что Господь пріялъ отъ Отца весь судъ, но предвозвѣщаетъ въ псалмѣ семьдесятъ первомъ, что Онъ грядетъ быть Судіею всѣхъ: Боже, судъ Твой Цареви даждь, и правду Твою Сыну Цареву (1): судити людемъ Твоимъ въ правдѣ, и нищимъ Твоимъ въ судѣ (2); въ псалмѣ же сорокъ девятомъ говоритъ: призоветъ небо свыше, и землю, разсудити люди Своя (4). И возвѣстятъ небеса правду Его, яко Богъ Судія есть (6); и въ псалмѣ восемьдесятъ первомъ: Богъ ста въ сонмѣ боговъ, посредѣ же боги разсудитъ (1).

Во многихъ мѣстахъ этой книги можно пріобрѣсти свѣдѣніе и о призваніи язычниковъ, особенно же въ псалмѣ сорокъ шестомъ: вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласомъ радованія (1); и въ псалмѣ семьдесятъ первомъ: предъ Нимъ припадутъ Еѳіопляне, и враги Его персть полижутъ (9). Царіе Ѳарсійстіи и острови дары принесутъ, царіе Аравстіи и Сава дары приведутъ (10). И поклонятся Ему вси царіе земстіи, вси языцы поработаютъ Ему (11). Но о семъ какъ воспѣвается въ Псалмахъ, такъ предвозвѣщается и въ каждой изъ другихъ книгъ.

9) Еще говорилъ старецъ: не безъизвѣстно мнѣ, что и въ каждой книгѣ Писанія, преимущественно о Спасителѣ, предвозвѣщается то-же, что во всѣхъ Писаніяхъ. Это есть общій предметъ, одно и тоже согласіе Духа. Но какъ свойственное другимъ книгамъ можно находить въ книгѣ Псалмовъ, такъ и свойственное этой послѣдней нерѣдко находится въ другихъ книгахъ. И Моисей пишетъ пѣснь, и Исаія пѣснословитъ, и Аввакумъ молится пѣсненно. Также въ каждой книгѣ можно видѣть и пророчества, и законоположенія, и повѣствованія; потому что во всѣхъ одинъ и тотъ-же Духъ; и по удѣленію Духа, какое было каждому, каждый служитъ данной ему благодати, и исполняетъ дѣло свое, будетъ ли то пророчество, или законоположеніе, или историческая запись, или благодать псалмопѣнія. Поелику же Духъ одинъ и тотъ-же, и всѣмъ удѣляется, но Самъ по естеству нераздѣленъ, потому что Самъ въ Себѣ всецѣлъ, явленія же и удѣленія Духа бываютъ каждому по мѣрѣ разумѣнія; то нерѣдко каждый, по належащей уже потребности, оглашаясь Духомъ, служитъ Слову; такъ что, по сказанному выше, и законоположникъ Моисей иногда пророчествуетъ и пѣснословитъ, и пророчествующіе Пророки иногда даютъ заповѣди: измыйтеся, чисти будите (Ис. 1, 16); и: омый отъ лукавства сердце твое, Іерусалиме (Іер. 4, 14), а иногда повѣствуютъ, напримѣръ: Даніилъ о Сусаннѣ и Исаія о Рапсакѣ и Сеннахиримѣ. А равно и книга Псалмовъ, имѣя ту особенность, что состоитъ изъ пѣснопѣній, и въ другихъ книгахъ сказанное послѣдовательною рѣчью, какъ замѣчено нами, возглашаетъ, безъ строгаго порядка рѣчи, въ пѣснопѣніяхъ: также даетъ и законы: престани отъ гнѣва, и остави ярость (Псал. 36, 8); уклонися отъ зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и (Псал. 33,15); а иногда и повѣствуетъ о томъ, чтó было на пути съ Израилемъ и, какъ сказано прежде, пророчествуетъ о Спасителѣ.

10) Такова общая благодать Духа, одинаковая у всѣхъ, какъ-скоро требуетъ сего нужда и угодно бываетъ Духу. Ибо въ случаѣ этой нужды и большій и меньшій даръ не производятъ различія въ томъ, чтобы каждому неослабно исполнять свойственное ему и совершенное служеніе.

Но книга Псалмовъ и въ этомъ отношеніи имѣетъ опять особую нѣкую благодать и преимущественную достопримѣчательность. Ибо, кромѣ всего того, что въ ней есть сходнаго и общаго съ другими книгами, имѣетъ она ту достойную удивленія особенность, что въ ней описаны и изображены движенія каждой души, измѣненія этихъ движеній и направленіе ихъ къ лучшему, такъ что желающій можетъ изъ этой книги, какъ съ картины, заимствовать образецъ, ясно представить его въ умѣ, и отпечатлѣть себя самого въ томъ видѣ, какъ въ ней описано. Въ другихъ книгахъ человѣкъ слышитъ только законъ, предписывающій, что ему дѣлать и чего не дѣлать; или слышитъ пророчества, изъ которыхъ узнаетъ о пришествіи Спасителя, и внимаетъ повѣствованіямъ, изъ которыхъ можетъ узнать дѣянія царей и святыхъ. Въ книгѣ же Псалмовъ слушающій, какъ и сему научается, такъ уразумѣваетъ и изучаетъ еще движенія души своей, и смотря уже по тому, чѣмъ онъ страждетъ и чѣмъ одержимъ, можетъ избрать въ ней живописуемый словомъ образъ, и не такой, о которомъ можно только выслушать и пройдти мимо, но который научаетъ, какъ должно говорить и дѣйствовать, чтобы уврачевать свою немощь. И въ другихъ книгахъ найдемъ угрозы, воспрещающія дѣлать худое; въ книгѣ же Псалмовъ изображено, какъ должно воздерживаться отъ худаго. Напримѣръ: есть заповѣдь, что должно покаяться, и что покаяться значитъ престать отъ грѣха; но здѣсь изображено, и какъ должно покаяться, и что надлежитъ говорить при покаяніи. И еще Павелъ сказалъ: скорбь душѣ терпѣніе содѣловаетъ, терпѣніе же искусство, искусство же упованіе, упованіе же не посрамитъ (Рим. 5, 3-5). Но въ псалмахъ описано и ясно представлено, какъ должно переносить скорби, и чтó должно говорить находящемуся въ скорбяхъ и чтó послѣ скорбей, и какъ пріобрѣтается каждымъ искусство, и какія рѣчи приличны уповающимъ на Господа. Еще есть заповѣдь, — о всемъ благодарить (1 Сол. 5, 18); но чтó должно говорить благодарящему, тому учатъ псалмы. Также, слыша въ другихъ книгахъ, что вси хотящіи благочестно жити о Христѣ гоними будутъ (2 Тим. 3, 12), въ псалмахъ научаемся, съ какими мыслями надлежитъ спасаться бѣгствомъ, какія слова возносить къ Богу должны гонимые и спасшіеся по гоненіи. Намъ повелѣно благословлять Господа и исповѣдоваться Господу; но въ псалмахъ представлены намъ примѣры, какъ должно хвалить Господа, и какія реченія приличны исповѣдующемуся. Такъ и во всякомъ случаѣ найдешь божественныя пѣснопѣнія, приспособленныя къ намъ, къ нашимъ движеніямъ и состояніямъ.

11) Въ псалмахъ достойно еще удивленія и слѣдующее: въ другихъ книгахъ, что говорятъ святые и о чемъ они говорятъ, то читающіе относятъ къ тѣмъ именно, о комъ это написано, да и слушающіе отличаютъ себя отъ описываемыхъ лицъ, о которыхъ идетъ рѣчь; и если удивляются и соревнуютъ повѣствуемымъ дѣяніямъ, то все это оканчивается подражаніемъ. Но кто беретъ въ руки книгу Псалмовъ, тотъ, если пророчества о Спасителѣ проходитъ и съ обычнымъ удивленіемъ и благоговѣніемъ, какъ и въ другихъ писаніяхъ, то прочіе псалмы читаетъ уже, какъ собственныя свои слова; да и слушающій, какъ-будто самъ отъ себя произнося это, приходитъ въ умиленіе, и всѣ реченія пѣснопѣній дѣлаются ему близкими, какбы дѣйствительно его собственныя. И не полѣнимся, по примѣру блаженнаго Апостола Павла, возвратиться снова на прежнее, и для ясности повторить опять то-же. Много изреченій, которыя приписаны патріархамъ, и ими собственно были произнесены. И Моисей глаголалъ, а Богъ отвѣтствовалъ ему; и Илія и Елиссей, пребывая на горѣ Кармильской, призывали Господа и говорили всегда: живъ Господь, Емуже предстою предъ Нимъ днесь (3 Цар. 17, 1; 4 Цар. 3, 14); и словеса другихъ святыхъ пророковъ преимущественно были о Спасителѣ, весьма же многія обращены къ язычникамъ и къ Израилю; однако-же изреченій, принадлежащихъ патріархамъ, никто никогда не употребитъ вмѣсто своихъ собственныхъ, и не осмѣлится подражать Моисею и говорить собственными его словами, и чтó Авраамомъ сказано о домочадцѣ, объ Измаилѣ и о великомъ Исаакѣ, хотя бы постигла кого та-же потребность и нужда, никто не осмѣлится произносить это, какъ что-либо свое собственное. Если кто и состраждетъ страждущимъ и объятъ любовію Всесовершеннаго, не скажетъ однакоже, какъ Моисей: яви ми Тебе Самого (Исх. 33, 13), и еще: аще убо оставиши имъ грѣхъ ихъ, остави: аще же ни, изглади мя изъ книги Твоея, въ нюже вписалъ еси (Исх. 32, 32). И никто также пророческихъ изреченій не приметъ за собственныя и не станетъ порицать или хвалить тѣми же словами, какими порицали и хвалили пророки. Никто по подражанію не произнесетъ вмѣсто собственнаго своего слова и сего: живъ Господь, Емуже предстою предъ Нимъ днесь. Ибо читающій книги убѣжденъ, что произноситъ не собственныя свои слова, но слова святыхъ и тѣхъ, о комъ писаны книги. Но въ псалмахъ (удивительное дѣло!), кто читаетъ все прочее, кромѣ пророчествъ о Спасителѣ и объ язычникахъ, тотъ какбы произноситъ собственныя свои реченія, и каждый поетъ псалмы, какбы о немъ написанные, такъ принимаетъ и перечитываетъ ихъ, какбы не другой кто говорилъ, и не другого кого разумѣлъ, но остается въ той мысли, что это онъ говоритъ самъ о себѣ, и чтó сказано въ псалмахъ, то возноситъ Богу отъ собственнаго своего лица, какбы говоря о томъ, что сдѣлано имъ самимъ. Ибо псаломскія слова, не какъ изреченія патріарховъ, и Моисея, и другихъ пророковъ, будетъ произносить небоязненно; потому что въ псалмахъ описываются и сохранившій заповѣдь и преступившій ее, а также и дѣла того и другого; и поелику всякій человѣкъ необходимо принадлежитъ къ тому или другому роду, то какъ сохранившій заповѣдь, или какъ преступившій ее, можетъ употреблять слова о каждомъ написанныя.

12) И мнѣ кажется, что псалмы для поющаго ихъ служатъ какбы зеркаломъ; въ нихъ познаетъ онъ движенія души своей, и съ этою мыслію произноситъ ихъ. И слушающій читающаго принимаетъ псаломъ за пѣснопѣніе о немъ самомъ, или обличаемый совѣстію съ сокрушеніемъ сердца приноситъ покаяніе, или, слыша объ упованіи на Бога и о таковой благодати, являемой вѣрующимъ, радуется и начинаетъ благодарить Бога. И всякій, когда поетъ третій псаломъ, взирая на собственныя скорби, заключающіяся во псалмѣ слова почитаетъ какбы своими; а когда поетъ одиннадцатый и шестнадцатый псаломъ, изрекаетъ какбы собственное свое упованіе и молитву. Также, когда поетъ пятидесятый псаломъ, какбы самъ отъ себя произноситъ покаянныя слова псалма сего; и когда поетъ псалмы пятьдесятъ третій, пятьдесятъ пятый, пятьдесятъ шестой и сто сорокъ первый, тогда дѣлаетъ это съ такимъ расположеніемъ духа, какъ-будто не другой кто гонимъ, но самъ онъ страждетъ, и приходитъ въ такое состояніе духа и воспѣваетъ слова сіи Богу, какъ дѣйствительно свои собственныя. И вообще, каждый псаломъ такъ сложенъ и изреченъ Духомъ, что, по сказанному прежде, въ псалмахъ познаемъ движенія души нашей, и всѣ они какбы о насъ изречены, и суть какбы собственныя наши слова, служащія къ приведенію на память происходившихъ въ насъ движеній и къ исправленію собственнаго нашего житія. Ибо чтó изрекли псалмопѣвцы, то можетъ служить образцомъ и начертаніемъ для насъ.

13) И это есть также благодать Спасителя. Ибо Онъ, ради насъ содѣлавшись человѣкомъ, какъ собственное тѣло Свое принесъ за насъ на смерть, чтобы всѣхъ избавить отъ смерти, такъ, желая показать намъ небесное и благоугодное Ему житіе, въ Себѣ самомъ изобразилъ его, чтобы нелегко уже было врагу обольстить насъ, когда для безопасности своей имѣемъ залогъ, т. е. одержанную имъ за насъ побѣду надъ діаволомъ. Для сего Онъ не только научилъ, но и Самъ дѣлалъ то, чему училъ. Теперь каждый слышитъ, чтó вѣщаетъ Спаситель, и какбы смотря на картину, заимствуетъ у Него примѣръ для своей дѣятельности, когда Господь говоритъ: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ (Матѳ. 11, 29). И невозможно найдти ученія о добродѣтели совершеннѣе того, какое въ Себѣ самомъ изобразилъ Господь. И терпѣніе, и человѣколюбіе, и благость, и мужество, и милосердіе, и правду — все найдешь въ Господѣ, такъ-что наблюдающему человѣческое житіе Господа ни въ чемъ не будетъ недостатка для добродѣтели. Зная это, Павелъ сказалъ: подражатели мнѣ бывайте, якоже и азъ Христу (1 Кор. 11, 1). Законодатели у эллиновъ имѣютъ только даръ сказать; Господь же, какъ истинно Господь всяческихъ, пекущійся о сотворенныхъ Имъ, не только законополагаетъ, но и Себя самого даетъ въ образецъ, чтобы желающимъ извѣстна была и сила къ исполненію на дѣлѣ. Посему-то и до пришествія Своего къ намъ внушилъ это псалмопѣвцамъ, чтобы, какъ въ Себѣ самомъ показалъ Онъ земнаго и небеснаго человѣка, такъ желающій могъ изучить душевныя движенія и расположенія и въ псалмахъ, находя въ нихъ и врачеваніе, и исправленіе каждаго движенія.

14) Если говорить неоспоримую правду, то все божественное Писаніе учитъ добродѣтели и истинной вѣрѣ; книга же Псалмовъ какбы на картинѣ представляетъ, какъ должна вести себя душа. Какъ представляющійся царю напередъ заучиваетъ, какое принять ему положеніе и что говорить, чтобы, сказавъ иное внезапно, не быть обвиненнымъ въ невѣжествѣ; такъ и эта божественная книга стремящемуся къ добродѣтели и желающему познать житіе Спасителя во плоти сперва посредствомъ чтенія приводитъ на память душевныя движенія, а потомъ уже читающихъ таковыя слова образуетъ и учитъ. И такимъ образомъ (пусть это первое замѣчено будетъ въ книгѣ) одни изъ псалмовъ изложены въ видѣ повѣствованія, другіе въ видѣ увѣщанія, иные же въ видѣ пророчества, иные какбы въ видѣ молитвы, а иные какбы въ видѣ исповѣданія.

Псалмы, изложенные въ видѣ повѣствованія, суть: восемнадцатый, сорокъ третій, сорокъ восьмой, сорокъ девятый, семьдесятъ второй, семьдесятъ шестой, семьдесятъ седьмой, восемьдесятъ восьмой, сто шестой, сто тринадцатый, сто двадцать шестой, сто тридцать шестой.

Псалмы, изложенные въ видѣ молитвы, суть: шестнадцатый, шестьдесятъ седьмой, восемьдесятъ девятый, сто первый, сто тридцать первый, сто сорокъ первый.

Псалмы, изложенные какбы въ видѣ бесѣды, молитвы и прошенія, суть: пятый, шестой, седьмой, одиннадцатый, двѣнадцатый, пятнадцатый, двадцать четвертый, двадцать седьмой, тридцатый, тридцать четвертый, тридцать седьмой, сорокъ второй, пятьдесятъ третій, пятьдесятъ четвертый, пятьдесятъ пятый, пятьдесятъ шестой, пятьдесятъ восьмой, пятьдесятъ девятый, шестидесятый, шестьдесятъ третій, восемьдесятъ второй, восемьдесятъ пятый, восемьдесятъ седьмой, сто тридцать седьмой, сто тридцать девятый, сто сорокъ второй.

Какбы въ видѣ бесѣды и благодаренія изложенъ одинъ псаломъ, сто тридцать восьмой.

Какбы въ видѣ только бесѣды изложены псалмы: третій, двадцать пятый, шестьдесятъ восьмой, шестьдесятъ девятый, семидесятый, семьдесятъ третій, семьдесятъ восьмой, семьдесятъ девятый, сто восьмой, сто двадцать второй, сто двадцать девятый, сто тридцатый.

Въ видѣ исповѣданія изложены псалмы: девятый, семьдесятъ четвертый, девяносто первый, сто четвертый, сто пятый, сто шестой, сто седьмой, сто десятый, сто семнадцатый, сто тридцать пятый, сто тридцать седьмой.

Псалмы, заключающіе въ себѣ вмѣстѣ и исповѣданіе и повѣствованіе, суть: девятый, семьдесятъ четвертый, сто пятый, сто шестой, сто семнадцатый, сто тридцать седьмой.

И исповѣданіе и повѣствованіе вмѣстѣ съ хвалою заключаетъ въ себѣ одинъ псаломъ, — сто десятый.

И въ видѣ увѣщанія изложенъ одинъ псаломъ, — тридцать шестой.

Въ видѣ же пророчества изложены псалмы: двадцатый, двадцать первый, сорокъ четвертый, сорокъ шестой, семьдесятъ пятый.

Изобразительный, заключающій въ себѣ и пророчество, одинъ псаломъ, — сто девятый.

Псалмы увѣщательные и какбы побудительные суть: двадцать восьмой, тридцать второй, восьмидесятый, девяносто четвертый, девяносто пятый, девяносто шестой, девяносто седьмой, сто второй, сто третій, сто тринадцатый.

Псаломъ увѣщательный, изложенный въ видѣ пѣсни, одинъ, — сто сорокъ девятый.

Псалмы, изображающіе добродѣтельную жизнь, суть: сто четвертый, сто одиннадцатый, сто восемнадцатый, сто двадцать четвертый, сто тридцать второй.

Псалмы хвалебные суть: девяностый, сто двѣнадцатый, сто шестнадцатый, сто тридцать четвертый, сто сорокъ четвертый, сто сорокъ пятый, сто сорокъ шестой, сто сорокъ восьмой, сто пятидесятый.

Псалмы благодарственные суть: восьмой, девятый, семнадцатый, тридцать третій, сорокъ пятый, шестьдесятъ второй, семьдесятъ шестой, восемьдесятъ четвертый, сто четырнадцатый, сто пятнадцатый, сто двадцатый, сто двадцать первый, сто двадцать третій, сто двадцать пятый, сто двадцать восьмой, сто сорокъ третій.

Псалмы, провозглашающіе блаженство, суть: первый, тридцать первый, сороковой, сто восемнадцатый, сто двадцать седьмой.

Псаломъ, пѣсненно изъявляющій усердіе, одинъ, — сто седьмой.

Также псаломъ, возбуждающій къ мужеству, одинъ, — восьмидесятый.

Псалмы, выражающіе жалобу на нечестивыхъ и беззаконныхъ, суть: второй, тринадцатый, тридцать пятый, пятьдесятъ первый, пятьдесятъ второй.

Псаломъ призыванія одинъ, — четвертый.

Псалмы, изъявляющіе обѣтованіе, суть: девятнадцатый и шестьдесятъ третій.

Псалмы, изображающіе самыя слова похваленія о Господѣ, суть: двадцать второй, двадцать шестой, тридцать восьмой, тридцать девятый, сорокъ первый, шестьдесятъ первый, семьдесятъ пятый, восемьдесятъ третій, девяносто шестой, девяносто восьмой, сто пятьдесятъ первый.

Псалмы обличительные суть: пятьдесятъ седьмой, восемьдесятъ первый.

Съ пѣснопѣніями выражаютъ мысль свою псалмы сорокъ седьмой и шестьдесятъ четвертый.

Псаломъ торжественный и о воскресеніи одинъ, — шестьдесятъ пятый; и другой, выражающійся только торжественно, также одинъ, — девяносто девятый.

15) Поелику же таковъ распорядокъ псалмовъ, то, по сказанному выше, читающимъ можно въ каждомъ псалмѣ находить движенія и состояніе собственной души» своей; а также для каждаго движенія и состоянія образецъ и наставленіе, что говоря, можно угодить Господу, какими реченіями можно исправить себя и возблагодарить Господа, чтобы произносящему иныя реченія, кромѣ написанныхъ въ псалмахъ, не впасть въ нечестіе; потому что не за дѣла только, но и за каждое праздное слово, дадимъ отвѣтъ Судіи.

Посему, желаешь ли ублажить кого? Для руководства, какъ, за что, и кого именовать тебѣ блаженнымъ, имѣешь псалмы: первый, тридцать первый, сороковой, сто одиннадцатый, сто восемнадцатый и сто двадцать седьмой.

Хочешь ли порицать злоумышленіе іудеевъ противъ Спасителя? Для сего имѣешь вторую пѣснь.

Если гонимъ ты своими и много возстающихъ на тебя, — то говори третій псаломъ.

Если же въ такой скорби призвалъ ты Господа и, бывъ услышанъ Имъ, желаешь возблагодарить; то пой псалмы четвертый, семьдесятъ четвертый и сто четырнадцатый.

А если, видя лукавнующихъ, которые уготовляютъ тебѣ сѣти, хочешь, чтобы услышана была молитва твоя; то рано утромъ пой пятый псаломъ.

Слыша угрозу Господню, если видишь, что это смущаетъ тебя, можешь читать псалмы шестой и тридцать седьмой.

Если совѣщаются противъ тебя, какъ Ахитофелъ противъ Давида, и кто-нибудь извѣщаетъ тебя объ этомъ, то пой седьмой псаломъ, и возложи упованіе на Бога, Который избавитъ тебя.

16) Если же, взирая на простертую всюду благодать Спасителеву и на спасенный родъ человѣческій, желаешь вознести гласъ свой ко Господу; то пой восьмой псаломъ.

Если также хочешь воспѣть благодареніе Богу при точилѣхъ; то имѣешь тотъ-же восьмой и восемьдесятъ третій псалмы.

При низложеніи врага и спасеніи твари, не хвалясь самимъ собою, но зная, что совершилъ сіе Сынъ Божій, читай упомянутый девятый псаломъ.

А если кто хочетъ смутить тебя и привести въ боязнь; — то имѣй упованіе на Господа и пой псаломъ десятый.

Когда же видишь гордыню и умножающуюся злобу многихъ, видишь, что нѣтъ уже у людей ничего святаго; тогда прибѣгни ко Господу и читай псаломъ одиннадцатый.

И если злоумышленіе враговъ продолжается, — не упадай духомъ, какъ-будто забытъ ты Господомъ, но призови Господа, воспѣвая псаломъ двѣнадцатый. Когда же услышишь, что хулятъ иные Промыслъ; тогда не пріобщайся къ ихъ нечестію, но, обратясь къ Богу, произнеси псалмы тринадцатый и пятьдесятъ второй.

И наконецъ, если желаешь узнать, каковъ долженъ быть гражданинъ небеснаго Царствія; то пой псаломъ четырнадцатый.

17) Нужна тебѣ молитва по причинѣ сопротивляющихся тебѣ и окружающихъ душу твою? воспой псалмы шестнадцатый, восемьдесятъ пятый, восемьдесятъ седьмой и сто сороковой.

Но ты желаешь узнать, какъ молился Моисей? — для сего имѣешь псаломъ восемьдесятъ девятый.

Но ты спасенъ отъ враговъ своихъ, избавленъ отъ гонителей своихъ? посему и ты воспѣвай псаломъ семнадцатый.

Дивишься ты порядку въ твари, благодатному о ней промышленію и священнымъ постановленіямъ закона? пой псалмы восемнадцатый и двадцать третій.

Видя угнетаемыхъ, утѣшай ихъ, молясь за нихъ и говоря имъ словами псалма девятнадцатаго.

Видишь, что Господь пасетъ тебя и благоустрояетъ путь твой? радуясь о семъ, воспой псаломъ двадцать второй.

Возстаютъ на тебя враги? но ты, воздвигнувъ душу свою къ Богу, читай псаломъ двадцать четвертый, и увидишь, что беззаконнуютъ вотще.

Враги продолжаютъ наполнять руки свои кровьми и искать твоей погибели? не предоставляй суда человѣку, потому что все человѣческое сомнительно, но, желая суда Божія, потому что Богъ одинъ есть праведенъ, читай псалмы двадцать пятый, тридцать четвертый и сорокъ второй.

Если враги стремительнѣе нападаютъ на тебя, если множество ихъ подобно полкамъ, и они презираютъ тебя, какъ еще непомазаннаго, и потому хотятъ вести съ тобою брань; то не ужасайся, но пой двадцать шестой псаломъ.

Если злоумышляющіе будутъ еще безстыдствовать; то, поелику немощна природа человѣческая, чтобы не обращать тебѣ на нихъ вниманія, воззови къ Богу, произнося написанное въ двадцать седьмомъ псалмѣ.

И если желаешь научиться, какъ должно приносить благодареніе Господу; то съ духовнымъ разумѣніемъ пой двадцать восьмой псаломъ.

Наконецъ, обновляя домъ свой, т. е. и душу пріемлющую Господа и чувственный домъ, въ которомъ обитаешь тѣлесно, благодари и читай псалмы двадцать девятый, и изъ пѣсней степеней сто двадцать шестой.

18) Когда же увидишь, что за истину ненавидятъ и гонятъ тебя всѣ друзья и сродники твои; примѣчая это, не малодушествуй и не приходи въ ужасъ, что знаемые тобою отвращаются отъ тебя, но, удалившись отъ нихъ, взирай на будущее, и пой псаломъ тридцатый.

Видя же крещаемыхъ и искупленныхъ отъ тлѣннаго рожденія, и дивясь Божію человѣколюбію, пой о нихъ псаломъ тридцать первый.

Когда же пожелаешь псалмопѣвствовать въ сонмѣ многихъ, тогда, собравъ мужей праведныхъ и правыхъ по жизни, воспѣвай псаломъ тридцать второй.

А если, впавъ въ руки враговъ и мудро избѣжавъ ихъ, и уклонившись отъ злоумышленія ихъ, хочешь благодарить; то, призвавъ мужей кроткихъ, при нихъ воспѣвай псаломъ тридцать третій.

И если увидишь упорство беззаконныхъ во злѣ, не думай, что злоба въ нихъ отъ природы, какъ говорятъ еретики, но прочти псаломъ тридцать пятый, и увидишь, что сами они причиной того, что грѣшатъ.

Также, если видишь, что лукавые дѣлаютъ много беззаконій и превозносятся предъ малыми, и желаешь подать кому-либо совѣтъ — не внимать и не соревновать имъ, потому что скоро они погибнутъ, то и себѣ и другимъ читай псаломъ тридцать шестой.

19) А если ты, предположивъ быть внимательнымъ къ себѣ самому, видишь нападающаго врага (потому что въ такомъ случаѣ всего болѣе возстаетъ на таковыхъ врагъ), и желаешь укрѣпиться противъ него; то пой псаломъ тридцать восьмой.

И если терпишь скорби отъ нападающихъ и хочешь узнать пользу терпѣнія; то пой псаломъ тридцать девятый.

Видя же многихъ нищихъ и убогихъ, и желая оказать имъ милость, можешь похвалить содѣлавшихся уже милостивыми и побудить другихъ дѣлать то-же, читая псаломъ сороковой.

Потомъ, если, имѣя великую любовь къ Богу, слышишь, что поносятъ тебя враги, то не смущайся; но, признавая въ семъ безсмертный плодъ таковой любви, утѣшай свою душу надеждою на Бога, и ею облегчая и утоляя душевныя печали въ жизни, читай псаломъ сорокъ первый.

Желая часто приводить себѣ на память, какія благодѣянія Божіи оказаны отцамъ, что было при исшествіи изъ Египта и во время пребыванія въ пустынѣ, сколько Богъ благъ и люди неблагодарны, имѣешь псалмы сорокъ третій, семьдесятъ седьмой, восемьдесятъ восьмой, сто четвертый, сто пятый, сто шестой и сто тринадцатый.

А если, прибѣгнувъ къ Богу и спасшись отъ бывшихъ у тебя скорбей, желаешь возблагодарить Бога и повѣдать явленное на тебѣ человѣколюбіе; то имѣешь псаломъ сорокъ пятый.

20) Но ты согрѣшилъ и, пришедши въ себя, раскаеваешься и просишь помилованія; слова исповѣданія и покаянія имѣешь въ псалмѣ пятидесятомъ.

Если же оклеветанъ ты несправедливому Царю и видишь, что клеветникъ хвалится этимъ; то удались, и читай написанное въ псалмѣ пятьдесятъ первомъ.

И когда гонятъ тебя люди и клевещутъ на тебя, желая предать тебя, какъ Давида Зифеи и иноплеменники, тогда не приходи въ уныніе, но, надѣясь на Господа и пѣснословя Его, произнеси написанное въ псалмахъ пятьдесятъ третьемъ и пятьдесятъ пятомъ.

Если же гоненіе преслѣдуетъ тебя и гонитель не зная взойдетъ въ ту же пещеру, въ которой скрываешься и ты; то въ этомъ случаѣ не приходи въ ужасъ, потому что и въ такой нуждѣ имѣешь полезныя къ утѣшенію слова столпописанія въ псалмахъ пятьдесятъ шестомъ и сто сорокъ первомъ.

А если злоумышляющій велитъ стеречь домъ, и ты избѣгнешь; то воспиши милость сію Богу, какъ на столпахъ начертавъ ее въ душѣ въ памятникъ того, что сохраненъ ты невредимымъ, и читай написанное въ псалмѣ пятьдесятъ восьмомъ.

Если же враги притѣсняя поносятъ, и мнимые друзья пустословя клевещутъ; то, хотя и оскорбишься ненадолго злорѣчіемъ, однако-же можешь утѣшиться, пѣснословя Бога и произнося написанное въ псалмѣ четвертомъ.

А лицемѣрамъ и хвалящимся въ лице, къ вразумленію ихъ, читай псаломъ пятьдесятъ седьмой.

Тѣмъ, которые свирѣпо устремляются на тебя и хотятъ плѣнить душу твою, противопоставь покорность свою Богу, и будь бодръ духомъ; чѣмъ болѣе они неистовствуютъ, тѣмъ паче покорствуй Господу, и говори, чтó написано въ псалмѣ шестьдесятъ первомъ.

И если гонимый удалишься въ пустыню, не бойся, что тамъ ты одинъ, — съ тобою Богъ; къ Нему утреннюя, воспѣвай псаломъ шестьдесятъ второй.

Пусть враги устрашаютъ, и не только не престаютъ ставить сѣти, но еще изыскиваютъ противъ тебя всѣ способы; сколько бы ни были они многочисленны, нимало не ослабѣвай, потому что удары ихъ будутъ то-же, что стрѣлы младенцевъ, когда будешь воспѣвать псалмы шестьдесятъ третій, шестьдесятъ четвертый, шестьдесятъ девятый и семидесятый.

21) Когда хочешь пѣснословить Бога, — пой, что написано въ псалмѣ шестьдесятъ четвертомъ.

А если хочешь преподать кому ученіе о воскресеніи, заимствуй слова изъ псалма шестьдесятъ пятаго.

Прося щедротъ у Бога, пѣснословь Его, поя написанное въ псалмѣ шестьдесятъ шестомъ.

Когда видишь, что нечестивые въ мирѣ благоденствуютъ и живутъ пріятно, праведные же терпятъ скорби; чтобы не соблазниться и не поколебаться тебѣ, читай и ты, что написано въ псалмѣ семьдесятъ второмъ.

Когда Богъ прогнѣвается на народъ, — къ утѣшенію своему въ этомъ имѣешь разумныя словеса въ псалмѣ семьдесятъ третьемъ.

А когда имѣешь потребность въ исповѣданіи, — воспѣвай псалмы девятый, семьдесятъ четвертый, девяносто первый, сто четвертый, сто пятый, сто шестой, сто седьмой, сто девятый, сто семнадцатый, сто тридцать пятый и сто тридцать седьмой.

Желаешь ты посрамить эллиновъ и еретиковъ тѣмъ, что не у нихъ боговѣдѣніе, но въ одной Церкви, — можешь мысленно пѣть и произносить сказанное въ псалмѣ семьдесятъ пятомъ.

Когда враги заняли убѣжища, и сильно утѣсненъ ты; тогда, если и приходишь въ смущеніе, не теряй надежды, но молись; и какъ-скоро, возопивъ, будешь услышанъ, благодари Бога словами псалма семьдесятъ шестого.

Если же враги упорствуя придутъ, осквернятъ домъ Божій, убіютъ святыхъ, тѣла ихъ повергнутъ птицамъ небеснымъ; то, чтобы и тебѣ, увлекшись, не прійти въ ужасъ отъ ихъ жестокости, состражди страждущимъ и вмѣстѣ молись Богу, произнося псаломъ семьдесятъ восьмой.

22) Желая пѣть Господу въ праздникъ, созови рабовъ Божіихъ и воспѣвай псалмы восьмидесятый и девяносто четвертый.

Когда же снова соберутся отовсюду всѣ враги и будутъ угрожать дому Божію, и завѣщаютъ завѣтъ на благочестіе; тогда, чтобы не упасть тебѣ духомъ отъ ихъ множества и могущества, какбы якоремъ надежды имѣешь изреченное въ псалмѣ восемьдесятъ второмъ.

И если увидишь домъ Божій и вѣчныя Божіи селенія, и будешь имѣть такое же желаніе преселиться въ нихъ, какое имѣлъ Апостолъ; то и ты произнеси псаломъ восемьдесятъ третій.

Если же, по прекращеніи гнѣва и по окончаніи плѣна, хочешь возблагодарить Господа; то имѣешь псалмы восемьдесятъ четвертый и сто двадцать пятый.

И если желаешь знать отличіе вселенской Церкви отъ расколовъ и посрамить раскольниковъ; то можешь читать написанное въ псалмѣ восемьдесятъ шестомъ.

А желая и себя самого и другихъ поощрить къ богочестію и утвердить въ той мысли, что надежда на Бога не постыждаетъ, но дѣлаетъ душу небоязненною, — восхвали Бога, повторяя сказанное въ псалмѣ девяностомъ.

Хочешь ли воспѣвать въ субботу? имѣешь псаломъ девяносто первый.

23) Желаешь ли благодарить въ день воскресный? имѣешь псаломъ двадцать третій.

Хочешь ли пѣть во второй день по субботѣ? для сего имѣешь написанное въ псалмѣ сорокъ седьмомъ.

Желаешь ли пѣть въ пятокъ? для сего имѣешь пѣснь хвалы въ псалмѣ девяносто второмъ. Ибо тогда, какъ воздвигнутъ былъ крестъ, построенъ былъ домъ Божій, хотя и умышляли враги окружить его, и потому въ побѣдную пѣснь Богу прилично воспѣть сказанное тогда въ псалмѣ девяносто второмъ.

Если же, во время бывшаго плѣненія, домъ Божій разоренъ и снова созданъ; то пой сказанное въ псалмѣ девяносто пятомъ.

И если желаешь воспѣть, что земля освободилась отъ враговъ, и покоится наконецъ въ тишинѣ, и царствуетъ Господь; то имѣешь псаломъ девяносто шестой.

Желаешь ли воспѣвать въ четвертый день по субботѣ? имѣешь псаломъ девяносто третій, ибо въ сей день Господь преданъ и положилъ начало карающаго суда надъ смертію и побѣднаго торжества надъ нею. Посему, когда, читая Евангеліе, видишь, что въ четвертый день по субботѣ іудеи составляютъ совѣтъ противъ Господа; тогда, взирая на то, какъ Господь предаетъ за насъ осужденію діавола, воспѣвай сказанное въ псалмѣ девяносто третьемъ.

И еще, видя Господній о всемъ Промыслъ и Господнее владычество, и желая другихъ научить вѣрѣ въ Господа и послушанію, прежде всего убѣдивъ ихъ исповѣдаться, пой псаломъ девяносто девятый.

И если, познавъ, что Господу принадлежитъ власть судіи, и что Богъ судитъ, срастворивъ судъ съ милостію, пожелаешь приступить къ Нему, то имѣешь для сего сказанное въ псалмѣ сотомъ.

24) А если въ затруднительныхъ обстоятельствахъ жизни, сдѣлавшись какбы нищимъ, по немощи нашей природы, впадешь когда-либо въ уныніе духомъ и пожелаешь себѣ утѣшенія; то имѣешь псаломъ сто первый.

И поелику за все и во всемъ подобаетъ намъ благодаршь Бога, то, когда хочешь благословить Его, для возбужденія души своей и для чтенія имѣешь псалмы сто второй и сто третій.

Желаешь ли восхвалить Бога и узнать, какъ и за что должно восхвалять Его, и какія слова приличны восхваляющему? имѣешь псалмы: сто четвертый, сто шестой, сто тридцать четвертый, сто сорокъ пятый, сто сорокъ шестой, сто сорокъ седьмой, сто сорокъ восьмой и сто пятидесятый.

Имѣешь ли вѣру въ то, что сказалъ Господь, и вѣруешь ли тому, чтó произносишь въ молитвѣ? читай псаломъ сто пятнадцатый.

Сознаешь ли свое преспѣяніе въ дѣлахъ, такъ что можешь сказать о себѣ: задняя убо забываю, въ предняя же простираюся (Флп. 3, 13)? въ пятнадцати пѣсняхъ степеней имѣешь, что говорить тебѣ при каждомъ преспѣяніи.

25) Плѣненъ ты чуждыми помыслами, и почувствовалъ, что отводятъ тебя въ рабство, и пришелъ въ себя? перестань наконецъ, и остановившись въ грѣхѣ своемъ, на чемъ застигъ ты самъ себя, сядь, плачь, и какъ сдѣлали нѣкогда израильтяне, такъ и ты повторяй написанное въ псалмѣ сто тридцать шестомъ.

Если же, искушенія признавая для себя испытаніемъ, желаешь послѣ искушеній возблагодарить; то у тебя есть псаломъ сто тридцать восьмой.

Снова окружили тебя враги и хочешь избавиться отъ нихъ? читай сказанное въ псалмѣ сто тридцать девятомъ.

Желаешь ли вознести прошеніе и молиться? пой псалмы пятый и сто сорокъ второй.

Возсталъ на народъ врагъ мучитель? не ужасайся, какъ Давидъ не убоялся Голіаѳа, но вѣруй и ты подобно Давиду, воспѣвая сказанное въ псалмѣ сто сорокъ третьемъ; а потомъ, дивясь Божіимъ благодѣяніямъ и содержа въ памяти Божію благость, явленную на тебѣ и на всѣхъ, если желаешь благословить за это Бога, говори словами Давида, какія изрекъ онъ въ псалмѣ сто сорокъ четвертомъ.

Желаешь ли пѣть Господу? имѣешь, что изречь — псалмы девяносто второй и девяносто седьмой.

Если ты малъ, но для какой-нибудь потребности предпочтенъ братіямъ твоимъ; то не превозносись предъ ними, но, воздавъ славу избравшему тебя Господу, воспой и ты псаломъ сто пятьдесятъ первый, собственно принадлежащій Давиду.

Но желаешь ты пѣть ѵпакои, надписанные: аллилуія? имѣешь псалмы: сто четвертый, сто пятый, сто шестой, сто одиннадцатый, сто двѣнадцатый, сто тринадцатый, сто четырнадцатый, сто пятнадцатый, сто шестнадцатый, сто семнадцатый, сто восемнадцатый, сто тридцать четвертый, сто тридцать пятый, сто сорокъ пятый, сто сорокъ шестой, сто сорокъ седьмой, сто сорокъ восьмой, сто сорокъ девятый, сто пятидесятый.

26) Когда желаешь воспѣвать, что въ особенности сказано о Спасителѣ: тогда и въ каждомъ псалмѣ найдешь нѣчто такое; преимущественно же имѣешь для сего псалмы сорокъ четвертый и сто девятый, въ которыхъ изображены Его преискреннее рожденіе отъ Отца и пришествіе во плоти; псалмы двадцать первый и шестьдесятъ восьмой, въ которыхъ предсказаны божественный крестъ, и то, какимъ подвергся кознямъ, и что претерпѣлъ Онъ за насъ; псалмы второй и сто восьмой, въ которыхъ обнаружены злоумышленіе и лукавство іудеевъ, также предательство Іуды Искаріотскаго; псалмы двадцатый, сорокъ девятый и семьдесятъ первый, въ которыхъ изображены Его царство, власть какъ судіи, и второе пришествіе къ намъ во плоти и призваніе язычниковъ; псаломъ же пятнадцатый показываетъ Его воскресеніе во плоти; а псалмы двадцать третій и сорокъ шестой возвѣшаютъ восшествіе Его на небеса. Также, читая псалмы девяносто второй, девяносто пятый, девяносто седьмой и девяносто восьмой, можешь усмотрѣть благодѣянія Спасителя, оказанныя намъ Его страданіями.

27) Таковы отличительныя черты книги Псалмовъ, содержащей въ себѣ на пользу людямъ, въ иныхъ псалмахъ служащее къ исправленію движеній въ каждой душѣ, а въ прочихъ, какъ сказано прежде, многочисленныя пророчества о, пришествіи во плоти Господа нашего Іисуса Христа. Но необходимо не преходить молчаніемъ и того, почему таковыя словеса поются плавнымъ и пѣсненнымъ напѣвомъ. Ибо нѣкоторые у насъ изъ людей простыхъ, хотя вѣруютъ, что самыя изреченія богодухновенны, однако-же думаютъ, что поются псалмы по благозвучію для услажденія слуха. А это несправедливо. Ибо Писаніе не заботится о пріятности и сладкорѣчіи, да и пѣніе установлено для пользы душевной, какъ вообще, такъ въ особенности по двумъ слѣдующимъ причинамъ. Во-первыхъ, прилично было, чтобы божественное Писаніе пѣснословило Бога не только послѣдовательною рѣчью, но и неимѣющею строгой послѣдовательности. Такъ, рѣчью связною сказано принадлежащее къ Закону и Пророкамъ и все повѣствовательное, со включеніемъ Новаго Завѣта; неимѣющею же строгаго порядка рѣчью сказано заключающееся во псалмахъ и пѣснопѣніяхъ; а этимъ и соблюдается требуемое Закономъ, чтобы люди любили Бога всею крѣпостію и силою. Во-вторыхъ, какъ приведеніемъ въ стройность свирѣлей производится согласіе звуковъ; такъ, поелику и въ душѣ бываютъ различныя движенія, есть въ ней сила мыслящая, вожделѣвающая и раздражительная, и ихъ движеніемъ производится дѣятельность тѣлесныхъ членовъ, то разумъ требуетъ, чтобы человѣкъ не былъ въ разногласіи и раздорѣ съ самимъ собою, такъ чтобы мыслить ему хорошо, а дѣлать худо, подобно Пилату, говоря: ни единыя вины обрѣтаю въ Немъ (Іоан. 18, 38; 19, 4), и соглашаясь съ мнѣніемъ іудеевъ; или вожделѣвать худого, и не быть въ состояніи сдѣлать это, какъ старцы съ Сусанною; или еще: не прелюбодѣйствовать, но красть, или не красть, но убивать, или не убивать, но говорить хулу.

28) Посему, чтобы не произошло какого-либо подобнаго смятенія, разумъ требуетъ, чтобы душа, по слову Апостола, имѣя умъ Христовъ (1 Кор. 2, 16), пользовалась этимъ вождемъ, и имъ сдерживала, что есть въ ней страстнаго, и начальствовала надъ тѣлесными членами, приводя ихъ въ послушаніе разуму, и чтобы, какъ бряцало въ гармоніи, такъ самъ человѣкъ, содѣлавшись псалтиремъ, и внимая духу, всецѣло во всѣхъ членахъ и движеніяхъ послушенъ былъ и служилъ Божіей волѣ. Подобіемъ же и образомъ такого безмятежнаго и спокойнаго состоянія помысловъ служитъ приведенное въ стройную мѣру произношеніе псалмовъ; потому что, какъ душевныя помышленія свои дѣлаемъ извѣстными и выражаемъ посредствомъ произносимыхъ нами словъ, такъ и Господь, желая, чтобы сладкозвучіе словъ служило символомъ духовной стройности въ душѣ, установилъ пѣть чинно и произносить псалмы на-распѣвъ. И это есть потребность души, чтобы ей быть въ добромъ расположеніи, по написанному: благодушествуетъ ли кто въ васъ, да поетъ (Іак. 5, 13).

Такъ устраняется тревожное, грубое, безпорядочное въ душѣ, и врачуется скорбное, когда поемъ: вскую прискорбна еси душе моя? И вскую смущаеши мя (Псал. 41, 6. 12)? Такъ познаетъ она погрѣшительное, говоря: мои же вмалѣ не подвижастѣся нозѣ (Псал. 72, 2). Такъ укрѣпляетъ надеждою страшливое, когда говоритъ: Господь мнѣ помощникъ, и не убоюся, что сотворитъ мнѣ человѣкъ (Псал. 117, 6).

29) Посему, не такимъ способомъ читающіе божественныя пѣсни псалмопѣвствуютъ неразумно, услаждаютъ же сами себя и навлекаютъ на себя порицаніе, что не красна похвала во устѣхъ грѣшника (Сир. 15, 9). Но поющіе сказаннымъ выше способомъ, — такъ что благозвучіе реченій происходитъ у нихъ отъ благонастроенности души и отъ согласія ея съ духомъ, — хотя поютъ устами, но, воспѣвая вмѣстѣ и умомъ, великую доставляютъ пользу не только себѣ, но и желающимъ ихъ слушать. Такъ блаженный Давидъ, поя предъ Сауломъ, и самъ благоугождалъ Богу, и удалялъ отъ Саула смятеніе духа и припадокъ неистовства, и приводилъ душу его въ упокоеніе. Такъ священники, воспѣвая, призывали души народа къ безмятежію и единомыслію съ ликовствующими на небесахъ. Такъ произношеніе псалмовъ на-распѣвъ не показываетъ старанія о благозвучіи, но служитъ знакомъ стройности помысловъ въ душѣ, и приведенное въ стройную мѣру чтеніе есть символъ благонастроеннаго и необуреваемаго состоянія ума. Ибо и то, чтобы хвалить Бога на кимвалахъ доброгласныхъ, гусляхъ и десятострунномъ псалтири, было также символомъ, что и тѣлесные члены приведены въ правильное сочетаніе, какъ струны, и душевные помыслы содѣлались подобными кимваламъ, и уже все это приводится въ движеніе и оживляется гласомъ и духомъ устъ, такъ что, по написанному, человѣкъ духомъ живетъ, и умерщвляетъ дѣянія плотская (Рим. 8, 13). Такимъ образомъ, кто поетъ хорошо, тотъ приводитъ въ стройность душу свою, и какбы изъ неровной дѣлаетъ ровною, и душа, пришедши въ состояніе сообразное съ ея природою, ничего не боится, но дѣлается тѣмъ паче способною къ живости представленій и пріобрѣтаетъ большее желаніе будущихъ благъ; потому что настроенная благозвучіемъ реченій забываетъ страсти, и помышляя лучшее, съ радостію обращается къ уму сущему во Христѣ.

30) Поэтому, чадо, каждый читающій книгу сію долженъ все въ ней читать съ искреннимъ расположеніемъ, потому что все въ ней богодухновенно; но сверхъ того извлекать изъ нея, какъ изъ сада, на пользу себѣ то именно, въ чемъ видитъ онъ для себя потребность. Ибо, по моему мнѣнію, въ этой книгѣ измѣрены и описаны словомъ вся жизнь человѣческая, и душевныя расположенія, и движенія помысловъ, и сверхъ изображеннаго въ ней ничего болѣе не отыщется въ человѣкѣ. Потребно ли покаяніе или исповѣданіе, постигли ли кого скорбь или искушеніе, гонимъ ли кто, или избавился отъ злоумышленій, сталъ ли кто опечаленъ или смущенъ, и терпитъ что-либо подобное сказанному выше, или видитъ себя преуспѣваюшимъ, а врага приведеннымъ въ бездѣйствіе, или намѣренъ восхвалить, возблагодарить и благословить Господа, — для всего этого имѣетъ наставленіе въ божественныхъ псалмахъ. Ибо надлежитъ выбрать, что сказано во псалмахъ на каждый такой случай, и читать это, какбы написанное о самомъ читающемъ, и приведя себя въ расположеніе, согласное съ написаннымъ, вознести сіе къ Богу.

31) И никто да не облекаетъ сего реченіями внѣшняго краснорѣчія, да не пытается передѣлывать или вовсе измѣнять выраженія, но пусть неухищренно такъ читаетъ и поетъ написанное, какъ оно сказано, чтобы послужившіе намъ въ этомъ святые, узнавая свое, вмѣстѣ съ нами молились, лучше же сказать, чтобы самъ Духъ, вѣщавшій во святыхъ, видя тѣ самыя слова, какія Онъ внушилъ святымъ, содѣлался нашимъ помощникомъ. Ибо въ какой мѣрѣ жизнь святыхъ лучше жизни другихъ, въ такой же и объ употребленныхъ ими реченіяхъ справедливо можно сказать, что они лучше и сильнѣе сочиняемыхъ нами. Ибо этимъ угодили они Богу и, вѣщая все это, какъ сказалъ Апостолъ, побѣдиша царствія, содѣяша правду, получиша обѣтованія, заградиша уста львовъ, угасиша силу огненную, избѣгоша острея меча, возмогоша отъ немощи, быша крѣпцы во брани, обратиша въ бѣгство полки чуждихъ, пріяша жены отъ воскресенія мертвыхъ своихъ (Евр. 11, 33-35).

32) Посему и нынѣ каждый, произнося псалмы, пусть будетъ благонадеженъ, что Богъ скоро услышитъ просящихъ псаломскимъ словомъ. Ибо скорбитъ ли кто, — читая ихъ, великое увидитъ въ нихъ утѣшеніе. Терпитъ ли искушеніе и гоненіе, — поя псалмы, явится благоискуснымъ, и будетъ покровительствуемъ Гсподомъ, Который покровительствовалъ изрекшаго псаломъ; ими обратитъ въ бѣгство діавола и отразитъ демоновъ его. Если кто и согрѣшилъ, — читая ихъ, придетъ въ себя и перестанетъ грѣшить. А если кто не согрѣшилъ, увидитъ себя радующимся, что соревнуетъ предварившимъ, и воспѣвая псалмы, превозмогаетъ въ борьбѣ, и онъ во вѣкъ не поколеблется въ истинѣ, но обличитъ обольщающихъ и намѣревающихся ввести въ заблужденіе.

Споручникомъ же ему въ этомъ не иной кто, но само божественное Писаніе. Ибо Моисею Богъ заповѣдалъ написать великую пѣснь и научить народъ; ему же, поставленному вождемъ, повелѣваетъ написать Второзаконіе и изреченія этой книги имѣть всегда въ рукахъ и изучать, потому что содержащихся въ нихъ словесъ достаточно къ тому, чтобы напоминать о добродѣтели и вспомоществовать изучающимъ ихъ съ искреннимъ расположеніемъ. И дѣйствительно, когда Іисусъ Навинъ вошелъ въ землю обѣтованія, тогда видя, что полчища враговъ и всѣ цари аморрейскіе сошлись на брань, вмѣсто оружій и мечей, въ-слухъ всѣхъ прочитавъ Второзаконіе, напомнивъ имъ изреченія Закона, и ими вооруживъ народъ, преодолѣлъ враговъ. И Царь Іосія, когда нашелъ книгу и прочелъ въ-слухъ всѣмъ, не убоялся уже враговъ. И если когда у народа Божія бывала война, предшествовалъ всѣмъ кивотъ, заключавшій въ себѣ скрижали Закона, и ихъ достаточно было для вспоможенія вмѣсто всякаго ополченія, если только въ носящихъ кивотъ и въ самомъ народѣ не было какого-либо господствующаго грѣха и лицемѣрія; потому что потребны были вѣра и собственное расположеніе людей, чтобы Законъ содѣйствовалъ къ исполненію ими просимаго.

33) Посему-то, сказалъ старецъ, слышалъ я отъ мужей мудрыхъ, что въ древности у израильтянъ чтеніемъ только Писанія изгоняли демоновъ, и обличали козни, чинимыя ими людямъ. А потому, продолжалъ онъ, достойны всякаго осужденія тѣ, которые, оставивъ это и сами сочинивъ себѣ отвнѣ заимствованныя красивыя рѣчи, за это самое именуютъ себя заклинателями. Ибо они болѣе ребячествуютъ и отдаютъ себя бѣсамъ на посмѣяніе, что и было съ упоминаемыми въ Дѣяніяхъ іудеями, сынами Скевы, которые такимъ способомъ вознамѣрились заклинать демоновъ. Поэтому демоны, слыша отъ таковыхъ заклинанія ихъ, издѣваются надъ ними. А слова святыхъ страшны бѣсамъ, и они не могутъ выносить ихъ; потому что въ изреченіяхъ Писанія — Самъ Господь, Котораго не терпя, вопіяли демоны: молюся Ти, не мучи мене прежде времени (Лук. 8, 28). Ибо, видя только присутствіе Господне, были они сожигаемы. Такъ и Павелъ повелѣвалъ нечистымъ духамъ; такъ и ученикамъ покорствовали бѣсы. И на Елиссеѣ пророкѣ была рука Господня, и пророчествовалъ тремъ Царямъ о водахъ, когда пѣвецъ воспѣвалъ по заповѣди (4 Цар. 3, 15). Такъ и нынѣ то-же пусть читаютъ надъ страждущими; этимъ и страждущему скорѣе оказана будетъ помощь, и читающій покажетъ свою истинную и твердую вѣру, а потому и Богъ, видя ее, подастъ просящимъ совершенное уврачеваніе.

Зная это, и святый сказалъ въ сто восемнадцатомъ псалмѣ: во оправданіихъ Твоихъ поучуся; не забуду словесъ Твоихъ (16); и еще: пѣта бяху мнѣ оправданія Твоя на мѣстѣ пришелствія моего (54). Ибо въ нихъ пріобрѣтали святые спасеніе, говоря: аще бы не законъ Твой поученіе мое былъ, тогда убо погиблъ быхъ во смиреніи моемъ (92); какъ и Павелъ симъ ограждалъ ученика своего, говоря: въ сихъ поучайся, въ сихъ пребывай, да преспѣяніе твое явлено будетъ (1 Тим. 4, 15).

Сему поучаясь и такъ читая псалмы, и ты, руководствуемый Духомъ, возможешь постигнуть смыслъ каждаго, и возревнуешь о таковой же жизни, какую имѣли изглаголавшіе ихъ богоносные святые мужи.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть четвертая. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 3-35. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903.

Наверхъ / Къ оглавленiю раздѣла
I Русскiй Порталъ I Наслѣдiе Святой Руси I Русскiй агiографъ I Держава Россiйская I Гостевая книга I Новости
I

«Русскiй Порталъ» © 2004-07, Александръ Клименко. При поддержкѣ Canto.ru.

Православный Месяцеслов Online